В 1990-х московский этнограф Валентин Кузьмин отправился на Чукотку, готовясь к суровому климату, оленеводческому рациону и языковому барьеру. Однако уже в первую ночь в чукотском стойбище его ждал неожиданный культурный шок: хозяин яранги предложил гостю свою жену, что в местной традиции считалось высшей формой гостеприимства. Этнограф Анна Перетолчина, изучавшая береговых чукчей три года, поясняет, что для чукчей гостеприимство — священный долг. Практика, называемая «нгэвтумгыт» (разделение жены), означала, что гость получает «полный комплекс» заботы, и отказ воспринимался как оскорбление. В некоторых случаях торговцы или гости оставались в семьях месяцами, пользуясь статусом временного мужа. Не менее необычны групповые браки, когда несколько семей объединяют жен и мужчин, чтобы распределять заботу о семье, пока один из мужей занят в оленеводстве. Дети при этом называют всех мужчин «папами», а система работает как взаимозамещение. В традиционной чукотской экономике женщины иногда выступали в роли расчетного средства. Богатые оленеводы могли «одалживать» жен за услуги или долги. Так, в начале XX века описан случай, когда младшая жена передавалась другой семье вместо десяти оленей, а в 2015 году женщина отработала три года в новой семье за снегоход. Почему спецслужбы запретили доступ к Антарктиде: секреты подледного мира Религиозные праздники, такие как «Кильвей», также включали необычные ритуалы: женщины не могли отказывать мужчинам, считалось, что это приносит удачу в охоте. В наследстве вдовы переходили к родственникам мужского пола, что воспринималось как социальная защита в суровых условиях. Современные законы и права человека сталкиваются с этими традициями. Активистка Татьяна Тынэтэгын работает с местными женщинами, обучая их правам, а руководители общин пытаются сохранять традиции, вводя правила добровольного согласия, например, заменяя личные обязательства гостеприимством и угощением. История чукотских традиций поднимает сложные вопросы о границах культурного уважения и защите прав человека. Антрополог Анастасия Ламутова отмечает, что такие обычаи кажутся дикими, лишь потому что современное общество отдалилось от своих корней. Путешественникам на Чукотку стоит заранее изучить местные традиции, чтобы не столкнуться с культурным шоком, который может оказаться более сильным, чем северное сияние.