пришлите новость

Город недоделок: как живет и чем «болеет» перспективный Благовещенск в Башкирии

13:07, 18 мая 2023

Вместе с депутатом Горсовета мы посетили основные районы и узнали о жизни людей

Город недоделок: как живет и чем «болеет» перспективный Благовещенск в Башкирии
Фото: Пруфы.рф

В 30 км от Уфы находится Благовещенск – город, появившийся благодаря рудным богатствам Южного Урала. На реке Потехе в XVI веке купец Матвей Мясников построил медеплавильную фабрику, вокруг нее возник поселок. Здания предприятия до сих пор сохранились, только теперь в них производят арматуру. Со временем в Благовещенске появились несколько крупных заводов. 12 февраля 2019 года в границах города создана территория опережающего социально-экономического развития.

Стал ли Благовещенск благополучным? Чтобы это выяснить, мы проехались по городу с местным депутатом горсовета и членом СПЧ при Главе РБ Сергеем Жуковым.

Крушение дамбы

161.jpg

Во время нашего путешествия в Благовещенск мы сразу застали местную катастрофу. 19 апреля в городе произошло обрушение на дамбе, что усложнило жизнь горожанам. На карте видно, что дорога в городе идет по своеобразному кругу – огибает реку Потеху. Проехать через нее можно по дамбе у городского парка или по трассе республиканского значение Уфа-Бирск-Янаул. Но из-за обрушения движение нарушилось: теперь автомобилистам, чтобы попасть, условно, с одной стороны парка на другую, надо сделать крюк и проехать через трассу.

администрация благ района.jpg

Фото со стр. администрация благ района

К 10 часам мы прибыли в город. В это время дорожники начали ремонтные работы на трассе Уфа-Бирск-Янаул.

– Все машины поедут через эту дорогу из-за перекрытия у дамбы, – сказал Сергей Жуков. – Но что мы видим? На перекрестке начали ремонт. У нас и так уже из-за поломки катастрофа будет, пробка соберется. Почему нельзя было ремонт перенести? Отличный подход и межведомственное взаимодействие.

1.jpg

Петляли мы по городу несколько часов, и на себе ощутили, какие неудобства испытывают благовещенцы из-за обвала дамбы. Но к полудню ремонтники свернули работы на трассе. Позже их возобновили и быстро закончили. Саму дамбу начнут ремонтировать с июня, пишут в Центре Развития культуры Благовещенска. Срок выполнения работ – 4,5 месяца. При этом, как говорит Жуков, дорожники благодаря этой ситуации обратили внимание на состояние трассы, стали обсыпать дыры на обочине. 

Северный район

Карта Благовещенск.jpg

Первым мы посетили самый большой район в Благовещенске – Северный, который местные для удобства делят на три части: основная, Европа и Северный «Р». Район находится в сельской местности. Живут там в основном представители рабочего класса, люди среднего достатка, хотя, по местным зданиями и не скажешь.

– Все эти дома строились по 10-15 лет, и их размер не говорит о том, что у людей есть деньги. Только о кропотливом труде, – сказал Жуков.

44.jpg

У некоторых жителей есть свое подсобное хозяйство: они сажают картошку, бывает, заводят кур. Заниматься фермерством полноценно у рабочих людей нет времени. Трудятся они в основном на местных предприятиях. Наиболее крупные из них – Благовещенский арматурный завод, Благовещенский железобетон, Полиэф, Турбаслинские бройлеры. Как показывает карта, большая их часть находится на окраине Благовещенска. Многие люди работают на вахтах. Также несколько тысяч местных жителей ежедневно выезжают работать за пределы города. Например, ездят в Уфу на УМПО, ЦУР, в торговые центры и так далее. Билет на автобус стоит 97 руб.

В послеобеденное время мы доехали из Благовещенска до Уфы приблизительно за час. С трудовой миграцией в Уфу экономист Рустем Шайахметов связывает и небольшой приток населения в Благовещенск. Если взглянуть на данные Башстата, коэффициент миграционного прироста в городе составляет 3,7.  Для сравнения в Уфимском районе – 168,2, в Уфе – 60,9. В большинстве же районов Башкирии показатель отрицательный, что говорит об оттоке. «Многие благовещенцы работают в Уфе. Снимать или купить жилье в Благовещенске дешевле, чем в Уфе», – сказал Шайахметов. Для сравнения объявления на avito: в уфимском Инорсе дешевая однушка в 35 м² продается за 3 млн рублей, а в Благовещенске квартира за 34,9 м² в одном из центральных районов стоит 2,25 млн рублей.

42.jpg

Из учебных заведений в Благовещенске есть колледжи, которые готовят гуманитариев, строителей, а также промышленно-гуманитарный техникум.  

Инфраструктура

17.jpg

С инфраструктурой в Северном районе большие проблемы. Более или менее есть коммуникации в основной его части, поэтому она самая застроенная.

– Везде электричество проведено. Построили централизованное водоснабжение. Три года добивались. В итоге выделили около 116-130 млн рублей. А провели так: например, сети заходили на начало улицы, а на конец нет. В Северном «Р» и Европе воды нет. Новый глава района Олег Голов сказал Хабирову в 2019 году, что исправит ситуацию за счет местного бюджета. И уже четыре года обещания остаются пустым звуком, хотя даже есть решения суда. Также благодаря программе догазификации, большинство улиц имеет газ. Отмечу, это та программа, которая реально работает. Вот, например, в микрорайоне Европа практически пустое поле, но уже есть, по крайней мере, магистральные сети. Правда, сюда все равно не селятся, потому что проехать невозможно, – рассказывает Жуков.

MyCollages (2).jpg

На кадастровой карте видно, что построено всего несколько домов, но газ уже проведен

Дороги

Проблема с дорогами – особая боль Северного района. В нем есть всего одна асфальтированная дорога – по ней ходит общественный транспорт. Щебнем же обсыпаны только центральные улицы, образующие большой круг. Остальные дороги – грунтовые. Их размывают дожди, в них образовываются гигантские колеи. Качество жизни людей с дорогами и без видно невооруженным взглядом даже по марке машин: у одной улицы стоят внедорожники, Нивы, у второй же рядом, где дорога приведена в порядок, паркуются легковушки.

– Здесь дети ходят в резиновых сапогах в школу, потом кладут их в пакет, переодеваются на трассе и идут до школы, – рассказал Жуков.

23.jpg

По словам депутата, хотя район существует больше четверти века, только в последние годы в Северном стали решать проблему дорог.

– Скажу так: после прихода Хабирова в Северном начало что-то меняться вообще, до этого – нет, – рассказал Жуков. – Сейчас огромные средства выделяются на отсыпку дорог. Хотя действия местной администрации, считаю, порой неадекватны реальности. Например, в этом году по решению главы республики нам опять выделяется огромная сумма денег на эти меры. Но изначально местные власти не включили ни одну улицу Северного района, самого проблемного, с точки зрения дорог, в список под обсыпку. Я написал в администрацию Хабирова. Сюда приезжал министр транспорта, и есть надежда, что в список Северный район включат, и ситуация с дорогами улучшится.

12.jpg

Мы проехались по нескольким улицам. На Верхнепрудовой проезжающие машины поднимали за собой песочные облака. Как объяснил Жуков, при отсыпке этой улицы коммунальщики применили щебень меньшей плотности, чем необходимо. Машины едут, камень о камень трется, превращается в пыль. Местные на одном из участков сами сделали лежачего полицейского, чтобы замедлить поток. 

6.jpg

На другой дороге колеса автомобиля, в котором мы ехали, увязали в щебне, как в снегу. Жуков рассказал, что на данном участке тоже использовалась неверная техника укладки. Щебень должен быть разнофракционным (с чередованием большой и маленькой фракцией), за счет чего он превращается в «монолитный пирог», иначе он закрепиться на дороге не может.

26.jpg

С общественным транспортом в Северном тоже проблемы. Из-за плохих дорог ездить на автобусах становится небезопасно – гаишники уже грозят и вовсе отменить их. В Северном «Р» и Европе общественный транспорт вообще не ходит. 

Европа без света и воды

56.jpg

Участки в Северном «Р» раздавались представителям незащищенных категорий населения: малоимущим, многодетным, семьям с детьми-инвалидами. Это самая проблемная часть района, в которой нет необходимой инфраструктуры: дорог, школ, освещения.

– Зимой плохо чистят снег. Здесь есть семья на самой окраине с тремя детьми. В этом году они не могли в школу попасть, потому что два дня дорогу не чистили, – рассказал Жуков. – Нет ни одного фонаря наружного освещения. В темень дети до остановки 1,5 км идут пешком. С дорогами – замкнутый круг. Администрация говорит: «Мы вам не отсыпаем дороги, потому что вы здесь не живете». А они отвечают: «Мы не можем здесь жить, потому что не можем доехать».

55.jpg

Отсутствие общественного транспорта сильно сказывается на жителях довольно «молодого» микрорайона. После строительства домов у местных часто уже нет средств на покупку автомобилей.

66.jpg

– Если бы мы приехали сюда после дождя, я бы сюда не поехал, – подытожил осмотр микрорайона Жуков.

С Европой всё та же проблема: государство раздало участки, но инфраструктуры нет, поэтому никто не хочет строить там дома.

62.jpg

Мимо нас по застывшей грязи – местной дороге – проехал мальчик лет 12 на велосипеде с несколькими мешками мусора. Их он выбросил в ближайший бак.

Вывоз мусора

53.jpg

По всему Северному району мы то и дело встречали мусорные контейнеры – железные, помятые, старые. В большинстве случаев вокруг баков валялся мусор. Как рассказал Жуков, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» довольно хорошо справляется с вывозом ТКО, но зато собственник контейнерной площадки – муниципалитет – плохо убирает зону вокруг них.

– Сегодня выглядят площадки чуть лучше, потому что на прошлой неделе была ситуация. Мусор разлетелся, в озеро попал, и этим озадачились, – объяснил Жуков.

34.jpg

Также, по словам депутата, в районе есть возможность обновить площадки для мусора. Минэкологии закупили 3 тыс. пластиковых контейнеров для города.

– И они просто лежат в учреждении благоустройства, и в принципе не использованы. Почему сюда не привезли 4 новых контейнера? – удивился он.

48.jpg

Районы Инза и Низа

После Северного района мы выехали из сельской местности и прибыли в центральную часть Благовещенска. Районы Инза и Низа – самые густонаселенные. Большая часть горожан – русские (60%), башкиры составляют около 20% населения, татары – более 10%. В центре уже можно увидеть обычные советские многоэтажки, здания с граффити. Такая «Уфа 2.0», правда, еще скучнее. Однако в городе можно увидеть и, например, красивые церкви и мечети.

Парк Киселева оказался довольно тусклым из-за неблагоустроенности. При этом военный Мемориал памяти выглядит намного свежее. Хотя это небольшое общественное пространство, в котором разве что День Победы можно отметить, а в парках же люди гуляют каждый день.




Площадь у Горсовета тоже блеклая. Зато здесь мы заметили местную особенность – много небольших ТЦ на одном участке земли: штук пять у самой площади и еще два – в небольшом отдалении. При этом крупный торговый центр находится на отшибе города, куда немногие заезжают.

122.jpg

126.jpg

125.jpg

– У нас в Благовещенске некуда сходить, – сказал Жуков. – Есть пару простеньких кафе, ночной клуб, но в него я бы лично не пошел: драки, пьяные люди.

110.jpg

Во дворах мы увидели неплохие детские площадки. Как сказал Жуков, за последнее время они строятся в основном по программам башкирских двориков, а в администрации редко выделяют на них средства.

101.jpg

Больница и поликлиника тоже выглядят не лучшим образом. Медицина, по словам Жукова, в городе постепенно деградирует. К узким специалистам не записаться, они работают одновременно и в государственной поликлинике, и в частной. Хирургия раньше была сильная, но кадров становится все меньше. Родильное отделение закрыли.

115.jpg

У истока города

Наиболее богата на интересные объекты оказалась территория у той самой обвалившейся дамбы. У реки Потеха находится Благовещенский арматурный завод – предприятие, благодаря которому 400 лет назад когда-то и появился город. Это старинные здания и благоустроенная территория, которую сделали по федеральной программе Комфортная городская среда.

152.jpg

154.jpg

166.jpg

Еще около десяти лет назад, с 2014 года, арматурный завод был градообразующим предприятием, а Благовещенск – моногородом. Постепенно проходили оптимизация предприятия, сокращение работников, штат значительно уменьшился, и сейчас фабрика играет не такую важную роль в жизни города. С 2019 года Благовещенск стал территорией опережающего социально-экономического развития. Сюда приходят новые резиденты, здесь открывают новые предприятия, диверсифицирующие экономику.

159.jpg

У реки Потеха проходит улица Седова – ее в прошлом году отремонтировали по нацпроекту. Однако дорожки к домам обрываются на половине, словно асфальт закончился.

139.jpg

 После первого же дождя появляются лужи, потому что нормальный уклон не сделали. Администрация решила проблему с лишней водой своеобразным образом: провели от дороги трубы к местной реке Потехе, пруд на которой до этого прошел экологическую реабилитацию примерно за 100 млн рублей. Причем водоем удалось очистить с трудом.

– Техника не могла зайти, потому что тонула в иле, – рассказал Жуков. – Зимой, когда подморозило, стало легче. Но потом все лето была погода хорошая, не могли набрать сотрудников. Дожди – снова нельзя работать. В следующем году на месте, которое очистили, начала расти ива. Активисты ее косили вручную. Загнали трактора – чуть два не утонуло. И администрация, чтобы сдать дорогу по проекту, так усугубила ситуацию с водоемом.

143.jpg

151.jpg

Сейчас на поверхности воды уже заметна растительность и мусор.

145.jpg

На берегу реки Потехи также находится городской парк и здание, которое могло бы украсить пространство вокруг, но оно стоит долгостроем.

163.jpg

Чуть дальше идет площадь, которую благоустраивают по федеральной программе. Начали «за здравие», но вот до сих пор работы еще не окончили, хотя объект должны были сдать еще в прошлом году. Также вышел казус с туалетом: его поставили прямо под крышей дома. Зимой с него свалился снег и сдвинул туалет. Благо, к апрелю починили.

172.jpg

photo_5418250395689535349_y.jpg 

Недостройки и недоделки

Помимо общественных пространств, мы осмотрели и проблемные объекты. Сначала несколько долгостроев. Один из них – дом на Демьяна Бедного, 99. История этой многоэтажки примерно как у «дома смерти» на Кирова в Уфе: здание небезопасно достроить, и его надо сносить. Оно долгие годы стояло неогороженным, и там играли дети. Только в Благовещенске высотку после вмешательства прокуратуры все же оградили. 

4.jpg

В другой дом-долгострой в конце марта приезжал Хабиров – разговаривал с женой мобилизованного. Со слов Жукова, стройка этого здания также сдвинулась с мертвой точки после прихода нынешнего главы республики, однако строители, видимо, спешили, поэтому качество работ оставляет желать лучшего. По тротуару видно, что дом кривой, да и отмостка здания провалилась.

238.jpg

239.jpg

Еще одна удивительная картина – у одной дороги ремонтники огораживали коротким забором более длинный забор.

– Это делается за счет субсидий министерства ЖКХ, – сказал Жуков. – Наша администрация подала перечень мест, которые необходимо оградить. Возможно, старый забор и не очень-то красивый, но он-то за новым все равно виден.

230.jpg

Еще одна «недоделка» тоже находилась в центре города. На улице Седова в прошлом году благоустроили участок тротуара за счет экономии средств по другому объекту.

– Весь город видел эту клоунаду, здесь эпицентр – магазин, остановка, – рассказал Жуков. – Асфальт стелили прямо на снег. Его сметали метелками. Вода собралась. Они вакуум-машину пригнали. Но в итоге оставили куски мусора, хотя, по условиям контракта, подрядная организация обязана за собой убрать. Нельзя сдать объект такой. Но здесь его как-то сдали.

235.jpg

Район ГАИ




Одним из последних мы посетили Второй район, который в народе зовется ГАИ. Это местное «гетто» с многоэтажками и отсутствием инфраструктуры. Например, школа здесь появилась только три-четыре года назад. От общей неустроенности жилье здесь дешевле, чем в той же Инзе.

MyCollages (2).jpg

– Этот микрорайон всегда оставался без внимания. Только в этом году много домов из него попали в программу «Башкирские дворики», – рассказал Жуков.

Посетили мы одну из местных детских площадок. Ее, со слов Жукова, сделали за 2,5 млн рублей около двух лет назад по программе поддержки местных инициатив на деньги жителей. Дорожки рядом с ней уже покрылись дырами, покрытие пошло волнами, а часть игровых приспособлений поломана. В целом зоны площадки словно не связаны друг с другом – между ними все такая же мертвая земля.




Заброшенный завод

206.jpg

У микрорайона ГАИ – на окраине города – находится промышленная зона. Там расположены Уфимский трубный завод, ТЭЦ, Научно-производственное предприятие Икар, а также стоят руины Башкирского биохимического комбината (ББК), который когда-то играл огромную роль в жизни не только Благовещенска, но и всего СССР.

– Здесь производили комбикорм для скота, – объяснил Жуков. – Предприятие было всесоюзной стройкой. И инфраструктура города строилась вокруг него. Через весь город была протянута канализация. Очистные сооружения для канализационных сбросов, водозабор, ТЭЦ. У предприятия были очистные сооружения. Оно построило ГДК, дома для сотрудников. А работали многие в городе на нем.

мау.jpg

Фото: NordSkif & Co

ББК основали в 1972 году, в 1975 году его ввели в эксплуатацию. С 1998 завод стал дочерним предприятием ГУСП «Башптицепром», а в 2003 ликвидирован. На одном из старых стендов, рассказывают в туристическом блоге NordSkif & Co, указано, что на предприятии работало 2 тыс. человек – более 5% от нынешнего населения города.

211.jpg

– Во время всесоюзной стройки все города отказались от этого объекта, кроме Благовещенска, – сказал Жуков. – Построили завод в черте города. Но это было ошибкой. Предприятие аллергенное. У людей развивались легочные болезни, экземы. Когда проблемы стали очевидными, начали завод потихоньку душить. Хотя я не исключаю и влияние Запада на банкротство. На нашем заводе производили комбикорм для животных, премиксы (витаминные добавки для скота). А сегодня все это закупаем за рубежом.

Мы побывали в одном из корпусов ББК – он стоит прямо на въезде в промышленную зону. Осколки, как песок, покрыли все дорожки под зданием. Большинство окон выбиты, но «огрызки» стекол на них еще остались, поэтому ходить там страшно – вдруг упадут. 

214.jpg

Двери и окна корпуса не заколочены, поэтому попасть внутрь может кто угодно.

209.jpg

Район Надежда

218.jpg

Последний микрорайон, в котором мы побывали, зовется Надеждой. Он тоже находится в частном секторе, только здесь живут люди побогаче – глава города, чиновники, доктора, судьи и т. д. Есть все коммуникации: вода, газ, дорожное освещение, ходит автобус.

На въезде в микрорайон нас встретила ободранная остановка. По словам жителей, крыша с нее слетела еще в прошлом году, но ее уже восстановили, сообщили в администрации района Жукову.

216.jpg

– Район Надежда… Надежда на перспективу, – сказал Жуков. – Только люди здесь так и остались в надежде, что все будет хорошо. Рядом с микрорайоном находятся городские очистные сооружения, куда отправляются все сбросы со всего города. Здесь две асфальтированные дороги, вместо одной, а так в основном щебень лежит.

227.jpg

Вот таким перед нами предстал перспективный город Башкирии, который входит в зону экономического благоденствия. По итогу можно сказать, что живут здесь ненамного лучше, чем в других городах. Зона экономического благоденствия по ощущениям оказалась зоной экономического обмана. В целом можно сказать, что большую часть города составляет сельская местность со всеми свойственными ей проблемами: дороги из грязи, отсутствие света и школ. Проблемы вроде бы немного решаются, но качество сданных объектов низкое: то асфальта не хватило, то труб, то уклон не сделали.

Карта Благовещенск.jpg

Это вторая публикация из серии репортажей Пруфы.рф по городам и районам Башкирии. Первая была об Ишимбае – нефтяном рае, из которого прибыл бывший мэр Уфы Сергей Греков. Мы будем показывать непарадную сторону нашей республики. Просим отозваться неравнодушных горожан, которые готовы стать провожатыми в своем городе и помочь нам рассказать объективно о его проблемах и достижениях. Адрес электронной почты: red@prufy.ru.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное