До школы осталось совсем чуть-чуть. Завершились все смены детских лагерей. Из деревней от бабушек и дедушек привозят в города отдохнувших и хлебнувших «вольного ветра» детей. Все чаще встречаются на улицах загорелые дети, которых родители возили на моря. Одним словом, детей в Уфе становится все больше: скоро в школу. Нужно купить или забрать из ателье школьные костюмы для подросших детей, найти удобную обувь, приобрести портфели, спортивную одежду, школьные принадлежности… И как бы ни силились родители выглядеть в эти дни позитивными, приободрить ребенка, ни для кого не секрет, что начало нового учебного года лишь для немногих является радостным событием. Если только ваш ребенок не первоклассник, конечно. Дети считают последние дни каникул, и глаза их становятся все печальнее... Задача родителей – найти нужные слова, подготовить ребенка к тому, что предстоит еще один долгий учебный год после трех месяцев отдыха. С просьбой помочь нашим читателям, родителям школьников, мы обратились к координаторам проекта «Мудрые родители» в г. Уфе. Семейный психолог, тренер, игротехник игры «Каузальный интеллект» Альмира Шайахметова: – При фразе: «Скоро в школу» в вашей семье царит радостное приподнятое настроение, при этом оно усиливается с каждым днем? Поздравляю! Искренне восхищаюсь и даже завидую! Вы относитесь к тому небольшому проценту семей, которые хорошо адаптированы к современной системе образования, и эта статья не для вас. А что же делать тому большинству, у которых дети не пищат от восторга при мысли о неумолимо приближающемся 1 сентября?! Собрать волю в кулак и вступить в «родительский спецназ»! Это для тех, кто понимает, что какая бы ни была современная школа, она такая, какая есть, и с этим надо жить и приспособить своего ребенка к ней с наименьшими потерями для его личности, ну и своей психики тоже. Коротко об ориентирах для «родительского спецназа». Их можно разделить на три направления: Ум, Душа, Тело. Помним, что резкая смена образа жизни – это стресс, а уровень стрессоустойчивости у каждого ребенка очень разный и уж точно намного ниже, чем у взрослых. Начнем с самого простого. Итак – Тело. Резкое изменение режима дня не создаст предпосылок к радостному настроению ни у ребенка, ни у вас. Здесь от вас потребуется проявить настойчивость и изобретательность. Поэтому оставшиеся 15 дней начинаем «вхождение в режим». Если уровень сознательности вашего ребенка не на планке «надо так надо», вам придется включить все свое воображение. Смещайте привычное время пробуждения ребенка в каникулы на 15-30 минут каждые 2-3 дня. Если обычно ребенок вставал в 11:00, то завтра и послезавтра ваша задача поднять его в 10:30. И постепенно прийти к приблизительному времени подъема в школьном режиме. Как вы это сделаете – ваше поле для творчества. Подключать родственников и ближайшее окружение, разрешается. Помните о главной закономерности: чтобы раньше встать, надо раньше лечь. Значит, и время отхода ко сну тоже пропорционально смещаем. Хотя, учитывая особенность засыпания детей, укладывать в кроватку надо на час раньше. Если ваша задача, чтобы в 23:00 ребенок сладко спал, отбой объявляется в 22:00. И главное: помните про Интернет: смартфоны, гаджеты, компы! Дитя надо вытащить оттуда минимум часа за два до сна. Иначе битва за отбой может приобрести кровопролитный характер. Маленький совет: если введете для всех членов семьи (да простят меня папы) семейное правило: «С 19 до 22 Интернета в квартире нет!» – будет намного легче, и ребенок не будет чувствовать себя обделенным изгоем. И здесь опять ваше поле для творчества – чем занять ребенка, а скорее всего, всю семью, в эти часы до сна. Рекомендую семейную вечернюю прогулку с душевными беседами. Ум. Здесь немного сложнее. Надо подготовиться к режиму занятий, то есть регулярно усваивать новую информацию. Начните с воспоминания «старой». Многим задают «задания на лето», повторите контрольные за прошлый год, правила. Интернет-ресурсы вам в помощь. Есть много тестовых заданий, где по итогам дают рекомендации, какие темы повторить. Начните вводить в режим ребенка время для занятий. Сопротивление – нормальная реакция. Чтобы его уменьшить, идем по принципу «чуть-чуть». Вводите по 2-4 занятия по 15-30 минут в зависимости от возраста, с перерывами. Да, это непросто, зато какое поле для проявления родительской силы воли, настойчивости и изобретательности: главных составляющих родительской любви. Особо обратите внимание на предметы, которые трудно давались в прошлом году. Возможно, здесь понадобится помощь профессионалов. Необходимо понять причину трудностей и помочь ребенку справиться с ними. Вы можете сколько угодно высказывать свои недовольства учителем, школой, системой образования и «прятать голову в песок». Они такие, какие есть, а ответственность за ребенка лежит на вас. И наконец, про Душу. Здесь я понимаю чувства, эмоции, отношение. Да, очень непросто сегодня поддерживать позитивное отношение к школе, учебе. Именно поэтому так возросла роль семьи в обучении ребенка. Еще каких-то 20 лет назад задачей родителя было «выбрать хорошую школу, учителя», и в целом он мог быть спокоен за уровень образования и даже воспитания. Реалии времени: «хорошая школа» ничего не гарантирует! Так что, дорогие родители, делегировать свои полномочия школе сегодня вещь очень ненадежная. Задача максимум – несмотря ни на что, сохранить в ребенке естественную тягу к познанию, радость творчества, стремление к развитию. Задача минимум – предотвратить негативное отношение к обучению вообще из-за проблем в школе. Современные дети, особенно подростки, очень отличаются от нас и даже от детей 15-20 лет назад. Поколение Z. Их главное отличие – родительский принцип «Надо – и всё!» на них не срабатывает. Чтобы они приложили усилие, проявили волю, им надо видеть свою Собственную перспективу, ближнюю и дальнюю, и желательно перевести это в формат игры с четкими правилами, приятными призами, возможными штрафами и другими атрибутами Игры. Очень рекомендую, создайте в своей семье с ребенком свою Игру, и вы избавитесь от кучи негативных эмоций, потраченных на разборки. Определите четкие правила, требования к ребенку. «Быть хорошим» – это ни о чём! Чаще всего за таким требованием родителя скрыто подсознательное желание «Будь удобным для меня!». Геймификация проникает во все сферы нашей жизни. И это один из эффективных способов повышения мотивации. Коуч Лейла Мулюкова – Я думаю, первое, что нужно сделать, чтобы задать позитивный настрой ребенка перед началом учебного года – это позитивно настроиться самому. Когда вы слышите «первое сентября или учебный год», какие самые первые ассоциации возникают у вас? Бессонные ночи за проверкой домашних заданий? Большие траты на покупку школьной формы и других необходимых вещей? Длинные и нудные собрания? Двойки, слезы ребенка, ваши слезы? Вы убеждены, что наша система образования несовершенна? Детей слишком нагружают? От пятерок не зависит счастье и успех в жизни? Список можете продолжить сами. Будут ли дети таких родителей с нетерпением ждать первого сентября? Наш мозг от природы настроен на негатив, это входит в нашу «базовую комплектацию»: когда-то это было необходимо для выживания. Поэтому важно помнить об этом, чаще возвращать себя в осознанность и настраивать на позитив. Взять на себя ответственность за своего ребенка, его воспитание и психологическую подготовку. Выйти из позиции жертвы, перестать ругать социум. Вот простое упражнение, которое мы регулярно проделываем в нашей семье, чтобы настроить ребенка и себя на позитив. Каждое утро перед школой за завтраком я спрашиваю у детей: «Что интересного и хорошего будет сегодня в школе?». А каждый вечер за ужином: «Что хорошего и интересного было сегодня в школе?». Поначалу ребенок по привычке будет уходить в негатив, мягко возвращайте его обратно на положительную волну. Эти простые вопросы, с одной стороны, помогают сфокусироваться на позитиве, с другой – установить более близкие и доверительные отношения родителя и ребенка. Если же вернуться к первому сентября... Поиграйте в игру: «Почему я так хочу первое сентября?». Вы спрашиваете, ребенок отвечает. Если же ему ничего хорошего не идет в голову, подскажите варианты ответов. Например: «Мне купят новую красивую блузку, и туфли, и рюкзак... Я буду такая красивая!», «Будем делиться секретами с подружками», «Очень люблю урок рисования» и т. д. А также рассказывайте ребенку, за что вы любили школу и чем интересным вам запомнились школьные годы. Также мы обратились к педагогам и родителям с вопросом, как они готовят в школу своих детей? Педагог начальных классов Уфимской городской башкирской гимназии № 20 им. Ф. Х. Мустафиной, многодетная мать Айгуль Калиева: – В тот день, когда мы приехали из деревни и я сказала дочери-второкласснице: «Давай почитаем книгу к школе», она заплакала. «Опять эти домашние задания, опять эти уроки», – такое, наверное, слышит сейчас почти каждый родитель. Но сейчас она успокоилась – мы каждый день вместе читаем книжки, в игровой форме повторяем правила. В большей степени читаю я, затем дочь сама просит почитать. Вспоминаем забавные случаи, с кем она играет, дружит в школе. Как педагог хочу посоветовать родителям хотя бы за две недели сесть за книги. Обычно второклассники к началу года забывают почти все, что проходили в первом классе. И даже в третьем, четвертом классе спрашивают: «Ой, а я забыл, как эта буква пишется!». Особенно это касается башкирских букв, ведь во многих городских башкирских семьях говорят по-русски. Им особенно рекомендуется настроить ребенка на башкирскую гимназию, вместе почитать книжку на башкирском, чтобы у ребенка не было стресса. Без лишнего давления на ребенка нужно настроить его на чтение, желательно переписывать тексты. Заслуженная артистка Башкортостана Айгуль Шакирова – В этом году мой единственный сын Амир идет в седьмой класс в 39-ю гимназию. К 1 сентября его готовить не надо – в школу он идет с удовольствием. Конечно же, в первую очередь из-за друзей. Друзья – это 99 % его жизни. Но нам несказанно повезло с классной руководительницей – Сарией Мазгутовной Юлдашевой. Это лучший математик в школе, благодаря ей и Амир любит математику. Но тем не менее начинаю готовить его к учебному году заранее. «Скоро тебе предстоит новый квест – седьмой класс! Интересно, а твои мозги готовы усвоить новые предметы – физику, геометрию?» – спрашивая его, я ненавязчиво начинаю рассказывать законы или аксиомы, благо сама любила физику и математику. Также говорю, что каждый человек обязан работать, а его работа – это школа. И она должна приносить удовольствие всегда! Но еще у нас 1 сентября – приятный бонус. Это день моего рождения, торты, поздравления, подарки, и потому в нашей семье этот день – всегда праздник. Музыкант, педагог, мать четверых детей Ольга Рахмангулова – В этом году у нас трое школьников, один из которых – выпускник , а другая – первоклассница, поэтому моя роль как модератора психологического фона дома возрастает многократно. Особо мотивировать своих детей мне не приходится. Мы переехали в деревню, и мои общительные дети ждут начала учебы, а с ним и встреч с друзьями, городской суеты и бурной школьной жизни. Сложнее с девчонками: они учатся в специальном музыкальном колледже, где интегрируются две образовательные программы – общая и специальная музыкальная, а это – ежедневные серьезные занятия музыкой. Здесь говорю просто: «Занимайся – и весь мир у твоих ног. Поездки на конкурсы – реальная возможность повидать мир». А как вы готовите своих детей к предстоящему учебному году?