пришлите новость


«Башавтотранс» – пятое колесо в транспортной реформе Башкирии. Что не так с главным перевозчиком республики

09:48, 14 января 2022

Предприятие неэффективно сжирает бюджетные деньги, автобусы ходят нелегально, водители перерабатывают, списанный транспорт куда-то загадочным образом исчезает. А власти между тем заняты преследованием частных перевозчиков.

«Башавтотранс» – пятое колесо в транспортной реформе Башкирии. Что не так с главным перевозчиком республики

За последнюю неделю случилось как минимум три инцидента с республиканским перевозчиком «Башавтотранс». То водитель проявил неадекватную агрессию и увез уфимку за две остановки. Потом уфимцы пожаловались на забитый, как сельдью, транспорт. А в среду автобус главного перевозчика попал в ДТП с другим таким же. Отдельные элементы транспортной реформы, о которой громко заявил Хабиров с приходом в республику, худо и бедно реализуются: например, исчезновение полных «индейцев-нелегалов», безналичный расчет, выработка нормативной базы, закупка нового парка подвижного состава. Но слабым звеном этой цепи, несмотря на большую часть миллиардных вливаний, по-прежнему смотрится ГУП «Башавтотранс».

Бюджетные вливания

На первом этапе транспортную реформу в Уфе возглавил бывший замруководителя Администрации Главы РБ Ринат Баширов. Он не имел никакого опыта в транспортной отрасли, зато прекрасно разбирался в вопросах государственной собственности, закупок и прочем. В итоге его кураторство выразилось только в контроле над «Башавтотрансом». При его поддержке директором предприятия стал Надир Самиев. Перемены же у перевозчика выразились в закупках подвижного состава.

Один из самых интересных вопросов – сумма бюджетных средств, полученных «Башавтотрансом» в качестве мер государственной поддержки, а также цена и количество закупленного подвижного парка. На вопрос о суммах субсидий республики по годам с 2017 по 2021 год руководитель «Башавтотранса» Надир Самиев предпочел в запросе не отвечать. Но очевидно, что многомиллионные субсидии не выправляют финансовое состояние госперевозчика. Почему?

– В среднем билет стоит 25 рублей. Из 25 рублей семь рублей платит бюджет «Башавтотрансу», то есть чуть меньше 30% финансируется бюджетом. А коммерческие услуги – 2-3 рубля разницы. Никто не может объяснить, почему. Неправильно построенная финансовая модель сформировала их убытки, – отвечает экономист Рустем Шайахметов.
В ответе на запрос издания сообщается, что с 2018 года (с начала реформы) закуплено 723 единицы автобусов, которые работают по всей республике. Стоимость всех закупок не раскрывается. Однако, по нашим данным, только в 2019 году было приобретено 478 машин стоимостью 1 миллиард 832 миллиона рублей: 26 НефАЗов, 170 Ford Transit, 222 «Вектор-Некст» и 35 ЛиАЗов. В 2020 году снова закуплено 245 автобусов на 1,3 млрд рублей. Из них собственные средства «Башавтотранса» составили лишь 102 миллиона, остальную сумму выделили из бюджета региона.

Новый парк не панацея

Закупка новых автобусов, конечно, само по себе – это хорошо. Но в апреле 2020 года после скандала с «кладбищем автобусов» в Сипайлово мы уже писали об эффективности работы республиканского перевозчика. Сегодня можно констатировать, что ситуация не изменилась.

Спустя полгода сам Радий Хабиров уже не один раз успел сфотографироваться на фоне закупленных для «Башавтотранса» новых автобусов. Но стали ли перевозки в Уфе лучше? Собеседники на предприятии называют сразу несколько коррупциогенных факторов: откат на закупках запасных частей и ГСМ, списание материальной части. Директора филиалов «Башавтотранса» постоянно жалуются на нехватку запасных частей, автобусов для организации перевозок в городах республики, отсутствие зимней резины.

Закупка запчастей «Башавтотрансом» заслуживает отдельного анализа. Например, закуп двигателей YUCHAI (Ючай). Судя по сайту госзакупок, они оптом приобретались по цене в 1,2 млн рублей за единицу. Важное примечание – у одного поставщика. Погуглите, и вы сами убедитесь, что красная цена такому двигателю для автобуса НефАЗ-5299 в розницу – максимум 700 тысяч рублей. Отдельная песня, как говорят механики, это установка этих двигателей и газового оборудования. Как говорится, с кувалдой и матерком.

Кстати, о списании. В период 2019–2020 годов было списано на металлолом более 500 единиц техники. Какие-то технические сотрудники предприятия говорят, что они не видели ни копейки денег, килограмма железа, автобусы просто исчезли. Другие видели разбор единичных машин, но было ли получение по ним средств, им неизвестно.

– С базы в Сипайлово (именно ее в СМИ назвали «кладбищем автобусов» – прим. ред.) какие-то единичные автобусы зачем-то тащат на базу около автовокзала. Время от времени приезжают рабочие «Башвтормета» распиливают их и увозят. Что там и кому кто платит, я не в курсе. Но не исключаю, что сюда завозится только часть для создания вида. Тут по факту и бумагам надо проверять живой вес и приход средств, – сказал один из механиков.

До Нового года на предприятии шла проверка Минтранса РБ, публикации результатов которой мы с нетерпением ждем.

Проблемы на местах

Пока власти Уфы приводят в чувство одних и воюют с другими частными перевозчиками, государственное предприятие порождает проблемы не только в столице республики.

Как выяснилось, практически все маршруты автотранспортных предприятий в Стерлитамаке осуществляются без маршрутных карт. Радий Хабиров поставил задачу бороться с нелегальными перевозчиками, «Башавтотранс» из государственного перевозчика в Стерлитамаке доходит нелегального.

Водители государственного предприятия на условиях анонимности рассказывают о каких-то поборах. На некоторых маршрутах с них якобы просят по 1000 рублей, а где-то и больше. На автовокзалах городов Дюртюли и Белебей вообще просят платить за билет не на кассах, а наличными у водителя либо онлайн-переводом. В Дюртюлях, кстати, также есть вопросы к наличию всего пакета разрешительной документации. Водители в Стерлитамаке и Белебее говорят, что наличные деньги у них собирает некто Паскин.

Без маршрутных карт, а значит, нелегально, выходят автобусы из Уфы в Алкино, Тикеево, Федоровку и другие пригороды башкирской столицы. При этом наряды ГИБДД тормозят только автобусы частных перевозчиков.

Одна из главных проблем главного республиканского перевозчика – это кадры. Водители регулярно, а точнее, постоянно перерабатывают. Чтобы заработать 40-50 тысяч рублей, водитель должен значительно превышать нормы часов. Это регулярно выявлялось проверками Гострудинспекции. Нарушение режима труда и отдыха неизбежно приводит к авариям. О том, что они регулярно случаются, говорить уже излишне. При этом водители госперевозчика устраивают гонки не хуже частников. Бывали случаи с нетрезвыми водителями.

Осенью СМИ подняли скандал из-за того, что автобусы вышли на маршруты с летней резиной. Руководство «Башавтотранса» тогда клятвенно доказывало общественности и проверяющим из прокуратуры, что это стандарт, никаких зимних колес не надо. Но тогда зачем сразу после этого скандала была осуществлена закупка зимней резины?

В общем, пробуксовка главного перевозчика Башкирии продолжается. И без ответов на поднятые здесь вопросы «Башавтотранс» играет роль пятого колеса во всей транспортной реформе.



Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика