пришлите новость

WhatsApp Telegram

«Рыбу самую дешевую и то по акции – минтай». Россияне начали экономить на еде – что говорят бабушки и экономисты

14:17, 07 ноября 2025

Россияне стали меньше употреблять рис, гречку и молоко. Экономисты говорят о снижении потребления. Но почему россияне экономят на самом базовом и дешевом? Мы решили разобраться

«Рыбу самую дешевую и то по акции – минтай». Россияне начали экономить на еде – что говорят бабушки и экономисты
Пруфы.рф

За последнею неделю ряд СМИ стал распространять информацию, что россияне стали экономить на продуктах. Мы решили опросить уфимцев стали ли они экономить на самом базовом – на продуктах. Кто-то говорит да – берем самое дешево, кто-то ни в чем себе не отказывает. Даже экономисты не сошлись во мнении. Кто прав и кто виноват – подробнее в материале.

Мы пошли на уфимский Красинский рынок и опросили сотрудников продуктовых точек. Они не знают макроэкономических показателей экономики, но зато знают, как народ покупает мясо.

Ларек с продажей развесного мяса:

– Я скажу про мясо: день на день не приходится. Это всегда так. Цены на мясо растут так же, как и на все. Но как покупали, так и покупают. Не сказать, что меньше стали покупать, – говорит продавщица на Красинском рынке.

В ларьке с колбасами нам наоборот сказали, что «меньше народа стало ходить». Причину этого не объяснили, но уточнили, что «сюда ходят все свои».

Мы опросили потребителей на рынке, вследствие чего выяснилось, что многие «оптимизируют» свой бюджет. Да, товары дорожают, но не резко, а плавно. Многие говорят, что экономили всегда и сегодняшняя ситуация не стала громом среди ясного неба.

Также мы поговорили с 37-летней учительницей Анастасией, которая вышла в декрет. Она говорит, что «раньше жили лучше»:

– Цены ужас, конечно. Сейчас живем на одну ЗП мужа. И это [ужас]. Мясо давно «распыляю» на котлеты, плов и прочее. Рыбу самую дешевую и то по акции – минтай. С начала года очень часто стали болеть, хотя постоянно пью Омегу. Прямо всей семьей каждый месяц. Раньше такого не было. Вероятно, не в рационе дело, поскольку витамины пью почти постоянно.

Раньше никогда не ела свинину, теперь едим. Вот курицу покупали по акции в Победе 145 р/кг. Неплохая курица. Разбили на части и в морозилку. Сейчас думаю, что надо было побольше взять не 2 штуки, а 4.

Раньше жили лучше. Даже в самые сложные времена, когда у мужа был кредит, ходили в Перекрёсток. Теперь не ходим – уровень жизни упал сильно. Раньше на цены не особо смотрели, теперь высматриваем по акции. Сходить в «Пятерку», ничего не купив толком – 2500. И это без мяса, лишь йогурты, творожки, сырки. Колбасы, сыр – мы не едим, – говорит Анастасия.

«Бедные всегда экономят», – может сказать обыватель. Но это далеко от правды. Даже представители среднего класса стали экономить на всем. В том числе и на еде:

– Я никогда не думал, что меня это коснется. Но я тоже стал бережливее относиться к своим финансам. Раньше на семью покупал семгу (стоит 3000 рублей), теперь это для меня дорого. Беру форель (800 рублей). Едой дело не ограничивается – лекарства. Теперь смотрю в интернете, где лекарства дешевле и еду туда. Да, специально, чтобы сэкономить. Стал использовать маркетплейсы. Например, хотел купить новый смартфон в магазине бытовой техники, сейчас взял на Wildberries. Там побюджетнее на 7 тысяч взял.

Пока думаю насчет новой машины. Все больше смотрю в сторону «китайцев». Цена/качество решают и уже [ладно], что Китай, – говорит предприниматель из Уфы.

Что думают экономисты

Первую публикацию о снижении потребления продуктов россиянами опубликовал Коммерсант. В статье приводятся цифры, что продажи основных продуктов питания в натуральном выражении в 2025 году снизились к прошлому году. Продажи молока снизились на 8%, гречки на 9%, риса на 10%. Можно резюмировать: россияне стали меньше потреблять базовые продукты. Вообще, обычно при кризисах люди начинают экономить именно на деликатесах, но никак не на «базе» как гречка или рис. Точно кризис? Экономист Рустем Шайахметов подтверждает осенние тенденции 2025 года:

– Да, потребление действительно падает, и данные по продажам это четко показывают. Люди стали покупать меньше, и производители, видя избыток товара, вынуждены снижать цены. Но проблема глубже: резко выросли обязательные расходы, например, ЖКУ — до 16%. Эти деньги просто «изымаются» из семейного бюджета, вынуждая людей экономить на еде. Они переходят с говядины на курицу, ищут более дешевые альтернативы. В итоге доля трат на еду в доходах россиян выросла до 40%, тогда как в развитых странах она редко превышает 20%.

Что касается падения продаж даже базовых продуктов вроде молока и гречки — это логично. Молоко — чувствительный продукт, от которого можно временно отказаться. А гречка — не всегда самая дешевая альтернатива. Это не отменяет общего тренда: люди не отказываются от еды, но меняют структуру потребления в сторону максимальной экономии.

К Новому Году стоит ждать дальнейшего роста цен. Жесткая денежная политика и повышение налогов бьют по производителям, особенно по малому и среднему бизнесу. У них просто не остается выбора, кроме как закладывать эти издержки в цены, чтобы не разориться.

Все дело в деньгах? Не совсем

Другой экономист Егор Иванков также подтверждает существование проблемы со снижением покупательского спроса у сетей. «У людей просто денег стало меньше, это факт», – уточняет он. Но в то же время он сомневается, что из-за этого все разом перестали покупать рис и гречку. Здесь Иванков видит другие тенденции:

– С другой стороны, меняются покупательские привычки. Например, картофель. Мы вот с коллегами проводили исследование и зафиксировали, что в России стали меньше кушать картошку. И это не значит, то люди стали беднее. Меняются потребительские приоритеты.

Иванков говорит, что снижение продаж ритейлов – это комплексный вопрос. И сводить его к формуле «стали меньше кушать» глупо.

– Есть кейс, когда люди стали чаще покупать готовую еду, а не стоять у плиты. Это тоже влияет. Приоритетность перераспределяется от одной номенклатуры товара, от одного способа потребления к другому. Эти вещи поверхностно сейчас обсуждаются. Глубоко, на мой взгляд, этот вопрос никто не изучал.

Рассмотрим несколько вероятных причин снижения потребительского спроса.

Причина 1. Эффект высокой базы прошлых лет

В статье Коммерсанта также указывается, что в 2023-2024 годах потребление таких продуктов как рыба, колбасы и сыры подскочили в 3,7 раза. В первой же половине 2025 года «деликатесный бум» начал спускаться к средним значениям, но по инерции все еще был довольно высок.

Некоторые эксперты отмечают, что сейчас мы видим лишь охлаждение потребительского бума, который наблюдался в 2023-2024 годах. Тогда цены на недвижимость и машины резко подскочили. Народ стал расходовать деньги больше на потребительский рынок – магазины, кафе и рестораны. Некая сублимация. «Кушать-то всегда охота», – комментирует потребительский бум 2024 года в одном из интервью Наталья Зубаревич.

Важно, что выручка сетей в целом растет, но только цифры за 2025 год кажутся не такими большими на фоне бума 2024 года.

Причина 2. Выбирают осознанно

Вообще, несемейным молодым людям свойственно, что они не готовы экономить на еде. Это люди-одиночки, которым еще не приходится вести домашний бюджет. Они привыкли заботиться только о себе:

– Цены растут – и я это замечаю. Но, к счастью, экономить на еде пока что не начал. Да и не планирую. Понятно, что жизнь по-разному может прижать, но продукты – это едва ли не последнее, на чем я собираюсь экономить. Потреблять некачественные продукты –банально опасно. Если уж и сокращать расходы на еду, то в первую очередь я перестану есть вне дома. Или буду реже покупать ненужные товары по типу печенек и прочего. Но переходить на менее качественные продукты я не буду до последнего, – говорит уфимец Арслан, 27 лет.

