Зачем ты основал «Южноуральскую тропу»?
У моего дедушки покосы на альпийских лугах на Южном Урале, недалеко от Белорецка, поселка Тирлян. Эти покосы, запахи трав, горы, ручьи – будучи взрослым, я вернулся в эти горы, стал ходить по ним. И решил объединить все классные тропинки – Иремель, Инзерские Зубчатки и другие знаковые места в одну большую тропу. Маленькие тропинки – это классно. А когда они все интегрированы в один большой проект – это круто. У нас есть команда, в начале сезона мы идем, маркируем тропу.
Маркировка – чтобы человек не заблудился?
Да. Еще есть трек, который мы выкладываем, там есть все ручьи, стоянки, деревни с магазинами, гостиницы. Тропа устроена таким образом, чтобы ты мог идти без палатки, чтобы после каждого дня пути ты мог ночевать либо в деревне, где есть ночлег, либо в гостинице, горном приюте.
Для чего? Чтобы ходили туристы. Есть Белорецк, а есть маленькие селения – чтобы туристы через них шли, тратили деньги, оставались на ночевку, покупали молоко, корот, мед, баньку заказывали. Чтобы эти деревни тоже развивались.
Сколько времени нужно, чтобы пройти всю Южно-Уральскую тропу от начала до конца?
Тому, кто хоть немного ходил (по горам) – три недели. Если у тебя нормальная спортивная подготовка – две недели. Рекорд пока держится – десять дней.
А на выходные приехать, пройти кусок тропы – сколько это стоит?
Ничего не стоит.
Ну как?
Ну так. Бензин на авто, в котором несколько человек едут в складчину. Ночлег ты выбираешь по своему карману – от 300, скажем, рублей до 8000 за ночь в хорошем отеле. В среднем провести выходные с человека выходит 1500-2000-3000 рублей.
Активный отдых по горам не для всех. Люди любят all inclusive, пляж, лежать, диван.
Я смотрю на тренды. А они таковы, что все больше и больше людей занимаются активным отдыхом. Раньше – да: шашлычки, банька, бухнуть, весело, классно.
Теперь же все больше людей занимаются спортом. Сначала – походы. Не просто походы в обычном понимании с палаткой. А в хорошем отеле: прогулялся с палочками, вернулся – у тебя прекрасный ужин с вином.
Ты сейчас glamping описываешь.
Неважно. Посередине там активный отдых. А после активного отдыха и аппетит хороший, и настроение прекрасное.
Более физически подготовленные люди проходят большие участки тропы. Сейчас очень модная тема – трейлы. Это бег по горам.
Ты не представляешь: деревенька, в которой живут 20 человек. И тут приезжают 5000 человек – из Москвы, из Питера, ты это место, поляну, не можешь узнать. И они все здесь, чтобы побегать по горам Южного Урала.
Это для нас Южный Урал – ну, горы. А для них это приключение. И кучу денег они оставляют в Башкирии.
У тебя авторские туры есть?
У меня есть несколько авторских туров и по тропе, и по России. Это, например, Иремель, Плато Путорана (горный массив в Арктике).
По подготовленности есть «три звездочки». Первая – человек не подготовленный. Вторая – более или менее подготовленный, три звезды – супервыносливый человек должен быть, как минимум 60 километров в день должен пройти.
А минус три звезды есть?
Под коньячок?
Кстати, люди разные бывают. Неадекваты попадаются?
В моих турах таких нет, у меня очень жесткий отбор. А вообще, да, бывают.
У нас есть «Фестиваль Южноуральской тропы». У нас вообще новая концепция «Новый турист». Это тот, кто ходит пешком, с палочками (скандинавская ходьба), это, скорее всего, семьянин с детьми, по профессии инженер, служащий, айтишник, они с женой отдыхают в хороших отелях, у них есть иномарка. А туристы, которые с рюкзаками, палатками, «тушенка-бухло» – эти туристы уже старые стали. А новые туристы не бухают, они за условно-здоровый образ жизни.
И вдруг мы поняли, что таких туристов очень много, они активно помогают в тропе, ходят в походы. И мы решили сделать фестиваль, но чтобы те туристы классические, которые любят побухать, похулиганить, чтобы они не пришли. Мы назвали фестиваль семейным.
Где деньги, Раис?
Что за срач ты недавно устроил в соцсетях, где тебя в связи с властями обвинили?
Было прикольное мероприятие для детей про малую родину, что-то вроде «Что? Где? Когда?». Собрались 400 школьников со всей Башкирии. Очень классная игра, эмоции дичайшие. А я им лекцию читал по вертикальному видео – рассказал, как набирать миллионы просмотров, показал свои ролики.
Мероприятие это проходило под патронажем какого-то федерального молодежного движения. А я об этом даже знать не знал. И кто-то написал, что раз я пошел туда, то я поддерживаю правительство. А я не правительство – я детей поддерживаю.
И тут же подросток в комментарии такие теплые слова написал: «Спасибо, что вы были, я в этот момент, когда вы читали лекцию, я играл, жалко, что пропустил, но я вас читаю». Это было так мило, и таких комментариев много. А негатива мало, и я отношусь к ним по-доброму. Ну, понимаю, что человеку тяжело бывает.
Ты взрослый человек, и ты должен понимать, что жизнь, во-первых, многогранна, а во-вторых, мы живем в разные исторические эпохи. Для тебя какие есть границы конформизма и компромисса? На что и ради чего ты готов?
Очень правильный вопрос: почему люди вынуждены идти на некий компромисс. Люди что-то делают, но не всегда они реализуют собственную идею, чужую идею. И они находятся в рамках, например, зарплату получают и не могут уйти, что-то еще. Они находятся в рамках чужой системы, чужой идеи.
Я максимально отдалился от всего этого, от государства, от людей, от тусовок. Я создаю собственные идеи, тусовки, собственные проекты.
Все, кто помогает Башкирии, Южноуральской тропе, блогерству – я с ними сотрудничаю. Если не помогают – не сотрудничаю. На Южноуральскую тропу мы не берем деньги у государства, у нас все базируется на нашем сообществе.
Ты говоришь, что отдалился от всех государственных тем…
Я отдалился, но я не против них. Если где-то вместе получается – с удовольствием.
В каких мероприятиях, кроме тропы, Башкирии и детей ты готов посотрудничать?
Ну вот, конференция по ИИ (искусственный интеллект) будет в рамках «Международной недели бизнеса». Но это ведь развитие нашей Башкирии – конечно, я помогаю.
Ты говоришь, отодвинулся от государства. Твой Digital Курултай был организован при поддержке государства.
Важный момент: это не государственный, это мой личный проект. А правительство Башкирии захотело принять участие – я с удовольствием, принимайте. Мы провели прекрасный Digital Курултай, это было «золотое время», 2019 год.
«Золотое» и денежное – сколько ты на этом напилил денег на грантах? Где деньги, Раис?
Один раз Digital Курултай в 2019 году был в Курултае (здание Госсобрания – Курултая). Тогда деньги выделялись по линии туризма (Госкомтуризма). Значительную часть денег я привлек через партнеров. Я не только взял денег и на них все сделал, я еще и привлек кучу денег, потому что это мой проект. Потратили денег, кстати, очень мало по сравнению с тем, сколько обычно тратится на такие конференции.
Так что с распилом денег?
Ну какой распил – что за глупости.
А то, что про тебя в Facebook* писали, что с тобой нельзя иметь дело?
На это я отвечу так: я настолько идеальный, что это хорошо, когда такие вещи бывают (когда пишут). Они как перчинки в нашем интервью.
Как ты оцениваешь эффективность PR руководства республики и Радия Хабирова в частности? Его раз за разом «ловят» в дорогой одежде. Он ведь может для фотосессии надеть что-нибудь подешевле, например, из условной Zara, а не из ЦУМа? Ему что, подсказать некому?
Я не знаю, что это был за скандал.
Этот скандал не один, он перманентный, повторяется постоянно.
Я был бы рад, если бы глава наш был в очень классной и дорогой одежде. Я сам люблю классную и дорогую одежду.
Мы все любим, когда красиво, качественно и дорого. Вопрос не про это.
Отвечу как Раис Габитов, а не как пиарщик Радия Фаритовича: я не стал бы за него голосовать, если бы он оделся в Zara. Уж извините.
Как ты профессионально оценишь кейс с деревьями в Уфе?
Несколько дней назад на центральных улицах Уфы вырубили большие деревья, что вызвало возмущение горожан. Главе города Ратмиру Мавлиеву пришлось собрать брифинг, в ходе которого он попенял на своих подчиненных за то, что те не смогли по данному вопросу выстроить с горожанами эффективную коммуникацию.
Я был одним из тех, кто возмущался. Прохожу по Чернышевского, там чуть ли не с корнем вырубают деревья, которые вроде бы нормальные. Я выложил stories с возмущением. Я понимаю, что мэр нормальный, вице-мэр Денис Ганиев прекрасный. Я говорю: ребята, если вырубаете, вы объясните, что вы это делаете для того-то и того-то, что вместо этого будет что-то и что-то. И все – вопросов не будет к вам.
Но у них, я так могу предположить, что у них настолько сейчас, простите, попа горит в преддверии празднования 450-летия Уфы (2024 год), им просто не до этого, у них куча задач. Кто-то просто не подумал, что может такое (массовое возмущение людей) произойти.
Раис, это всегда, это не только сегодня, они всегда не думают – что пять, что десять лет назад.
Чувак, у нас вся страна такая.
Ты организовал лучший, на мой взгляд, «Бал прессы» (2019 год). Потом ты сказал, что никогда больше не будешь его делать.Во-первых, я организовал не «Бал прессы», а премию на нем. Во-вторых, 2018 год, Радий Фаритович пришел, все подружились. Было предчувствие классного нового. И я почувствовал, что много живой энергии пришло в СМИ. Я предложил организаторам сделать премию, они согласились. Я попросил не вмешиваться – окей. Было очень классно, там были и «Пруфы», они вроде, по-другому тогда назывались. Победило классное издание, которое писало и оппозиционные статьи.
Так почему больше не будешь делать эту премию?
Такая ситуация была один раз – всё. Потом стали гайки крутить, всех этих людей стало нельзя собрать вместе.
«Я не монгол – я из Башкирии»
Тебе недавно исполнилось 54 года, и ты стал популярным тик-токером и ютубером. Как ты докатился до такой жизни? В твоем возрасте пора подумать о других вещах.
Случайно. Я давно писал и в ЖЖ («Живой журнал», Live Journal), в Facebook* Потом я вижу – меняются платформы, появляются новые, как YouTube, TikTok. Я снимал, ничего не получалось, никто их не смотрел.
И однажды, во время восхождения на гору, я начал снимать: «Вот, смотрите, мы сегодня идем на гору такую-то». Снимаю и рассказываю: «Поднимаемся на гору, вот гора, посмотрите, как здесь классно». Снял, выложил. И бам! 50 тысяч просмотров!
Раньше я старался что-то снимать по правилам, следовал трендам, и ничего. А тут выложил обычную историю. Оказывается, истории – это очень важно.
Stories? (короткие видео на сутки)
Истории, как story telling (рассказ интересной истории). Важно делать это интересно. Если для тебя это обычные горы, а для человека – это что-то, что он видит и узнает впервые, ему это интересно. И я стал в вертикальных роликах снимать то, что мне нравится самому. Это ключевой момент. Путешествия, горы, еда прикольная, это Башкирия. Потом я научился делать так, чтобы ролик набирал полтора миллиона просмотров.
Как?
Ты хочешь, чтобы я секрет раскрыл?
Да, я никому не расскажу.
Окей. Смотри. Ты быстро листаешь ленту, не останавливаясь ни на чем, просто пролистываешь. А потом – хоп и зацепился, понял: «Буду смотреть ролик до конца». Нужно создавать вещь, которая зацепит с первого кадра и захватит твое внимание до конца. Это ровно то, что ты делаешь в СМИ: правильный заголовок как половина результата. Потом, по мере смены кадров какая-то драма происходит, а в конце резко обрывается. И ты такой: «Что это было? Хочу еще раз посмотреть».
Ты только короткие ролики снимаешь?
В основном да. Это придумал TikTok, остальные соцсети взяли на вооружение, потому что им необходимо захватить наше внимание. За это они получают очень большие деньги.
А ты как автор видео много получаешь денег с соцсетей?
Есть три вида монетизации. Первый, когда сама соцсеть платит за количество просмотров. В России сейчас с этим известные проблемы, остался только «Дзен», там я за год заработал целую тысячу рублей.
Второй вариант зарабатывать деньги в соцсетях – реклама и рекламные интеграции. В минутном ролике, конечно, интеграцию показать трудно. Но в минутном ролике можно интересно, увлекательно рассказать о чем-то. Мой самый популярный ролик как раз рекламный – 33 миллиона просмотров, бесконечное количество репостов. Это ролик о том, как делают бумагу на одном из российских предприятий.
Третий способ монетизации, он идеальный – это когда у блогера есть свой продукт. Например, у тебя есть авторский тур (как у меня) и ты пишешь, снимаешь о путешествиях. Или ты кулинар, делаешь торты и снимаешь, как ты их делаешь, и все про это.
Какое общее количество просмотров твоих роликов?
На YouTube у меня 350 тысяч подписчиков, «Серебряная кнопка». Набрал за 1 год. Количество просмотров за этот год – около 200 миллионов.
Где тебя знают, кроме Арт-Квадрата?
В России почти в любом городе узнают: либо таксисты, либо дети, которые смотрят TikTok. Я очень популярен в Узбекистане, Казахстане, вообще в Центральной Азии, потому что я везде там как свой, у меня лицо азиатское. И при этом говорю прекрасно по-русски. Меня спрашивают: почему я так хорошо говорю по-русски, хотя на лицо я не русский явно. Я всегда с гордостью говорю: я – башкир!
В дальнем зарубежье тоже узнают?
Нас приглашало правительство Монголии, там в клубе одном узнали, да. И когда из Монголии вернулся, миллионов 30-40 Монголия набрала (просмотров).
Амбассадор Башкирии – откуда это название?
Я сам придумал, сам себя назначил амбассадором. Недавно провел генетический анализ, который показал: я – стопроцентный башкир. В какой-то момент я забежал на гору, и мне стало так хорошо. Я почувствовал запахи природы, все окружающее меня. Я находился в уединении с моей природой, моим детством, с моей родиной, где я родился и вырос. Я себе сказал: я отсюда не уеду.
А ты куда-то собирался уезжать?
Когда ты развиваешься, ты рано или поздно достигаешь определенной вершины, где тебе становится мало. И, чтобы развиваться дальше, ты должен переступить на следующую ступень. В диджитале, в медиа, в СМИ, пока ты в губернском городе, пока ты позиционируешься как башкирское СМИ, ты не станешь федеральным, пока не уедешь в Москву. Все мои друзья и коллеги по диджитал из Волгограда, Омска, Саратова, они уехали в Москву, устроились в большие компании, прекрасно живут, делают великие вещи.
Я смотрю на них и даже немного завидую. Но я для себя решил: я хочу жить здесь.
Ты решил не развиваться?
Я решил, что если я не смогу здесь больше развиваться, то я буду развивать всю Башкирию. Так я и стал амбассадором. И делаю проекты, которые развивают республику: это Южноуральская тропа, Диджитал-Курултай, Вертикальное видео. Я провел первую в России конференцию по вертикальному видео здесь в Башкирии. Это очень приятно.
Сюда все прилетели, было очень много татар. Татары вообще всегда прилетают, как только чуют что-то прикольное, сразу всем эшелоном приехали сюда. Причем самые передовые татары из самых крутых агентств.
Угадай, сколько было башкир из СМИ, например?
Может быть, ты плохо звал?
Ты думаешь, я других звал? Они подписаны, увидели и сразу сами приехали. Чуйка.
Как амбассадор Башкирии ты как-то замерял эффективность своего амбассадорства?
Мое амбассадорство – это мое внутреннее стремление. Эффективность – 100%.
То есть ты приезжаешь в Монголию, тебе говорят: ты монгол. А ты говоришь: я из Башкирии?
Конечно! Куда бы я ни приезжал, я рассказываю о Башкирии.
Сколько же казусов было: «Уфа – это Улан-Удэ?»; «Башкортостан – это Таджикистан?».
Я их разрушаю. Куда я приезжаю, мне говорят: Раис из Башкирии, они классные!
И не только я приезжаю – я их зову, они к нам приезжают. Я им показываю нашу еду, увожу их в горы, угощаю их кумысом, вожу их в Арт-Квадрат, знакомлю с современным искусством. Через это люди влюбляются в Башкирию и уезжают зараженные этой любовью.
Есть ли жизнь после shorts?
Ты говоришь, что следуешь за трендами. После вертикального видео, какие тренды ты уже наблюдаешь?
Вертикальное видео пока живет, но рано или поздно его время пройдет.
Не просто тренд, не просто новая волна, а цунами, которое сейчас нас всех захлестнет – искусственный интеллект. Это фантастика, что происходит.
Ну, вот взять если ChatGPT, его бесплатная версия 3,5 не просто слабенькая, она тупенькая. ИИ не может внести, скажем, в текст эмоции.
ИИ может внести другое. Он может проанализировать кучу постов, понять, что там пишется.
Это чисто механика.
Да, механика, но ты это не можешь руками сделать, а он может проанализировать большой объем информации. Он может сделать для тебя что-то личное персонализированное.
Недавно была презентация ChatGPT Turbo. Он такие невероятные вещи вытворяет.
Например?
Например, я хочу посетить Париж и какие-то 10 мест там. Он анализирует в соответствии с запросами. Или спрашиваешь: я буду с друзьями. Он находит тут же квартиру, находит билеты, все делает.
Ты сейчас мне про сайт «Островок» рассказал.
Ты в «Островке» своими руками набираешь, а он сам за тебя все делает. Он уже везде был, на всех «островках», все узнал, посмотрел, лучшее выбрал и дал тебе вариант. Это как персональный ассистент, которому не надо платить деньги.
Ты уже каким-то образом планируешь внедрять ИИ в свою деятельность?
Конечно. Пока не хватает знаний, эта область новая, но очень вдохновляющая.
Первое, что приходит в голову, это касается нейросетей, это перевод моих самых успешных роликов на английский, на котором я не говорю. И тогда они станут популярными у американцев, в англоязычных странах, и я получу совсем другие просмотры. Про Башкирию, где мы на конях скачем, будут не 30, а 300 миллионов смотреть – это же классно!
«Раньше я был страшным, но включил свою харизму»
Есть пара вопросов от женской части нашего коллектива. Кто тебе помогает красиво одеваться? Кто посоветовал тебе покрасить волосы?
Я много лет занимался дизайном одежды в 1990-2000-х годах. Мы даже стали лауреатами международного конкурса дизайна. Я понимаю, как делать одежду. У меня есть друг, стилист, она мне помогает.
А волосы в современном стиле сначала покрасил мой сын. На следующий год я решил тоже покрасить. Оказалось легко и классно. Поэтому зимой я черный, а летом светлый.
А жена иногда говорит: мол, ты чего хрень эту надел, сними сейчас же?
Бывает, да, и я отвечаю: «Ладно, окей, не буду».
Следующий «женский» вопрос. Раньше ты был вот такой не очень, а сейчас красивый. Как так получается?
Кто задал этот вопрос, она очень круто понимает, очень крутой вопрос. В детстве я был очень некрасивым. Со мной на танцах девочки не хотели танцевать, притом что пацанов было мало. А со временем мне стали говорить: «Раис, ты вроде некрасивый, но такой обаятельный». Со временем я не стал красивее, я просто развил свое обаяние.
Ты действительно обаятельный, общительный, тебя любят и взрослые, и дети. Почему ты не хочешь баллотироваться на пост главы Республики Башкортостан? В Татарстане есть фальшивый раис – в Башкортостане будет настоящий Раис.
Вам это может не понравиться, но Радий Фаритович – очень крутой глава.
А баллотироваться я не хочу вот почему. Зачем мне развивать что-то, когда я создаю что-то собственное, в котором я и так уже собственник и властелин. Мне не надо избираться: я уже основатель Южноуральской тропы. Зачем мне пытаться взять то, что мне не нужно, и лишиться того прекрасного, что у меня есть?
Интервью с Раисом Габитовым мы записывали в день, когда он опубликовал фото со своей новорожденной дочерью Аликой. Коллектив Пруфы.рф поздравляет Алику с появлением на свет, а молодых родителей со счастьем рождения дочери!
* В материале упоминается запрещенная на территории РФ социальная сеть Facebook, принадлежащая компании Meta, признанной экстремистской и террористической, внесенной в соответствующие списки.
- "У человека два главных врага: хищник и голод". Диетолог из Уфы рассказала, почему нельзя похудеть только на силе воли
- Кодировка - это шаманизм, а родственник может "угробить" все лечение. Нарколог из Уфы рассказал о зависимостях
- "Куштау - это пощечина, которую власть не простит". Азамат Галин о себе, политике и Хабирове
-