Казалось бы, стоит удивиться тому, как небольшая ОООшечка, возникшая в 2019 году, не участвующая в госзакупках, выступает истцом по отношению к головному дорожному предприятию. Но вот если попытаться разобраться в том, кто стоит за некоторыми неприметными фирмами. Названия компаний «Сколхимпром», «КИВИ» и «СДС» мы впервые услышали в связи с оперативными мероприятиями УФСБ РФ по РБ в Башкиравтодоре. Точнее, что выемки документов произошли и в офисе одной из компаний на улице Менделеева. По некоторым данным, силовиков там ждали, и лишнюю информацию якобы подчистили. Кроме всего прочего, интерес вызывали схемы взаимодействия этих компаний, ныне занимающихся сдачей в аренду строительной техники и Башкиравтодора.
Из таксистов в дорожное строительство
По сути, история этих компаний – это история резкого финансового успеха нескольких молодых людей на фоне дружбы с нынешним директором БАДа Ильдаром Юлановым.
Уроженец Илишевского района Ирек Шарипов на несколько лет старше Ильдара Юланова. В Уфе он известен под кличкой Малой, а в родном районе якобы как Учпучмак. Как они познакомились, достоверно неизвестно, однако есть информация, что они когда-то жили в одной комнате в общежитии. Сам господин Шарипов степень своих отношений с директором БАД и продолжительность знакомства с раздражением отказался раскрывать.
Ирек Шарипов в качестве индивидуального предпринимателя начал бизнес в 2015 году. С брендом «КИВИ» он стал партнером «Яндекс.Такси», где имеет лицензию примерно на две сотни автомобилей. Обратим внимание, что тем же самым в это время занимался Ильдар Юланов, за что его многие и называют «Таксист». С 2019 по 2021 год Шарипов будет в числе учредителей РОО «Федерация борьбы на поясах РБ». Тогда же поучаствует в торговой компании «8 Марта».
Настоящий успех Ирека Шарипова начался в 2021 году, когда Ильдар Юланов освоился в Башкиравтодоре. Появляется ООО «КИВИ» со специализацией в сфере грузового транспорта. Тогда Шарипов учреждает компанию «Башкирдобыча». Ее специализация – разработка карьеров и добыча ПГС, глины и каолина, то есть материалов для дорожного строительства. Это, наверно, просто совпадение. Минприроды РБ, к слову, без проблем выдала лицензию. За первый же год существования «КИВИ» сделала выручку почти в полмиллиарда, а чистую прибыль на 12 млн рублей. Башкирдобыча за 2021 год отчиталась о нулевом обороте. Однако мы можем предполагать занижение финансовых показателей.
В качестве индивидуального предпринимателя начинал и некий Эдуард Яхин. Занимался вроде бы автомойкой, где и мог познакомиться с вышеупомянутыми лицами, занимающимися извозом. В 2019 году Яхин учредил ООО «Сколхимпром», специализирующееся на дорожном строительстве. Сейчас Эдуард Яхин предпочитает передвигаться исключительно в сопровождении охраны. Говорят, что опасается субподрядчиков, которых он будто бы оставил без оплаты..
Совсем недавно в общество соучредителем вошел Сергей Ионин. Финансовой взлет и этой компании совпал по времени с началом руководства в БАД Юланова. За 2021 год выручка составила более полумиллиарда рублей. Хотя чистая прибыль была незначительной, но оставалась дебиторская задолженность почти на 240 млн рублей.
Кроме этого, с весны 2022 года сначала супруга, а затем и сам Яхин участвуют в ООО «Спецдорстрой» (СДС). Эта компания, как и Сколхимпром, прописана по тому же адресу на улице Менделеева, то есть в отеле Parkcity. Возможно, это вовсе не случайность. Отель принадлежит бизнесмену со специфичной репутацией и бывшему депутату Госдумы РФ Марселю Юсупову, который также является борцом. То есть как минимум три человека среди всех этих фамилий имеют общее увлечение. К тому же Юсупова и Юланова не раз видели вместе, в том числе в солнечном Ереване.
Еще одним возможным скрытым бенефициаром этой группы считается Дмитрий Платонов. Ранее он был учредителем нескольких компаний, занимающихся нефтепродуктами, а также продаже автомобилей Двимавто-Стерлитамак. Сейчас он владеет строительной компанией ООО ИРГ в Москве.
Единственные участники
Согласно данным бизнес-сервисов, все эти компании не участвуют в государственных закупках. Что вызвало наше удивление. Как они работают с государственным предприятием? По поиску через названия компаний и ИНН их не обнаружить на сайте госзакупок.
Примечательно, что почти во всех случаях эти компании были единственными участниками запроса предложений. Тут действуют сразу две версии. Первая - условия запроса предложений прописаны так, что под них проходит нужная компания, другим же чинятся препятствия. О второй версии нам рассказал сотрудник госпредприятия.
– Ранее Башкиравтодор работал по схеме, когда услуги или поставки оплачивались сразу по факту исполнения. Повлиять на торги руководству было сложно. Потом появился такой Калимуллин (заместитель директора), а оплату стали делать с отсрочкой. Кому, когда и как заплатят за проделанную работу, теперь стало уже зависеть от руководства. Кого как поставят в реестр платежей, завтра или через год, когда подрядчик разорится. Вот тогда и появились очереди у кабинета Калимуллина. Так что Юланов ничего нового не придумал, а просто перенял схему. Поэтому, полагаю, что на эти торги заявляются лишь те компании, которым, видимо, гарантировали оплату в нужный срок, других просто кидают. Вот и вся незатейливая история, как не посторонние к руководству люди вдруг превращаются в успешных бизнесменов, – рассказал источник.
Читайте также
- «Вы думаете, я вам прощу это? Я сегодня разнесу вас, понятно!» Кого долбил Хабиров всю прошлую неделю
Если же вернуться к инфоповоду данной публикации, а именно иску Сколхимпрома к БАД, то ничего серьезного в их отношении не произошло. Как нам ответила пресс-служба госкомпании, в рамках судебного заседания будет уточнена сумма задолженности и подписано мировое соглашение.
Кстати, технические работники БАДа жалуются еще на одно обстоятельство. Та же «КИВИ» работает по схеме, что сама приобретает технику в лизинг, а это меньший процент чем по кредиту. Но еще через лизинг осуществляется возврат НДС. Это техника якобы эксплуатируется до убитого состояния, а потом переходит в Башкиравтодор, где механики от нее плачут. Есть также информация, что часы выработки сданной в аренду техники завышаются. А это уже явный схематоз.
Схему с лизингом наши герои, возможно, используют и для приобретения атрибутов красивой новой жизни. Какое-то время на площадке перед отелем, где базируются все компании, стоял целый автопарк премиальных автомобилей. К слову, премиальных машины обе группы закупили на сотни миллионов рублей.
Обратите внимание на номера. С 777 автомобили группы «КИВИ», а вот в Сколхимпроме любят номера c цифрами 303 и с красивыми буквенными сочетаниями.
А вот заместитель Ирека Шарипова Ришат Самматов козыряет близким знакомством с певцом Элвином Греем. На встречи Самматов предпочитает являться в одежде стоимостью около полумиллиона рублей.
В общем, все у этих молодых мужчин, возможно, не без участия Ильдара Юланова в жизни сложилось. Хотя, впрочем, эти господа могут похвалиться знакомствами более высокого уровня. Нам известно, что Эдуард Яхин со своим партнером Дмитрием Платонов были на аудиенции у Радия Хабирова. Их компании явно не того уровня, чтобы представлять какой-то инвестиционный или прочий государственный интерес. Поэтому тему этой встречи можно только предполагать. И да, несмотря на все обещания, в том числе и самого Главы РБ сроки сдачи трассы Караидель-Сатка уже не раз откладывались. Мы не удивимся, если ее снова не сдадут в 2023 году. Мы же в свою очередь полагаем, что свое пристальное внимание должны обратить антимонопольная служба и прокуратура. Также мы продолжим следить за ситуацией и информировать вас об успехах этих групп.
Читайте также
- Вопреки обещаниям Хабирова, в Башкирии снова отложили ремонт дороги с трещинами размером с человека- В Башкиравтодор пришли из ФСБ
- В шлемах и с автоматами: в «Башкиравтодор» пришли следователи СК и ФСБ