– Я где-то услышал такой термин как «потребительский мусор». Большинство товаров, которые продают в супермаркетах – это потребительский мусор. Они не нужны человеку, а нужны производителям. Условные чипсы, колбасы, печенье. Самое основное, что нужно организму, – это крупы, хорошее мясо, натуральное молоко, фрукты и овощи – это база.

Осознанное потребление – это потребление в меру и разумно. Сколько людей умерли от ожирения и сколько умерло от голода в XXI веке? Думаю, ответ очевиден, – рассказывает Павел, программист из Уфы.

Экономист Иванков подтверждает тенденции людей к ЗОЖ, когда они «стали меньше есть» – именно так выразился эксперт.

Причина 3. Кушают в кафе

Если люди покупают меньше риса, гречки и молока, это не означает, что они теперь кушают меньше. Изменяется сама культура потребления. В России всегда была развита культура «кушать дома», но сейчас пищевые привычки меняются. В этом отношении мы становимся ближе к западным традициям. Людям проще зайти в кафешку, чем стоять у плиты два часа. Особенно эта практика развита у несемейных людей. Доставки, кафе, готовая еда – вот новый тренд потребления еды в России. Готовка – прошлый век.

Данный тренд подтверждает статистика. Согласно исследованиям «Т-Бизнеса» за первое полугодие 2025 заведения общепита нарастили обороты на 8% к прошлому году.

– Я посчитал свои еженедельные траты. Если я зайду в «Пятерочку», то минус 1000 рублей, чтобы приготовить покушать. Я на эти деньги могу шиковать и покупать завтрак, обед и ужин и не стоять у плиты 2 часа. Зачем мне это надо? – задается вопросом Павел.

Причина 4. «Нищемаркеты» набирают обороты

Пока крупнейшие сети России снижают обороты продаж, есть те, кто «наварился» на изменениях потребительского спроса – это так называемые «нищемаркеты». Обычно так именуют супермаркеты, которые больше похожи на оптовые базы. В них цены дешевле, чем в «Пятерочках» и «Магнитах» примерно на 10-15%, за счет того, что в магазине нет ничего лишнего. Главное – низкая цена, так мыслят владельцы «нищемаркетов», им не нужен ни дорой маркетинг, ни реклама.

Так вот, в 2025 году «нищемаркеты» за первое полугодие нарастили объем продаж на 27%. Самый большой рост показала сеть «Чижик» – её выручка выросла на 89%. Продуктовые эксперты говорят, что формат «нищемаркетов» будет становиться все популярней. Объясняется это нынешней высокой ключевой ставкой и снижением реальных доходов россиян.

– Есть такая часть рынка сбыта, как крупнооптовые базы и склады. У меня есть товарищ, который раз в неделю ездит на оптовую базу закупается на неделю продуктами. Он в магазин вообще не ходит, – говорит Иванков.

Возможно, снижение продаж ритейлами гречки, риса и молока, о котором пишет «Коммерсант», связано именно с оптовыми базами. Людям проще один раз «затариться на оптовке», чем каждый раз бегать в супермаркет у дома.

Итог

Россияне стали больше экономить. Но сама экономия уже давно стала некоей российской традицией. Люди не удивляются, а приспосабливаются к изменениям в стране. Экономисты подтверждают данные тенденции и даже предрекают дальнейшее повышение цен на фоне роста НДС с нового года.

С другой стороны, снижение определенных товарных позиций не всегда связано с тем, что россияне меньше едят. Меняется сама структура потребления, как говорит экономист Иванков. Старшее поколение выбирает оптовые базы, прозванные «нищемаркетами». Им проще приготовить суп на целую неделю и питаться только им. Те же зумеры, наоборот, выбирают кушать в кафе. В любом случае магазины у дома переживают не самое счастливое время. И многим, очевидно, придется пересматривать свои стратегии.




Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное