В Башкирии наблюдается острая нехватка школ. Аварийные здания закрывают, а новые появляться не успевают – дело доходит до того, что детям предлагают учиться в подвалах. В новых районах школы не строят годами, а в деревнях идет массовое закрытие маленьких местных школ. При этом чиновники постоянно рапортуют о сдаче новых объектов. В феврале этого года Владимир Путин выступил с посланием Совфеду, где поставил задачу – ввести в этом году 400 школ. А всего в период с 2019 по 2024 год должны были построить их 1300. В пересчете на среднее значение, это примерно 4 школы на регион. То есть Башкирия должна получать в год на всю республику 4 новые школы – и это только по федеральным программам. Сейчас в Башкортостане, по открытым данным УКС, проектируется шесть, реконструируется три и строится семь школ. Однако, как мы выяснили, в республике их все равно не хватает. И к этой проблеме просто необходимо уже привлечь федеральное внимание.Район построили, а куда деть детей – не придумали С началом каждого учебного года в соцсетях возрастает количество возмущенных комментариев от родителей: «Когда уже откроют нашу школу?»; «Детям неудобно ездить на ваших переполненных автобусах, они хотят добираться пешком»; «Обещали открыть уже в сентябре, почему опять отложили?» Одна из самых понятных причин нехватки – быстро растущие жилые комплексы. Дом построили, квартиры сдали, а вот куда деть всех новых детей – не придумали. В прошлом году об отсутствии школ говорили жители ЖК «Планета», Нагаево, ЖК «8 Марта», ЖК «Сосны». За примерами далеко ходить не пришлось. Та же самая гимназия № 158 в Уфе, у которой частник отжал школьное футбольное поле. Родители учеников оказались боевыми и высказали нам все, что им не нравится. И большинство из них откровенно напрягает необходимость водить детей в две смены из-за того, что учеников слишком много (за три года количество обучающихся выросло на 300 человек). Проблема возникла по той же причине – активно растут прилегающие районы, появляются новые дома, а вот школы – нет. Фото: Пруфы.рф Экономист Рустем Шайахметов объяснил, что проблема в новых микрорайонах возникает из-за подхода к строительству, при котором игнорируются социальные объекты, и отсутствия контроля чиновников. – В Казани, Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и других регионах есть комплексное освоение территории, когда вместе с многоэтажками район обеспечивается сразу социальной инфраструктурой: детсадами, школами, медицинскими учреждениями, общественными пространствами. У нас превалирует система точечных застроек. Бывает, заключается договор, что вместе со строительством здания будут реконструировать школу, но дом они строят, а школу нет. Администрация подает в суд, а потом оказывается, что договор заключен так, что предъявить претензию невозможно. Очень интересная позиция по этому поводу у правительства Башкирии. Премьер Назаров заявил, что главное – это объем строительства. Не нужно, мол, требовать социальных объектов от застройщиков. А что прикажете делать родителям, у которых, порой, просто нет возможности из нового ЖК довести ребенка в школу? Что бы я рекомендовал? Стройки должны быть комплексные. Надо запрещать строить без возведения социальных объектов. Причем отмечу, да, не всегда бывает возможно построить эти социальные объекты. Но можно, например, реконструировать школу, увеличить ее размеры. Это тоже выход. Строят недостаточно Мы решили выяснить, достаточно ли в Башкирии вообще строят школ. В министерстве образования нам сообщили, что в Башкирии проживают 519 тыс. школьников. Всего в республике – 1288 образовательных учреждений и 477 филиалов. За шесть лет (2018-2023 г.) ввели в эксплуатацию 43 объекта образования. За пять лет (2019-2023 г.) ликвидировали 10 образовательных учреждений и(или) их филиалов. В некоторых школах деятельность приостановлена, потому что попросту некого учить. Их количество министерство не указало. – 43 новые школы – это только около 3% от всех учебных учреждений в Башкирии, – говорит экономист Рустем Шайахметов. – Этого явно недостаточно. Вероятно, они даже не покрывают процент выбытия. У нас только в Ленинском районе Уфы есть потребность в возведении 9 новых школ – это четверть от того, что построено за 5 лет по всей республике (в суде Башкирии рассматривается иск прокуратуры о необходимости ликвидировать переполненность 9 городских школ, построив новые учебные заведения, – прим. ред.). Цифры от Министерства образования РБ, показывающие, сколько Башкирия тратит на строительство новых школ, выглядят вообще нереалистично: за 6 лет (2018-2023 г.) Башкирия потратила почти 13 млн руб. (9,1 млн руб. – за счет республиканского бюджета, 3,7 млн руб. – за счет федерального) на финансовое обеспечение объектов образования. Делим эту сумму на 43 новые школы, и получается, что возведение одной школы стоит порядка 300 тыс. руб., тогда как в действительности, по словам чиновников, на это тратят около 1 млрд руб. Возможно, в данных Министерства образования РБ – ошибка. Мы сообщили об этом пресс-секретарю, но пока ответа не поступило. Сейчас объектов в процессе строительства, по данным Минобра – 23. Причем 13 из них вводятся в эксплуатацию уже в этом году, 10 – в следующем. Казалось бы, больше, чем в другие годы. 43 делим на 6, получается – 7 школ в год. Но учитываем, что 23 объекта – это и школы, и детсады. Пример. «С 2021 года обещают школу построить в 4-м районе города Салават. Все ждали, что к 2023 году она уже будет построена... Дети-то растут. Теперь уже говорят, что в 2023 только начнут строить (год через 2 месяца заканчивается) и до 2026 года обещают построить. За столько лет даже одну школу построить не могут в городе». Комментаторы так и пишут: «Неужели есть ещё люди, которые думают, что в нынешней ситуации в городе, из которого массово уезжают люди (особенно молодёжь), будут строить школу? Кто туда будет ходить? Какая судьба у 3-й, 26-й, 9-й школ? Нельзя же быть настолько наивными! Сейчас у государства другие приоритеты», – пишет Артур Каримов. Фото школы: ВК «Подслушано.Салават»Долгострои Стройки школ и детсадов нередко затягиваются. И тут может быть виновата коррупция. Недавно Прокуратура РБ напрямую обвинила в срыве сроков государственное учреждение. Надзорный орган выявил множество нарушений в работе ГКУ УКС РБ. По материалам дела, возможные коррупционные схемы использовались систематически, в том числе в процессе реализации нацпроектов. Из-за этого, как считают в прокуратуре, школа на 825 учащихся в селе Булгаково открылась позже на целый год. Бывшая чиновница, экс-руководитель госучреждения «Информационно-аналитический центр» Дилара Гундорова предположила, в каких случаях процесс строительства школ может затягиваться. – Причин несколько. Первая – на стройку заходят с сырой проектно-сметной документацией, которую приходится дорабатывать по ходу строительства, срок которого, соответственно, затягивается. Вторая причина – откаты. Деньги из бюджета приходят, «откатываются» кому надо, а на саму стройку фактически средств не остается. Всё. Стройка встала до следующего транша. И так по кругу. Бывало, когда даже в случае 100-процентного финансирования к стройке так и не приступали. По мнению Гундоровой, сроки строительства школы искусственно увеличиваются в несколько раз. – Третья причина, почему школу не могут сдать быстро – это когда финансирование строительства объекта начинается и осуществляется по два-три раза. Например, по договору подряда заказчику-застройщику остается выплатить генподрядчику небольшую сумму – скажем, 1 миллион или даже 26 копеек (было и такое), но вдруг договор расторгается (ввиду задолженности), и начинается всё заново. Соответственно, срок строительства увеличивается до тех пор, пока не будут «освоены» все выделенные (и даже несколько раз) средства. Почему это, скорее всего, коррупция? Заключают договор ровно с тем же, с кем его расторгли. Но главная причина, конечно – сначала выбиваются деньги на стройку, а потом только думают, куда сажать объект. И возникает техническая сложность и непредсказуемость сроков реализации проектов. Недавний пример – к нам обратились жители Демы-6. Там должны были построить школу, а потом почему-то перенесли объект в микрорайон Яркий. Оказалось, что на месте стройки в Деме просто находилось болото – не смогли туда строители зайти. А в самом Ярком тоже планировали строить школу: это КЖС, и он должен был это делать на свои деньги, а фактически бюджет туда еще раз вложился. То есть всё это – косвенные признаки коррупции, так или иначе. Миграция и стремление к лучшей жизни Сказать о том, что в Башкирии все школы ломятся от учеников, тоже нельзя. Косвенно о переполненности школ говорит наличие посменности. Еще в 2018 году Путин призвал до 2025 года отменить вторую смену. – У нас, к сожалению, до сих пор ещё в некоторых местах в три смены дети в школу ходят, а во многих местах – в две смены. И у нас стоит задача – она совершенно практическая, конкретная – к 2025 году нам нужно избавиться от второй смены в школах и закрыть эту проблему, – сказал Владимир Путин. Но в Башкирии до сих пор есть учебные учреждения, где учатся с обеда и до вечера. По данным Минобра РБ, детей со второй смены не так много – всего 15%, третьей нет. Но это значит, что где-то 30% учеников ходят в учебное учреждение, где есть две смены. Кроме того, существует и другой показатель, который говорит о переполненности школ. – Часто перегрузка – это не только вторая смена, но и количество учеников в классе, – сказал экономист Рустем Шайахметов. – По СанПиНу в классе должно быть не больше 30 детей. В нынешних условиях часто бывает по 35-36 учеников. В городских округах – до 40 человек. Это, конечно, ухудшает образование. Учитель – не бог. И чем старше класс, тем сложнее удерживать физическую доступность. Если посмотреть данные по количеству учеников в классах по районам Уфы, по каждой школе, то ситуация будет удручающая. Так почему некоторые школы ломятся от наплыва учеников? Есть и такой вариант: родители хотят лучшего для своих детей. Пример – жители ЖК Михайловка-Грин «выбили» для себя новую хорошую школу «Олимп». И она уже страдает от наплыва учеников. Идут туда дети из старых школ в Михайловке и соседних деревень. – Наша школа рассчитана на 850 детей. Сейчас их уже больше 1000, пока вторую смену не делают. В классе моей дочери 36 учеников. По новым стандартам им закупили парты, рассчитанные на одного человека. Но приходится их сдвигать, чтобы места всем хватило, – говорит жительница Михайловки Айгуль. Снова вернемся к гимназии №158. Ходят в нее не только местные и жители Кузнецовского затона. Как говорят родители, это просто хорошее учебное учреждение, кроме того, гимназия башкирская, а значит, туда стремятся попасть башкиры, чтобы полноценно изучать свой язык. А еще есть миграционный прирост. Как мы видим по данным Башстата, люди уезжают из районов в крупные города, особенно в Уфу и ее окрестности – Уфимский, Иглинский районы. Мигрируют часто и молодые семьи с детьми. И этих детей нужно куда-то пристроить. Снова возникает нехватка школ. Как раз эта проблема фонит в новых районах Уфы и в Иглино. Закрытие школ из-за аварийности Знаем мы случаи, когда школа есть, дети в ней нуждаются, но учебное учреждение закрывают. Причина – в здании просто становится небезопасно. Это произошло в селе Кармаскалы. Школу признали аварийной, и теперь дети учатся, где придется: в подвале школы № 3 и местном кинотеатре. По данным Минобра, в селе планируют открыть новую школу на 640 мест и садик на 160 мест, но пока даже источники финансирования не определены. – Планировать можно все что угодно, – говорит экономист Рустем Шайахметов. – Если мы говорим, что этот вопрос нужно решать (а его нужно решать), то этот объект необходимо строить сейчас. Но источников нет. И объект не будет строиться. Эти данные нам показывают, что в Кармаскалах не решат проблему со школой в ближайшие два-три года, это как минимум. Школа №2 / Фото: официальный сайт МОБУ СОШ №2 села Кармаскалы Еще один пример с закрытием учебного учреждения – уже из Уфимского района. Школу № 124 основали только тридцать лет назад, но за эти годы здание так обветшало, что дешевле было снести, чем отремонтировать. Теперь школа закрыта. Замредседателя республиканской комиссии родителей Айгуль Атанова рассказала Пруфы.рф, что можно было бы предпринять в данной ситуации. – Нам надо сделать реестр школ, которые требуют капремонта, реестр малокомплектных школ. А потом и программу какую-то по реконструкции выбивать – и на республиканском, и федеральном уровнях. По идее, есть отчет в Министерстве образования, куда должны были включать школы в аварийном состоянии и нуждающиеся в капремонте. Но, опять же, чтобы не портить показатели, туда не вся информация попадает. Но зачем такие моменты скрывать? Чтобы доводить школы до ликвидации и напарываться на еще большие проблемы?Вырождение сел Вторая частая причина закрытия учебных учреждений: держать школу стало попросту нерентабельно – детей нет. Часто две эти причины накладываются друг на друга в селах. Айгуль Атанова рассказала Пруфы.рф о случае в селе Кармышево в Альшеевском районе. В прошлом году там закрылся садик – было всего 15 дошкольников, невыгодно стало здание отапливать и держать поваров. А в этом году перед началом учебного года людям объявили, что закрылась и школа. Во-первых, потому что не соблюдались требования по организации питания. Во-вторых, здание было аварийным. И, в-третьих, тоже мало детей – 37 человек. Всех перевели в Раевку, где открылась новая школа (правда, уже русская). Организовали им подвоз на теплом автобусе – ехать всего 15 минут и дороги ровные. Казалось бы, вариант идеальный, но и здесь есть подводные камни. – Ситуация с Кармышево для меня двоякая. Мнение родителей тоже разделилось: 50 на 50. Ученикам, конечно, будет лучше в новой школе. А если бы они остались в аварийной, которая балками прикреплена, и что-то, не дай бог, случилось? Было бы хуже. Да и сами родители уже не хотят отдавать детей в свою старую школу, – говорит Айгуль Атанова. – В прошлой и проблема с учителями была – один вел 2-3 несмежных предмета, например, историю и английский. С другой стороны, в данном случае нарушились права детей и родителей. Необходим был сход сельчан, на котором бы решилось: оставлять школу или нет. Но голосования не было. Людей просто поставили перед фактом. Galery Главной же проблемой закрытия малокомплектных школ, объяснила Атанова, является то, что после такого села вырождаются. – Сама тенденция закрытия учебных учреждений – опасна. Когда закрываются школы и садики, у молодых семей (а их в Кармышево около 20), сразу возникают вопросы: «И куда мой ребенок будет ходить?» Эта социально-демографическая проблема ведет к деградации села. При том, что именно в деревнях наиболее сохраняются язык и традиции. В Финляндии через это прошли. Позакрывали сельские школы, где мало детей. В итоге через 15 лет: пьянство, наркомания. Если детей в деревне не остается, в интернат уезжают, всё равно у родителей и контроль уменьшается, и социальная ответственность, и люди начинают покидать села. Поэтому в Финляндии приняли программу, чтобы возобновить сельские школы, огромные деньги на это потратили. Зачем, если можно было просто вовремя провести капремонт? А в современный век информатизации и онлайн-обучения можно подкрепить недостающие кадры. В итоге по школе Кармышево на комиссии было рекомендовано местным органам власти оставить хотя бы детский садик и начальную школу: отремонтировать одно из этих зданий. В садике так вообще – пищеблок можно сделать. А основную школу не ликвидировать полностью, а только приостановить деятельность – вдруг со временем дети еще появятся в деревне. К тому же в здании есть хороший спортзал, где можно было бы проводить занятия различных секций.Теряем корни и качество образования Также, по мнению Айгуль Атановой, закрытие малокомплектных школ ведет к утрате корней, языка. Нередко так случается, что при закрытии башкирской школы, где дети обучаются в своей языковой среде, ребят могут перевести в татарскую или русскую. Есть несколько примеров. Так, учеников из башкирского села Ташлы в Альшеевском районе перевели в татарскую деревню. Закрыли школу в башкирской деревне Сафарово Миякинского района и перевели детей в школу села Демский Бижбулякского района. Была закрыта башкирская школа в селе Каныкаево в Бижбулякском районе. Детей перевели в татарскую школу села Аитово. Не помогает с изучением языка и уменьшение его часов в школьной программе. – Новая федеральная программа сокращает количество родных языков: на них просто не остается времени, – рассказала Айгуль Атанова. – Иностранный изучается 3 часа, русский – 6 часов, а родной язык – всего 1 час. Но, если так в школе происходит, то и у самих детей какое отношение к своему языку будет? В Башкирии 14 родных языков изучается. Есть материалы для работы, книги, но с федерального центра поставили такие рамки. Зачем столько изучать русский, не фокусируясь на улучшении качества обучения, если все равно грамотность уменьшается? Можно было бы часть тем из русского языка, которые предполагают углубленное изучение, перевести в предмет родной русский язык и уменьшить количество часов русского за счет увеличения часов родного. К примеру, русский язык оставить 3 часа в неделю и родной язык 3 часа. Предмет русская литература оставить 2 часа в неделю и родная литература 2 часа. Тогда у всех будут равные возможности для развития своего родного языка. Но эта проблема требует решения на федеральном уровне. Мы бьемся, пишем письма, проводим совещание. Потому что каждый человек имеет право на свой язык. Пока Минобр Башкирии идет нам навстречу второй год, но тоже предлагает половинчатое решение: увеличиваются чуть-чуть часы на изучение родного языка за счет других предметов. Также мы многое теряем из-за пятидневки. В других регионах проблема с изучением языка не так остро стоит, потому что у них могут быть и шестидневки. Есть, конечно, в Башкирии учебные планы, которые для шестидневки дают 4 часа на родной язык. Но это три-четыре интерната. В остальных во многом зависит от того, какая политика идет от районного отдела образования и городского, от самих школ. Высказался о ситуациях со школами и Рустем Шайахметов. По его словам, проблем с образованием в Башкирии еще много. – Это отсутствие кадров учителей. У нас низкие зарплаты (на 20% ниже чем в Татарстане). Ухудшается качество образования, что видно по результатам ГИА, где до четверти двоек в классе. И это у детей, которые получают четверки и пятерки – значит, их в школах оценивают необъективно. Кроме того, плохая работа с одаренными детьми: она мало финансируется, методики работы не используются. А одаренные дети – это те, кто предполагает наше развитие. Но если мы импульс не дадим сначала, то эти их способности могут сойти на нет. Что бы я рекомендовал? Конечно, образование начинается с зарплаты учителей. И задача республики – обеспечить ее на должном уровне. Кроме того, проблема в том, что наших учителей методике преподавания мало обучают. Все это, конечно, раздражает и детей, и родителей. Старшеклассники уже говорят: «Зачем мы в школу ходим? Что она нам дает?» Но у нас ситуация не меняется. Отсутствует вариативное обучение. Учителя считают, что необходимо все знания впихнуть в детей, когда это физически невозможно. Надо концентрироваться на том, чтобы обучение было больше похоже на подготовку к реальной жизни – как в школах, так и вузах. Выводы Так из-за чего все-таки в Башкирии не хватает школ? Как мы видим, проблемы довольно комплексные – и одного общего решения для всех нет. Но, все-таки. Во-первых, в Башкирии мало внимания уделяется комплексному развитию территорий. Во-вторых – конечно же, коррупция. В-третьих – недостаточное финансирование строительства школ, их ремонта. В-четвертых, территории развиваются неравномерно: из одних мест бегут, в другие перебираются ради лучшей жизни (работы, учебных заведений, перспектив). Конечно, влияют на это и процессы урбанизации. Ну и в-пятых, нет преемственности удачных решений в сфере образования. Зато раз за разом повторяются одни и те же ошибки.