Сегодня на оперативном совещании Радий Хабиров объявил об уходе Сергея Грекова с поста мэра Уфы. На его место уже прибыл молодой градоначальник Нефтекамска Ратмир Мавлиев. Чем известен Греков и почему он пробыл на посту главы уфимской администрации всего чуть больше года? Его предшественник, Ульфат Мустафин, пробыл в этой должности ровно два года, а Ирек Ялалов был мэром более шести лет. За столь короткий период большинству уфимцев Греков не успел запомниться ни впечатляющими успехами, ни серьезными неудачами. Тем не менее городская жизнь не останавливалась, и мы решили проанализировать, как Сергей Николаевич справлялся с основными задачами руководителя городской администрации в сферах ЖКХ, транспорта, градостроительства и других. Из Грековграда Сергей Греков родился в 1968 году в Ишимбае, окончил Российский экономический университет им. Плеханова, более 10 лет работал инженером, стал советником гендиректора «Баштрансгаза», а затем гендиректором фирмы «Газтехресурс». С 2011 по 2020 год работал на руководящих постах в фирмах «Ишимбайский хлебокомбинат», «Инновационно-производственный центр «Пилот», малое инновационное предприятие «НефтеХимПром УГНТУ». С 16 декабря 2020 года исполнял обязанности мэра, а с 15 января 2021 года стал полноправным главой администрации Уфы. Греков – многодетный отец, у него четыре сына и три дочери. Простые ишимбайцы говорили, что активы Грекова резко пошли вверх после того, как в Ишимбае в 2003 году появился новый глава местной администрации Раис Ибрагимов, неустанно напоминавший горожанам, что у него прекрасные отношения «с самим Хабировым», уроженцем Ишимбайского района (Хабиров с 2003 по 2008 годы занимал должность руководителя Администрации Президента РБ). В 2009 году Раис Ибрагимов вдруг спешно покинул свой пост с формулировкой «по собственному желанию». Фактической причиной столь срочного увольнения градоначальника назвали «близкую к критической экономическую ситуацию в Ишимбайском районе», озвученную тогдашним премьером республики Раилем Сарбаевым. И самое интересное в этой истории, что отставка произошла сразу после того, как регион покинул Радий Хабиров, уехавший в Москву вплоть до самого своего второго пришествия в республику. Galery Сергей Греков с семьейКоммунальные службы Неоднозначными можно назвать результаты работы ЖКХ в городе в период управления администрацией Сергеем Грековым. Совсем недавно, в новогодние праздники, образовалась ситуация, когда по городу сначала ударила непогода – пошел дождь, затем снег, а после этого наступили морозы, а жилищно-коммунальные службы, по признанию самого главы администрации, «вовремя не отработали ситуацию с тротуарами, и сейчас на многих тротуарах образовался лед». Несмотря на то что на уборку города были мобилизованы все силы, ситуация не нормализовалась по сей день, из чего можно сделать вывод о системности проблемы. Хоть рабочим и пообещали увеличить зарплаты, а чиновники жизнерадостно докладывают об улучшении ситуации, по их же собственным словам, штат рабочих набран лишь на 60%, из необходимых 2432 единиц дорожной техники, есть только 522 единицы, из которых, в свою очередь, 339 единиц со 100% износом. Накануне лета 2021 года, когда Уфа готовилась к началу каникул, Радий Хабиров на оперативном совещании в администрации РБ почти десять минут потратил на критику одной городской улицы Пугачева. Обращаясь к Грекову, Хабиров сказал тогда: «Сергей Николаевич, я вам хочу сказать, что ваш новый руководитель по ЖКХ еще неделю поработает и будет искать другое место работы. Я его не пущу в здание». readmore1 Тем не менее ЖКХ – это, пожалуй, самый объемный раздел городских проблем, с которыми сталкиваются уфимцы. Так, вот уже два года горожане возмущаются огромным счетам за отопление, что вылилось в создание движения «СтопБашРТС», которое борется за права граждан. На один из митингов собрались около 700 человек, а однажды возмущенные уфимцы даже пришли в Белый дом. Гражданам по-разному объясняли резкий рост счетов: и «перетопами», когда из-за перемены погоды на отопление тратится больше ресурсов, и якобы большей, чем в других городах-миллионниках протяженностью сетей, из-за чего мы платим больше, и износом оборудования, в чем, оказывается, виноваты управляющие организации. Тем не менее, несмотря на всю работу и «корректировки», уфимцы все так же получают большие счета. Осенью в Уфе завершилась программа по ремонту подъездов. Корреспондент и фотограф нашего издания прошлись по городу и оценили качество выполнения работ. Как оказалось, ремонт действительно был, но не везде, и далеко не везде – в надлежащем качестве. Некоторые подъезды выглядели образцово-показательно на фоне других. Как позже оказалось, именно их показывали чиновникам, которые тоже приезжали сюда с проверкой. Ситуация с вывозом мусора неоднозначна. Если из дворовых мусорных контейнеров бытовые отходы с горем пополам, но вывозятся, то проблема с полигоном на севере Уфы, в Черкассах, не решается годами – он давно переполнен. Обсуждаются планы по созданию нового мусорного полигона также на севере, но это вызывает возмущение у жителей соседнего Благовещенска, в непосредственной близости от которого планируется создать свалку. За год, что Греков управляет городом, решение этой проблемы на горизонте так и не появилось. Транспортная реформа Транспортная реформа в Башкирии началась в конце 2018 года с выражения типа «вам тут не Техас» или предложения главе ГИБДД пойти застрелиться, что слегка ввергло в оцепенение общественность. При этом «наезд» на Динара Гильмутдинова поначалу воспринимался как логичный из-за слухов о его близких связях с некоторыми частными перевозчиками. Потому что сама реформа, или, как ее называли власти, наведение порядка началось именно с выдавливания с дорог столицы нелегальных перевозчиков. readmore2 В результате жестких действий ГИБДД и других надзирающих органов, с дорог быстро исчезли перевозчики, которых «назначили» нелегалами. Казалось бы, первый этап прошел успешно, но стало очевидно, что не для пассажиров. По результатам исследования, почти 13,4 % опрошенных говорят, что доезжают на работу только с пересадками, а почти 30% тратят на это больше часа. В течение последних лет давление на частных перевозчиков усиливалось. Так, недавно их заставили убрать с улиц «пазики» и обновить автопарк. Одним из крупнейших из последних скандалов стал «отжим» маршрута у перевозчика Виктора Искалина. В ноябре этого года его попросили сдать карты 298-го маршрута, без которых невозможно осуществлять пассажирские перевозки, а затем начали притеснять и 272-й маршрут. Перевозчик уже жаловался главе Следкома России Александру Бастрыкину, и тот поручил проверить жалобу. Комментируя вопрос о проблемах перевозчиков, глава администрации города ответил: – У нас нет любимых перевозчиков – для нас все равны. Они все должны работать качественно. У нас были претензии по графику движения, интервалу, по соблюдению антиковидных мероприятий, по передаче данных в систему «ГЛОНАСС» и по замене транспорта, – высказался Сергей Греков. Передел строительного рынка То, что сейчас порой называют «переделом строительного рынка Уфы», началось одновременно с приходом в город компании «Садовое кольцо» — нового застройщика из Красногорска, администрацией которого руководил Радий Хабиров до своего назначения на должность главы РБ. Вместе с этим у остальных застройщиков неожиданно стали появляться проблемы с чиновниками. Начало положили события со строительством дома на улице Шота Руставели, где застройщику ПСК-6 Радий Фаритович лично запретил продолжать стройку после серии протестных акций местных жителей. Затем был протест против «застройки леса» рядом со строительством ЖК «Зорге Премьер» от ГК «Жилстройинвест», который связывают с именем депутата горсовета Абдуллина, у которого уже был конфликт с этим застройщиком. Также было отозвано разрешение на строительство на улице Армавирской у застройщика СП «Девелопмент» – этот инцидент связывают с именем председателя комитета по конкурентной политике Гульшат Арслановой, которая пожаловалась на шум стройки под окнами Хабирову, и тот ответил – «не знаю, как там, но найдите способ остановить стройку». readmore2 В то же время прекратил свою работу градостроительный совет при администрации города и появился градостроительный совет Главы республики, не имеющий юридического статуса, на что тут же обратили внимание надзорные органы. Тем не менее на первых же заседаниях градсовета были под различными предлогами «зарезаны» большинство проектов уфимских застройщиков, среди которых «Талан», «Унистрой», «Третий трест», «ПСК-6», «Архстройинвестиции», «Первый Трест», «Жилстройинвест». Для продолжения строительства застройщикам предложили вступить в свежесозданную ассоциацию и платить 8–12% от стоимости каждого проекта, что составляет 60–80% прибыли застройщика. Несмотря на то что, по сути, противостояние со строительными фирмами Уфы вело руководство республики, именно администрация города была на острие атаки по этому сектору рынка. Так, прошлой весной Сергей Греков на оперативном совещании в мэрии поручил своему заместителю Евгению Чебакову проверить 160 разрешительных документов на ведущихся в городе стройках высоток. Это произошло после того, как сама же мэрия отозвала разрешение на строительство 27-этажного дома на Армавирской по поручению Хабирова. Недавно, к слову, ФАС признала это решение незаконным. Проверка продолжалась несколько месяцев и за это время успела привлечь внимание прокуратуры, поскольку, по мнению надзорного органа, «решения об отмене действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными». Чиновники мэрии же ссылались на то, что ранее выданные ими же документы «необходимо рассмотреть на градостроительном совете РБ», том самом, на котором позже были «зарезаны» проекты застройщиков. Тогда прокуратура направила руководству городом предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства. Преданно исполняя волю главы Башкирии, в том, что многими оценивается не иначе как «зачистка» строительного рынка Уфы, Сергей Греков шел на риск оказаться по ту сторону закона и быть привлеченным к установленной ответственности.«Зачистка» киосков Между тем в конце прошлого года стало известно о еще одной сфере бизнеса, которой грозит «передел» с подачи чиновников администрации Уфы. Речь идет о коммерсантах, владельцах киосков. Как стало известно, под предлогом подготовки к празднованию 450-летия города мэрия планирует «зачистить город» от нестационарных торговых объектов (НТО), как называют киоски в официальных документах. Как рассказал нашему изданию совладелец сети пекарен «Лисичкин хлеб» Станислав Куртышев, профильным ведомствам поручили заняться разработкой документов, которые упрощают правила сноса и демонтажа НТО, и позволяют быстро расторгнуть договора. Предполагается ввести существенные ограничения правил благоустройства, согласно которым ставить киоски в городе будет нельзя почти нигде. По подсчетам коммерсантов, снос киосков может обернуться потерей для бюджета около 50 млн рублей в виде налогов, арендной платы и других трат. Также на плечи городской казны лягут расходы на уборку остановок, которые сейчас обязаны содержать в чистоте хозяева киосков. Однако высказываются предположения, что названные чиновниками причины нововведений – лишь предлог для банальной «зачистки» бизнеса перед приходом «нужного» игрока. После того как в городе будут снесены киоски и пройдет 450-летие Уфы, объекты появятся снова, но принадлежать они будут уже связанным с чиновниками коммерсантам. Позже глава администрации Уфы Сергей Греков прокомментировал опасения бизнесменов. Он заявил, что решение о сносе киосков будет приниматься после получения результатов экспертизы законности их размещения. Такое заявление, впрочем, ничуть не успокоило бизнесменов. Они по-прежнему уверены, что риску сноса подвергаются не только незаконно установленные киоски, но и те, которые установлены законно. Они могут стать вне закона очень быстро. В итоге Мы вспомнили лишь часть проблем и конфликтов, с которыми за минувший год столкнулась Уфа, и в которых, предполагается, глава городской администрации должен был принимать активное участие. Однако каждый раз мы обнаруживаем, что Греков принимал в их разрешении лишь опосредованное участие, как следуя «линии партии» руководства республики, так и ретранслируя волю Хабирова. В каждом из случаев непосредственно участвовали различные силы – ЖКХ в городе, по сути, управляет республиканский министр Алан Марзаев, нецензурной бранью раздавая указания городским чиновникам, в транспортной реформе решает вопросы Минтранс РБ, несмотря на то, что это едва ли не ключевая для жизнедеятельности города отрасль, в градостроительстве имеют свои интересы как сам Радий Хабиров, так и председатель правительства РБ Андрей Назаров. При этом глава города словно намеренно отстранялся от волевых решений, будучи формальным мэром, «свадебным генералом». Возможно, в этом и заключается основная претензия к Грекову – утрата городом самостоятельности и субъектности. Однако пусть наши читатели делают выводы самостоятельно, мы же будем следить за работой нового главы уфимской администрации.