Ваш город:
Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ
Уфа
Казань
Челябинск

пришлите новость

Президентский совет увидел в зонах Башкирии позитив и поддержал депутатов

12:32, 08 августа 2019

| c8049

В отличие от экологической ситуации Совет по правам человека при Президенте РФ положительно оценил развитие институтов гражданского общества, НКО и прав заключенных в Башкирии.

Президентский совет увидел в зонах Башкирии позитив и поддержал депутатов

Совет по правам человека при Президенте РФ, возглавляемый Михаилом Федотовым, опубликовал итоговый доклад и рекомендации по итогам проведения заседаний и своей работы в нашей республике весной этого года. Если в части экологической ситуации в республике, состояния здравоохранения, сырьевой проблемы БСК и судьбы башкирских шиханов доклад получился довольно жестким, то развитие различных институтов гражданского общества членами СПЧ оценено скорее позитивно.

Именно гражданское общество, НКО, права заключенных, судопроизводство и выборы стали предметом обсуждения на Круглом столе в Уфе 25 марта. В нем принял участие основной состав СПЧ и практически неограниченный круг участников от нашей республики. Во всяком случае, все желающие могли заявиться и принять участие в мероприятии. О данном круглом столе мы подробно писали. Он был отнюдь не гладким, поэтому нас несколько удивили выводы в итоговом докладе СПЧ.


Избирательные права

В ходе выездного заседания члены Совета провели встречи с представителями ЦИК Республики Башкортостан, ТИК г. Уфы и районов города, Общественной палаты и Уполномоченным по правам человека Республики Башкортостан, представителями региональных отделений политических партий и профильных общественных объединений. По анонсированным планам СПЧ должна была состоятся встреча с общественниками и членами ТИК Демского района, где регулярно во время выборов возникают скандалы, но в последний момент такие встречи прошли в Бирске и Благовещенске.

В итоге содержательной нам показалась лишь одна фраза: «В ходе данных встреч, помимо прочих, обсуждались конкретные случаи нарушений процедуры подсчета голосов на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 году, по которым были вынесены судебные и административные решения».

Рекомендации же СПЧ в этой части, адресованные в ЦИК РБ, ЦИК РФ, Правительство РБ и Госдуму РФ больше играют в пользу власти. Создание всевозможных экспертных советов, большей координации избирательных комиссий с общественниками, МВД и прокуратурой – это все мишура, которая спадает в день голосования, когда по указке членов комиссии полицейские выкидывают неугодных наблюдателей.

В части выводов нам показалось, что СПЧ активно работает на повышение явки избирателей. Об этом говорят рекомендации о тесном взаимодействии ЦИК РБ и Мосгоризбиркома, по спискам избирателей и дистанционному голосованию. Нас покоробил совет заведомо установить избирательные участки, где ожидается повышенный процент голосования на дому, и обсудить их с политическими партиями. Мы уже не писали о том, что в нашей республике есть такие странные населенные пункты, где 70% избирателей в нарушение закона голосуют дома. Это явное нарушение закона, но вот рекомендация СПЧ просто предает этому легитимность и опять же способствует искусственному повышению явки.

В рекомендациях СПЧ в части избирательных прав нет ни одной в адрес судов и органов следствия. А именно эти органы стали практически бесполезными в защите избирательных прав граждан и пресечении фальсификаций итогов голосования. В целом, данную часть доклада мы считаем малосодержательным.

В части развития механизмов гражданского участия в противодействии коррупции в Республике Башкортостан СПЧ фактически поддержал башкирскую инициативу по освобождению муниципальных депутатов и членов их семей от обязанности раскрывать информацию о доходах и имуществе.

«Полномочия более 90% муниципальных депутатов осуществляются на непостоянной основе. Большая часть депутатов являются рабочими и служащими (трактористы, сварщики, почтальоны, учителя, доярки и т.п.) и не имеют фактических возможностей использовать полномочия по замещаемой муниципальной должности для извлечения выгоды. Возможность совершения ими коррупционных правонарушений сводится к минимуму», - говорится в докладе.

Напомним, что депутат Госдумы РФ Зариф Байгускаров ранее уже выступал с такой инициативой, но говорил только о сельских депутатов. В отношении сельских депутатов такое предложение в большей части справедливо. Но вызывает недоумение, что СПЧ вдруг предлагает расширить круг до всех муниципальных депутатов, включая городских. Очень сложно поверить, что крупные застройщики Уфы, мультимиллионеры в значительном количестве оккупировавшие горсовет, никак не пользуются своим статусом в бизнес-интересах. Именно они и станут главными выгодоприобретателями, если данная рекомендация СПЧ будет воплощена в жизнь.

Некоммерческие организации

Более содержательным оказался доклад в отношении работы НКО в Республике Башкортостан.

«Регион занимает лидирующее место по удельному весу негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг (77%) и третье место по средней доли работников в негосударственных организациях в общей численности работников, занятых в социальной сфере (15%). Однако, преимущественно, эти организации были созданы на базе действующих государственных организаций; регион не отрицает, что фактически отделения государственных учреждений были преобразованы в автономные некоммерческие организации», - говорится в докладе.

Эту проблему в Уфе поднимали общественники, говоря, что НКО, находящиеся под контролем государства и муниципалитетов получают преимущества в финансировании. Например, какие-то государственные или муниципальные учреждения меняют организационную форму на автономную некоммерческую организацию, но продолжают выполнять свои функции. Они также продолжают получать прямое финансирование из бюджетов, но при этом как НКО получают еще гранты и субсидии. При этом возможности по получению грантов для независимых НКО значительно сужаются.

Поэтому две главные рекомендации СПЧ в этом вопросе являются весьма интересными:

  • - сделать публичными результаты обеспечения поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению в Республике Башкортостан;

  • - в результатах обеспечения поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению в Республике Башкортостан отражать информацию о доступе к бюджетным средствам СО НКО, не являющихся автономным некоммерческими учреждениями, созданными на базе государственных и муниципальных учреждений.

А вот рекомендация принять меры по формированию системы нефинансовой поддержки СО НКО, в т.ч. через формирование или определение организаций инфраструктурной поддержки НКО и обеспечение ресурсов для выполнения соответствующих функций уже в той или иной степени в республике реализуется. В регионе существует разнообразная практика методической и информационной поддержки: работает Региональный ресурсный центр СО НКО Республики Башкортостан «Действуем вместе»; создана служба мониторинга, экспертизы и поддержки НКО – Ресурсный центр ГКУ РБ «Аппарат Общественной палаты Республики Башкортостан».

В докладе также отражена тревога по поводу того, что в республике в 2017 году наблюдалось большое количество ликвидированных правозащитных НКО. Только одно из них ликвидировано по желанию учредителя, остальные по инициативе различных контролирующих органов. Формально все было сделано правильно, но осадок есть.

 

Следствие, суды и отбытие наказания

Большая часть доклада и работы СПЧ коснулась темы следствия по уголовным делам, судопроизводства и соблюдению прав человека в местах лишения свободы.

Еще в марте на круглом столе в Уфе его участники отметили улучшение ситуации с содержанием осужденных. Данный факт обстоятельно отражен и в докладе СПЧ. Члены совета побывали практически в каждом таком крупном учреждении Башкирии и выявили больше позитивного чем отрицательного. Начальника ФКУ ИК № 3 Н. В. Бардукова вообще рекомендовано отметить благодарностью и поощрением.

Справедливости ради следует отметить, что в местах заключения в последнее время в Башкирии наблюдаются только единичные инциденты, а ОНК Башкирии значительно усилило свою работу.

Отметим и конкретный примечательный эпизод, описанный в докладе. «Чишминский мститель» Радик Мухамедьянов, осужденный за захват главы района Флюра Уразметова и его брата, обратился к членам СПЧ по квалификации своих действий. Мухаметдянов полагает, что его действия, выразившиеся в насильственном удержании Главы администрации района Уразметова Ф.З. и Главы пос. Чишмы Уразметова Э.З. у них дома в течение ночи следовало квалифицировать, не как захват заложников, а как самоуправство.

Мы подробно рассказывали об этой истории. Но она больше касается не зоны ответственности ФСИН, а в целом правоохранительной и судебной системы. В этой же части доклад нам показался значительно слабее.

На круглом столе 25 марта правозащитники подробно докладывали о кейсах Мухамедьянова, топ-менеджера УМПО Сергея Евстафьева, Айрата Дильмухаметова и членов запрещенной в России организации «Хизбут-Тахрир». При этом упор делался на сами уголовные дела, ход следствия и судебные процессы. Председатель СПЧ Михаил Федотов пообещал лично разобраться в деле того же Айрата Дильмухаметова. Но в итоговом докладе его упоминания вообще нет, а хизбы, Мухамедьянов и Евстафьев упоминаются лишь в контексте отбытия наказания или условий содержания под стражей, а не их уголовных дел.

Странным нам показалось отсутствие рекомендаций СПЧ по данным вопросам в отношении правоохранительных органов и судов. Еще в марте общим стало мнение о негативной ситуации в правоохранительной и судебной системе. Страшно, когда сейчас в стране число оправдательных приговоров стало в десятки раз меньше чем в сталинские времена. В 2017 году, со слов одного федерального судьи, их число в республики составило 0,1%! Рим Каюмов назвал цифру в два десятка в 2018 году. К слову, в их числе немало оправдательных приговоров в отношении полицейских.

Члены СПЧ тогда отметили, что одним из путей решения этой страшной проблемы может стать возвращение контроля над следствием органам прокуратуры. Об этом им тогда не просто говорили, а едва ли не кричали как правозащитники, так и представители адвокатского сообщества. Только вот своего отражения это проблема в рекомендациях СПЧ так и не нашла.

В связи с текущими московскими протестами и вообще ситуации в данной сфере актуальным было бы отражение темы в докладе СПЧ даже на примере Башкирии. На мартовском круглом столе СПЧ активисты штаба Алексея Навального в Уфе, представители башкирских организаций, политических партий обратили внимание, что в Башкирии невозможно согласовать непровластные публичные мероприятия. Примеров буквально сотни. Члены СПЧ ответили, что ситуация характерна для всей страны. Вместе с тем, они рекомендовали региональным властям вести открытый электронный реестр всех поданных уведомлений в интернете, тем самым избегать конфликтных ситуаций и издевательства над правом.

Но опять же в итоговом докладе данная проблема, которая уже все больше становится самодостаточной и выходит из под контроля, никак не отражена. Видимо, следующей актуальной темой для СПЧ станут массовые беспорядки и полицейский террор в стране.

ПОДЕЛИТЬСЯ









последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика