пришлите новость

Трамвай в Уфе даже не стагнирует – умирает. Но спасти ещё можно. Экономист знает как

08:34, 26 января 2022

Эксперт Пруфы.рф Рустем Шайахметов нашел причину, почему уфимцы перестали ездить на трамваях. И показал, где нужно построить новую линию, чтобы электротранспорт снова стал эффективным.

Трамвай в Уфе даже не стагнирует – умирает. Но спасти ещё можно. Экономист знает как

Про Уфу можно сказать, что почему-то создается не тот город, в котором хотелось бы жить. Плохо работающий общественный транспорт вынуждает горожан пользоваться автомобилем. Город мало приспособлен для комфортной жизни, особенно это касается пенсионеров, детей, маломобильных людей. Отсутствует просчитанная долгосрочная транспортная стратегия, постпроектный анализ, нормальный KPI деятельности чиновников. Поэтому чиновники стремятся в первую очередь вовремя освоить бюджетные средства, так как понимают, что за тебя будут награждать руководство. И стараются строить там, где укажет начальство, а не там, где нужно людям. А после того как построили, тут же забывают про объект. Анализ его эффективности никто не проводит.

Почему трамвай приносит убытки?

Трамвайная инфраструктура в Уфе доведена до критического состояния – дешевле построить новые линии, чем восстанавливать существующие. До того как убрали пути с проспекта Октября, соединяющие север и юг Уфы, трамвай ежегодно перевозил 100 млн человек. Это треть городского пассажиропотока. Сейчас количество пассажиров, перевозимых трамваями, уменьшилось в 7 раз, так как остались второстепенные маловостребованные маршруты, которые приносят только колоссальные убытки. Это и понятно. Когда трамвайные линии проходят через малоэтажную застройку по улицам Сунь-Ят-Сена, Мингажева, Дмитрия Донского, не стоит ожидать высокой заполняемости вагонов.

картай.jpg

Кроме того, действующая сегодня схема трамвайного сообщения создавалась под требования 1960-1970-х годов прошлого века. Но за прошедшие 50 лет транспортный спрос населения сильно изменился. Исчезли многие центры притяжения рабочей силы: на ул. Менделеева – это БЭТО, ХБК, трикотажная фабрика, в районе ул. Аксакова – УАПО, «Прогресс», «8 Марта». Потребность людей ездить туда исчезла, а маршруты остались.

Поэтому трамвайное сообщение уже даже не стагнирует, оно умирает.

Трамвай можно воскресить. Но есть условия

При принятии решения о развитии общественного транспорта необходимо исходить из того, что выбор конкретного транспорта зависит от пассажиропотоков.

Не по каждому маршруту целесообразно пускать трамвай. Через одноэтажные районы пути прокладывать бессмысленно, там выгоднее запускать микроавтобусы.

А на проспекте Октября – наоборот. Пробки в час пик и очереди из автобусов и троллейбусов на остановках происходят из-за перегруженности выделенных полос для движения общественного транспорта. Это означает, что возможности автобусного движения по проспекту исчерпаны и уже пора приступать к следующему этапу транспортного развития – запуску трамвайного сообщения.

карта2.jpg

Чтобы трамвайное сообщение было эффективным, нужна успешная интеграция всех видов общественного транспорта. Например, железнодорожного и трамвайного сообщения. 

интеграция.jpg

Речь о строительстве трамвайной линии от УГНТУ (Черниковка) по улицам Ульяновых, Цветочная, Трамвайная, проспект Октября, Революционная, Карла Маркса, Заки Валиди, Пятигорская, проходящей через транспортно-пересадочный узел «Новая Парковая» с конечной остановкой «Новая Правая Белая». Такое решение сформирует эффективное сочетание двух видов транспорта и значительно повысит скорость движения пассажиров. В зоне пешеходной доступности этого маршрута трамвайного сообщения окажется около 35–40% жителей Уфы.

Это значительно повысит эффективность общественного транспорта, так как сконцентрирует пассажиропотоки трамвайного и железнодорожного сообщения, обеспечит высокую маршрутную скорость передвижения. В результате чего трамваи будут перевозить до 70% пассажиров, едущих по проспекту Октября, а также до 50% пассажиров пригородного и межмуниципального сообщения, перемещающихся внутри города.

Создание трамвайных маршрутов:

  • Черниковка – Сипайлово – Зеленая роща (ул. Рабкоров), следующего через транспортно-пересадочный узел «Новая Парковая»;

  • Зеленая роща (ул. Рабкоров) – Центр (ТПУ «Новая Правая Белая»);

  • Сипайлово – Центр (ТПУ «Новая Правая Белая»).

Это может увеличить долю рельсового транспорта в общем объеме пассажирских перевозок до 40% (80–90 миллионов пассажиров в год). А самое главное – повысится мобильность уфимцев.

При этом целесообразно изменить трамвайное сообщение в Черниковке, проложив трамвайные линии по ул. Первомайской.

карта4.jpg

По проспекту Октября трамвайные пути правильнее обустроить на существующих выделенных полосах общественного транспорта, а автобусные и троллейбусные маршруты перенести на улицы Рихарда Зорге, Комсомольская, Российская. На пересечении с улицами им. Города Галле, 50 лет СССР рационально создание трамвайных транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих эффективный пассажирообмен. Это позволит максимально перенести пассажиропотоки с автобусных и троллейбусных маршрутов на трамвайные.

Необходимо учитывать высокую цену «входа» трамвая в город. Строительство путей предполагает реконструкцию улиц, если она изначально не была спланирована под трамвайную линию. Может потребоваться изменение геометрии проезжей части, перенос инженерных коммуникаций, выкуп земельных участков и строений. Поэтому если прокладывать трамвайные линии по улице Российской, их стоимость может оказаться в два раза выше, чем по проспекту Октября.

А что предлагают в генплане

В обсуждаемом генплане Уфы предлагается к 2030 году восстановить и построить трамвайную сеть длиной 99 км. Желания благие, но во что они обойдутся городу? Общая стоимость составит свыше 40 млрд рублей – это на 10 млрд рублей больше годового бюджета Уфы. При этом сохраняются маловостребованные существующие маршруты, и к ним ещё добавляются новые.

восстановление.jpg

Похоже, разработчики генплана забыли, что трамвай – это средство решения транспортных проблем, а не цель. А задача муниципалитета – наиболее дешевым путем решать потребности населения.

Как не закопать в землю миллиард

Сейчас в Уфе, вместо формирования современной трамвайной инфраструктуры, власти заняты заменой ПАЗиков и переделом транспортного рынка. Посмотрим, что происходит: ПАЗиков нет, Искалина (частный перевозчик ИП Искалин – прим.ред.) тоже нет. Только, что улучшилось?

Транспортная реформа была объявлена в 2018 году, сейчас уже 2022-й. Но до сих пор отсутствует достоверная информация о транспортном спросе населения. А это основа для принятия взвешенных обоснованных решений по развитию общественного транспорта. У нас есть специалисты, обладающие компетенциями для проведения соответствующих исследований, но у наших чиновников почему-то к ним доверия нет. Зато много обсуждается привлечение московских экспертов. Но при этом реальных действий нет.

Самое главное: исследования должны производиться в соответствии с разработанным заказчиком техническим заданием, но его тоже нет. Соответственно, нет уверенности в том, что мы в итоге получим достоверную информацию о транспортном спросе населения, а значит, не сможем принимать оптимальные решения по развитию транспорта в Уфе.

Уфе крайне необходим современный трамвай, но плохо работающий трамвай – это хуже, чем плохо работающий автобус. Потому что откорректировать автобусную маршрутную сеть несравненно дешевле и проще, чем трамвайную. Цена значительно выше. От правильности решения зависит, улучшится ли мобильность людей, или же миллиарды рублей будут бесполезно закопаны в землю.



Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ












последние новости




© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика