пришлите новость

Как в Уфе у пассажирского перевозчика отжали денежный маршрут и добивают второй

21:07, 03 декабря 2021

Пруфы.рф поговорили с предпринимателем Виктором Искалиным и выяснили, кому он помешал

Как в Уфе у пассажирского перевозчика отжали денежный маршрут и добивают второй

Коллапс, который на этой неделе творится в Уфе с маршрутками, набирает обороты: по утрам не выехать из микрорайонов в центр, в 9 вечера невозможно уехать уже с проспекта Октября, ПАЗики тормозят на каждом углу и снимают с одного из самых ходовых городских маршрутов — 272.

О том, что на самом деле происходит с популярными маршрутками в городе — в нашем материале.

10.jpg

Черная пятница

Утро пятницы, 3 декабря, для водителей маршруток началось с экстренного предупреждения.

— Ребята, внимание всем: техотдел и Минтранс встанет на Спортивной, Галле, Телецентре и ДОКе. Будут работать по частникам, — уведомили водителей осведомленные источники.

Вскоре стала понятна и цель рейдов:

— Проверяют только 272 маршрут, пару машин хотят забрать на штрафстоянку, при этом не поясняют причин. Смотрят на глаз рулевую, тормоза без применения специальных приборов, — поделился сведениями все тот же источник.

Тут же в редакцию издания Пруфы.рф полетели и видеодоказательства задержаний маршруток.

— Сотрудники полиции и администрации занимаются тем, что мешают осуществлению перевозок 272 маршрута, который принадлежит Искалину Виктору Яковлевичу. Останавливают исключительно 272 маршрут, и больше никакие. Инспектора стоят, пытаются забрать автомобиль на штрафстоянку, — фиксировали на видео водители.

В конце концов, водитель добился пояснения причины остановки его машины: якобы у автобуса течет масло из рулевой рейки. Водитель тут же залезает под автобус — и снимает на видео совершенно сухую деталь.

— Вот снимаю ГУР, абсолютно сухой! — недоумевает он.

59.jpg

«У меня отжимают бизнес»

Закручивать гайки одному из крупнейших пассажирских перевозчиков в городе Виктору Искалину начали на этой неделе.

Как считает Искалин, его бизнес хотят извести.

— В двух словах — у меня отжимают маршруты, администрация Уфы по приказу администрации республики. И у них это успешно получается, — рассказал Виктор Искалин журналисту Пруфы.рф.

Как говорит предприниматель, по распоряжению Минтранса и властей города, он сменил автобусы малого класса марки ПАЗ, которые работают на двух маршрутах, на автобусы среднего и большого класса. Но внезапно в середине ноября его пригласили на ковер к замминистра транспорта.

— Кто-то из администрации республики сказал, что Хабирову это не нравится, поэтому карты потребовали вернуть, в устной форме. Я вернул эти карты. Маршрут законно закреплен за мной, но теперь выпустить машины я не могу, потому что за каждый автомобиль мне прилетит штраф в 300 тысяч рублей, — возмущается Искалин. — Купив машины среднего класса, я должен был получить карты среднего класса, но мне их не дали. Мне ничего не объяснили, никак. Ни ответа, ни привета.

77.jpg

Как так вышло, что опытный бизнесмен, чей расцвет пришелся на непростые 1990-е годы дал себя обвести вокруг пальца, Искалин и сам не понимает. Но то, что он остался без одного из самых доходных маршрутов в городе, для него теперь свершившийся факт.

— Тут же, через день, они принимают решение, что туда поедет «БАТовский» (БАТ — «Башавтотранс», — прим. ред.) автобус, маршрут 226. Маршрут, который я накатывал восемь лет, у меня одномоментно забрал «БАТ». Как так получается в нашей стране, я понять не могу, — негодует он. — Хабиров говорил, что он заставит всех частников играть по его правилам. Мы согласились с его правилами, начали работать по его правилам. Но администрация Уфы почему-то эти правила не признает.

«Врут. Это ложь»

Еще накануне днем мы обратились за комментарием в администрацию Уфы и получили следующий ответ:

— ИП Искалин В.Я. выразил свое намерение прекратить работу на данном маршруте и 18.11.2021 сдал разрешительную документацию на маршрут № 298 (сроком действия 5 лет).

Когда мы зачитали ответ мэрии Искалину, он едва удержался, чтобы не разразиться проклятиями.

— Врут. Это ложь. В интернете я уже писал, что администрация лжет и не краснеет, не стесняется. Ни стыда, ни совести, ни чести. Не знаю, почему они врут, пусть со всем этим разбирается Следственный комитет, — говорит он. — Я написал заявление Бастрыкину, потому что все это терпеть уже нет ни сил. Это беспредел полный, законом тут и не пахнет. Рейдерский захват в чистом виде.

Но на этом его беды не закончились: теперь под пресс попал и второй его популярный маршрут — № 272.

16.jpg

Монополию (не)устранить

Странные игры властей с искалинскими маршрутками ударили по пассажирам — такому чувству локтя, как в городских маршрутках, в утренние и вечерние часы пик позавидуют даже селедки в бочке. Больнее всего по башке получили водители, которые обслуживали маршруты Искалина.

На улице Фронтовых бригад, 10, где располагается офис Искалина, кажется, что от водительского гнева трещит даже воздух: по коридорам, в гневе и тоске, слоняются оставшиеся без работы водители.

1.jpg

Крепкие мужики, которые еще неделю назад крепко стояли на ногах и уверенно смотрели в будущее, сегодня не знают, на какие шиши кормить семьи и выплачивать кредиты за автобусы.

— Каждое утро они приходят в офис на работу, и ждут, — говорит Наталья Тептерева, руководитель Ассоциации пассажирских перевозчиков — в эту неспокойную неделю офис Искалина стал ее вторым рабочим кабинетом.

9.jpg

Как объясняет Наталья, еще в декабре 2019 года Путин подписал закон о ликвидации ГУП и МУП на товарных рынках до 2025 года. Иными словами, на рынке, где предоставляются услуги, должна быть здоровая конкуренция, и унитарные предприятия должны преобразоваться в акционерные общества. 

Оставшиеся без работы водители, все, как один, уверены — «Башавтотранс» готовят к передаче в частные руки, а ныне действующих частных перевозчиков кидают в умиральную яму, чтобы не мешали крупным игрокам.

Как рассказала Тептерева, по фактам монополизации ГУП «Башавтотранс» и устранении конкуренции среди частных перевозчиков Антимонопольная служба выносила предписание администрации Уфы еще в декабре 2020 года и требовала прекратить действия, нарушающие закон. Но то ли в антимонопольной службе забыли проверить исполнение предписания, то ли просто руки не дошли, но за год ситуация на рынке пассажирских перевозок в Уфе никак не изменилась.

А почему, собственно, Искалин?

Как поговаривают в водительских кругах, Искалин — мужчина резкий на язык и непримиримый в поступках: если уж возьмется отстаивать свое, то за бранным словечком в карман не полезет.

— Его недолюбливают, потому что он чуть что — пишет заявления то в следком, то еще куда, — говорит источник, знакомый с Искалиным.

Другие же, зная, какую школу предпринимателя прошел Искалин, поднявшийся в 90-е, уверены — веди он себя по-другому, давно бы остался и без штанов, и без бизнеса.

К слову, тот самый 298 маршрут, который так понравился кому-то еще, кроме Искалина, бизнесмен прокладывал сам.

— Самое что обидное — 272 маршрут и 298 маршрут разрабатывал сам Искалин. В 2003 году сам ездил за рулем, изучал пассажиропоток. В 2016 году он предложил включить его в реестр маршрутов, потому что маршрут — удобный, денежный и популярный, — говорит Тептерева.

Расскажем подробнее про схему движения обоих маршрутов.


№ 272 ходит от ДОКа, выезжал на Первомайскую, затем через стадион «Нефтяник» выезжал на проспект Октября и через Центральный рынок и Дом актера выезжал к БГУ и заканчивал маршрут на Телецентре.

№ 298 так же выезжал с ДОКа, но огибал УМПО с другой стороны — шел по улице Сельской Богородской, затем выезжал на улицу Трамвайную, у ГДК выезжал на проспект Октября, далее через Цюрупы и Новомостовую выезжал на Кооперативную поляну и заканчивал движение у ТЦ Мега.

Очевидно, что оба маршрута проложены через самые востребованные точки в городе и удобны и работягам, спешащим на завод, и студентам, выбирающимся из спальных районов в вузы, и клеркам, работающим в центре.

32.jpg

«Нас просто хотят убрать и все»

На автобусной парковке кружатся снежинки. Они засыпают десятки ПАЗиков и затесавшийся в эту свору малявок красавец великан НЕФАЗ.

— 298 у нас вообще отобрали — карты не выдали, а 272 мы не можем использовать средний класс, хотя он всего на 10 сантиметров больше, чем малый класс, — объясняет на месте Наталья Тептерева. — Если мы его выпустим, его сразу заберут на штрафстоянку. Здесь стоит 40 автобусов — ровно столько, сколько было карт. В полном объеме обновленный автопарк.

73.jpg

Как говорит Наталья, администрация Уфы объясняет невыдачу карт тем, что Искалин не исполнил требование по замене ПАЗиков.

—Во-первых, такое требование является незаконным, — говорит председатель ассоциации перевозчиков, — и тем не менее, он его исполнил. А во-вторых, внятных причин отказа ему в мэрии не назвали. Машины так и стоят.

Завидев нас, журналистов, водители тянутся к нам, как заблудившиеся дети на яркий свет.

35.jpg

Со всех сторон летят их истории — одна драматичнее другой.

— За 1,5 миллиона купил автобус в Нижнем Новгороде, три дня покатался, и сейчас у нас взяли и карточки отобрали, потому что там у нас типа малый класс. А то, что мы до этого с этими карточками два года мотались, это нормально?! — негодует интеллигентного вида мужчина.

34.jpg

— Я тоже собственник автобуса! Взял автокредит 1,1 миллиона рублей, три недели отработал — и все. На автокредит деньги где брать? Нету денег! — сетует другой собственник.

— А я водитель! Уже 10 дней дома! Ипотеку уже просрочил, кредит просрочил. Сейчас ко мне придут коллекторы, будут трясти с меня деньги! Из дома будут выгонять. У меня семья — четверо детей, все учатся. Люди просто попали. У кого-то по два-три автобуса, кредиты на 6–7 миллионов. А лизинговая компания спрашивать что-ли будет? Нет — им деньги неси. Вот у меня товарищ — купил автобус, двигатель поменял, колеса, покрасил — 1,6 миллиона вложил — три дня отработал, — громче других говорит мужчина в косухе. — Устроиться на работу некуда! Куда идти? К другому перевозчику, кто денег не платит? В шиномонтажную хотел устроиться — автобусов нету, они сами сидят без работы. На автомойку хотел — тоже автобусов нету: все они здесь стоят. В такси хотел выйти — не умею. Вон видите, Нефаз стоит? 9 или 11 миллионов стоит. Это трехкомнатная квартира, две штуки. Нас обнадежили, мы понабрали автобусы, по три дня поработали — все.

70.jpg

— У меня был простой ПАЗик, организация потребовала заменить — я заменил. За 1,8 миллиона купил. Один день поработал!

— Глава как сказал — обновляйте автобусы. Мы обновили. Хотели ПАЗики убрать, а убрали нас…

72.jpg

Понимая, что вляпались, собственники начали спешно пытаться скинуть автобусы — предложениями о продаже ставших ненужными ПАЗиков площадки свободных объявлений завалены по горло. Но все всё понимают: никто их не купит, потому что они — неформат.

Больше всего мужчин возмущает очковтирательство.

— Башавтотранс говорит: вот, мы добавляем машины на маршруты. Мы же общаемся с ребятами между собой: «С маршрута № 75 сняли несколько автобусов, с другого несколько и воткнули к нам на 290, 226». Затон, Сипайлово выехать не могут. На маршруте № 75 было 30 таких автобусов, они взяли штук 5 на маршрут № 90 перекинули. А для телевидения показывают: вот, мы добавили автобусов, проблем не будет. А то, что у другого района автобусы забрали, об этом никто не говорит! Их просто перекидывают и все, — рассказывают шоферы.

74.jpg

Картину, которая сложится, не изменись существующая ныне политика властей, они рисуют мрачнее некуда.

— Баштарантас набрали народу — к ним на месяц приезжают с Сибая, с других городов, для видимости. Чтобы нас задавить. А в других городах их нету! Сейчас месяц-два они уедут, и кто людей будет возить? Город встрянет, — уверены водители.

— Мы медиков возили бесплатно — никто копейки нам не дал. Никто не сказал нам ни молодцы, ни спасибо.

80.jpg

Работяги считают, что и без того муниципалы находились в выигрышном положении, ведь ГУП получает субсидию от государства. Как писал в 2020 году Коммерсант, по итогам 2018–2019 годов власти обещали Башавтотрансу возместить 300 миллионов рублей за перевозки льготников. 

— Путин же сказал: к 2023 году МУП, УПАП передать в частные руки. Сейчас в БАТ вливают за счет бюджета деньги. А в 2023 году его заберет по тендеру за копейки новый владелец и скажет: вот, я один-единственный смог удержаться на плаву, — рассказывает парень в синей маске. — Потом будет монополия, и цены на проезд никто не остановит. Монополист будет рулить как хочет.

83.jpg

Что дальше?

Как говорит Наталья Тептерева, единственное, что остается водителям и ассоциации пассажирских перевозок — бомбить заявлениями и требованиями разобраться прокуратуру, следственные органы и УФАС. Ждать у моря погоды. И снова закупать автобусы.

— Нам теперь снова приходится закупать малый класс: если мы не будем осуществлять перевозки пассажиров, нас лишат свидетельств, — говорит Тептерева.

Мы направили журналистский запрос в Минтранс и попросили объяснить, за какие нарушения по всему городу останавливают ПАЗики, следующие по маршруту № 272, и почему ведомство, курирующее межмуниципальные перевозки, вмешивается в кухню частников в Уфе, а также повторно в администрацию города — показать, каким документом Искалин изъявил волю отказаться от карт на маршрут № 298.



Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ










© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика