Итак, почему трамвай, а не автобус?
Есть такой термин – провозная способность.
Провозная способность – это метрическая характеристика, показывающая способность определенного вида транспорта перевезти максимальное число пассажиров (грузов) по одной полосе движения в единицу времени из определенной точки в определенном направлении при определенных условиях работы.
Так вот, провозная способность у трамвая минимум в два раза выше, чем у автобуса, при относительно одинаковых условиях эксплуатации, а если трамвай скоростной, то и в четыре раза. При этом стоит отметить, что разговор идет об автобусе – минимум БК (большого класса – прим. ред.), не «Векторе», и тем более не «газельке». С одной стороны, ну, выше и выше, стоит оно того, чтобы на него тратить столько денег, что можно на все эти деньги автобусов с золотыми сиденьями купить.
Стоит, и вот почему.
Кроме «провозной способности», есть еще «пропускная способность».
Пропускная способность — это максимальное количество определенных единиц, которое может быть пропущено за определенный период времени в данных конкретных технических и эксплуатационных условиях каким-либо устройством или сооружением. На транспорте — это способность пути, транспортного узла (остановки, станции, морского и речного порта и т. д.)
А теперь вернемся к специфике географического положения города Уфы. По факту, Черниковку, Сипайлово, да и отчасти Затон, с центром связывает «узкое место» – остановка им. Города Галле по проспекту Октября. Как итог – мы имеем 66!!! маршрутов наземного транспорта через одну остановку.
Если даже взять по минимуму, что на каждом маршруте через остановку проходит по три автобуса в час, мы получаем 198 автобусов в час, и при этом должны понимать, что в час пик этот показатель в разы выше. Нет, конечно, есть улица Комсомольская, запуском которой нас пугают не первый год, и другие варианты, но это не решение. Почему? Отдельный разговор.
Много это или мало? Ну, по сути, это уже существенно выше расчетной пропускной способности среднестатистической остановки. Возьмем к примеру «Методику определения пропускной способности остановочных пунктов городского пассажирского транспорта», разработанную в Сибирском федеральном университете. В принципе, это, конечно, не единственная методика, и даже, возможно, не учитывающая некоторых специфических моментов, но в целом довольно неплохо сделанная.
Согласно этой методике, на примере изучения маршрутной сети Красноярска, выведен ряд интересных показателей. К примеру, что даже при интенсивности движения: 164 автобуса через остановочный пункт в час, вероятность возникновения очереди из этих автобусов на остановке равна единице. Говоря русским языком, она однозначно возникнет. При этом есть очень большой шанс возникновения накапливающейся очереди и при меньшем количестве проходящих через остановку автобусов.
Стоит какой-либо бабушке, за что, конечно, её невозможно осуждать, задержаться на выходе на ступеньках, и нате получите. А дальше накапливающаяся очередь будет способствовать лавинообразному развитию затора и на остановке, и на дороге со всеми вытекающими последствиями, в том числе срыва всех графиков движения, созданию аварийных ситуаций, в целом, заторах на дороге.
Все это сегодня очень наглядно можно наблюдать на остановке «Фирма Мир» в сторону Черниковки, да и на многих остальных по проспекту, ситуация не лучше. Соответственно, те водители, которые сегодня вторым рядом встают на остановках, как не парадоксально это звучало, разгружают, точнее снижают интенсивность данного затора. И то, что так происходит, в целом не их вина, а вина тех, кто отвечает за организацию движения, и то, что благодаря им пропускная способность транспортной системы в целом давно уже перешла свой допустимый предел.
Покупать в такой ситуации новые автобусы, особенно среднего класса, и потом их выпускать на линию, где они с самой высокой вероятностью в итоге окажутся в этом бутылочном горлышке, это просто способствовать возникновению таких заторов, и в итоге может получиться так, что автобус будет закрывать двери на остановке «Универмаг Уфа» и, не трогаясь с места, вставать в очередь к остановке «Улица Галле». О какой-либо эффективности транспортной системы могут говорить только чиновники, которым любая попадающая в глаза влага кажется росой.
И именно по описанным выше причинам, количество автобусов у нас, вроде, растет, а ситуация не решается. Просто каждый лишний автобус начинает не ускорять перемещение пассажиропотока, а наоборот. И получается парадоксальная ситуация, новых автобусов в городе как говна за сельской баней, а уехать в час пик нереально. Они, при существующей организации движения, физически неспособны вывезти всех пассажиров, имеющих потребность в транспортных услугах.
Исправить ситуацию, и то ненадолго, сможет переход на автобусы особо большого класса, но система настолько далеко ушла за свой предел, что нормальной она не станет в любом случае. И тут мы возвращаемся к трамваю. Не просто трамваю, а нормальному, новому, современному с правильно организованным движением и маршрутом, который при уменьшении количества подвижного состава, а соответственно, без образования заторов, будет способен удовлетворить транспортный спрос в ключевых точках транспортной сети.
Собственно, это не единственные его плюсы. Об остальных можно долго и отдельно рассуждать, в частности, это срок службы самого подвижного состава, в разы превышающий срок службы автобусов, то есть «это можно будет оставить детям», предсказуемость траектории его движения, по которой он способен двигаться даже в сцепке, там, где не факт, что и ПАЗик пройдет.
Вот вам, собственно, один из реальных плюсов трамвая и обоснование его необходимости в привязке к конкретному городу и условиям работы в нем общественного транспорта.
Читайте также
- «Пацанов с автобусами» в Уфе через год не будет. Замглавы Минтранса РБ рассказал, как идет транспортная реформа- Так мы далеко не уедем. В Башкирии тратятся бюджетные деньги на заведомо провальные транспортные проекты
- Трамвай в Уфе даже не стагнирует – умирает. Но спасти ещё можно. Экономист знает как
- «Башавтотранс» – пятое колесо в транспортной реформе Башкирии. Что не так с главным перевозчиком республики