В июле 2025 года многострадальный Башкиравтодор был признан банкротом. Упадок столь крупного и значимого предприятия вряд ли пройдет бесследно. Банкротство Башкиравтодора (БАД) обнажает ряд болезненных для республики вопросов. Чем обернется крах стратегического дорожного предприятия и что будет с ним дальше – ответы в нашем материале.Куда долги? Едва ли не первый вопрос, возникающий при банкротстве любого предприятия: что будет с долгами организации? Банкрот потому и стал банкротом, что не может выполнять требования по долговым обязательствам. А в случае с Башкиравтодором – обязательства немалые. По данным портала Rusprofile, по состоянию на начало августа в отношении АО «Башкиравтодор» насчитывается 3714 исполнительных производств на сумму 2,9 млрд рублей. Проще говоря, дан зеленый свет на принудительное взыскание с предприятия 2,9 млрд рублей. А должно оно всем подряд: контрагентам, банкам, коммунальным структурам, государству. Одних только налогов и сборов неоплаченных более чем 1,8 миллиарда рублей. Проще сказать, кому БАД не должен. При этом важно понимать, что в данном случае речь идет именно о долгах, по которым открыты исполнительные производства в отношении Башкиравтодора. А общая сумма задолженности ещё больше указанных 2,9 млрд рублей – на момент банкротства долгов насчитывалось вообще на 8,5 млрд рублей. Дабы узнать, каким именно образом будет гасить долги обанкротившееся предприятие, мы направили запрос в Башкиравтодор. В документе, под которым стоит подпись конкурсного управляющего Олега Рыкуса, говорится, что выплата долгов АО будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Порядок и сроки выплат будут определены в рамках процедуры конкурсного производства на основании реестра требований кредиторов и результатов оценки конкурсной массы. Проще говоря, будет составлен список из лиц и организаций, подавших заявления в реестр кредиторов при банкротстве. Таким образом, формируется порядок, по которому кредиторы Башкиравтодора будут получать свои деньги. Учитывая положение предприятия, гасить долги предстоит посредством продажи имущества. Но даже выставив на торги всю свою технику и недвижимость (ДРСУ и земельные участки), Башкиравтодор вряд ли насобирает необходимую для погашения долгов сумму. Поэтому на первый план выходит порядок удовлетворения очереди кредиторов. Впрочем, загвоздка заключается в том, что основные кредиторы находятся в одной и той же (третьей) очереди на выплаты. Поэтому отдельная интрига будет заключаться в том, кому и сколько денег в итоге достанется от обанкротившегося предприятия.Что будет с сотрудниками? Банкротство БАД затрагивает не только экономическую, но и социальную сферу. По данным Rusprofile, по состоянию на 2024 год, среднесписочная численность работников предприятия составляла 3926 человек. Так вот, представьте, сколько людей останется без работы, сколько семей затронет банкротство Башкиравтодора. И это ведь мы учитываем только сотрудников, которые числились в штате. А сколько ещё работников было задействовано на объектах Башкиравтодора со стороны субподрядчиков. Да, их никто не уволит, но работы, вероятно, станет поменьше – по крайней мере в первое время. Не будем забывать, что БАД долгое время был самым крупным игроком республики в секторе строительства, ремонта и обслуживания дорог. От многомиллиардных контрактов обанкротившегося предприятия кормились не только менеджеры высшего звена, но и простые рабочие, трудившиеся по подрядам. Пока что, кстати, штат сохранен, о чем мы узнали из официального ответа конкурсного управляющего. Однако рассчитывать, что сотрудники обанкротившегося предприятия оставят за собой рабочие места, наверное, не стоит. Также в БАД заявили, что решение о расторжении трудовых договоров с сотрудниками AO будет приниматься в соответствии с трудовым законодательством РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Ладно, хоть Башкиравтодор не остался должен своим сотрудникам. По словам Олега Рыкуса, задержек по выплате заработной платы в АО зафиксировано не было.Кто будет выполнять обязательства Если верить порталу «Контур.Фокус», на балансе БАД висят 57 неисполненных контрактов на общую сумму 3 млрд рублей. Причем, что интересно, несколько крупных подрядов были заключены буквально за пару дней до признания Башкиравтодора банкротом – 22 июля. На сайте госзакупок указано, что в тот день между Управлением дорожного хозяйства РБ (УДХ РБ) и Башкиравтодором было подписано три подряда на общую сумму 278 млн рублей. Предметом контракта стал ремонт дорог в Салаватском, Ишимбайском и Архангельском районах в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Со стороны данная сделка выглядит просто удивительно. УДХ РБ заключает контракт на 278 млн с организацией, которая находится в шаге от банкротства. Да, на тот момент официального решения ещё не было, но все процессы, протекающие в АО, явно намекали на данный исход. Что ещё удивляет, так это то, что по каждой из трех вышеперечисленных закупок конкуренты БАД предлагали меньшую сумму за исполнение контракта. К примеру, за ремонт участка дороги Мещегарово − Турнали – Мурсалимкино в Салаватском районе Башкиравтодор запросил 171 млн рублей. В то время как другой участник конкурса был готов выполнить ту же работу за 154 млн рублей. Впрочем, с учетом новых обстоятельств вопрос стоимости контрактов уходит на второй план. Тут бы в целом разобраться, что будет с подрядами Башкиравтодора. Находясь в процессе банкротства, полноценно функционировать АО вряд ли сможет. Компании сначала придется закрыть все долги, прежде чем появится возможность осуществлять платежи, связанные с работами по новым контрактам. Поэтому у заказчиков будет ровно два варианта: дожидаться «оздоровления» БАД или искать новых подрядчиков. Ещё один актуальный вопрос: кто займется содержанием дорог в зимний период? Ранее именно Башкиравтодор получал контракты на обслуживание федеральных и муниципальных дорог республики в зимние месяцы. И если содержание муниципальной инфраструктуры ещё можно отдать на откуп мелким предприятиям, как делают в некоторых деревнях, то вот с трассами регионального и федерального значения всё куда сложнее. Для очистки от снега той же трассы М-5 потребуется определенная спецтехника, которой нет в наличии у «муниципалов». Поэтому далеко не каждое предприятие сможет возложить на себя ношу зимнего содержания региональных и федеральных трасс.Что будет дальше А вот это, пожалуй, самый интересный вопрос. Когда предприятие находится в процессе банкротства, существует несколько вариантов развития событий – от ликвидации до перепродажи. На данный момент, напомним, 59,33% акций Башкиравтодора принадлежат Миниземимущества РБ, ещё 28,7% – Региональному фонду. И пока что, как нам ответил конкурсный управляющий, какие-либо конкретные изменения в составе акционеров не определены. Стало быть, по крайней мере пока что, контрольный пакет акций обанкротившегося предприятия останется у Минземимущества. Да и в СМИ появилась информация, что конкурсный управляющий Олег Рыкус настроен сохранить на плаву Башкиравтодор. В частности, речь идет о сохранении имеющихся подрядов. То есть о ликвидации предприятия речи не идет. А если Рыкусу в действительности удастся спасти его, то никакого передела в секторе дорожного хозяйства республики не произойдет. Впрочем, в реальности всё куда сложнее. 5 августа ряд Telegram-каналов сообщил, что сотрудники ЧОП «КБ-КОНТР» заблокировали вход в офис Башкиравтодора конкурсным управляющим и юристам предприятия. Данную информацию подтвердил источник нашего издания. Также он сообщил, что Олег Рыкус встречался с Радием Хабировым. И, по словам нашего источника, разговор прошел положительно. Однако Рыкус всё равно не смог попасть в здание Башкиравтодора. – Да, был ЧОП, кавказцы какие-то. Рыкус сегодня зашел в здание, но его через некоторое время буквально вытолкали наружу. Хотя, Рыкус назначен конкурсным управляющим судом федерального значения. Привет, 90-е, короче. Говорят, что Рыкус был сегодня в администрации Хабирова и, вроде как, договорился с ним. Насколько мне известно, разговор прошел положительно и Рыкус, вроде как, был одобрен главой. Но вот опять его из здания попросили. Не понимаю, что происходит, – сообщил наш источник в Башкиравтодоре. Также наш собеседник уточнил, что блокировка входа в здание никак не связана с долгами предприятия. – Долги не при чем. Здесь две группировки, два ЧОП. Одних привел Рыкус 12 дней назад. Они стали выводить сотрудников и опечатывать некоторые кабинеты – бухгалтеров, финансистов, снабженцев. Другой ЧОП наняла старая команда. Они в здании появились в эту субботу и выгнали первых. И потом не пускали Рыкуса. Сейчас толпы чоповцев не видно. Осталась пара человек. Рыкус же отстранил от работы десяток старых руководителей и запретил им появляться в здании. А с понедельника, когда власть снова поменялась, эти люди уже были на работе. По идее, завтра их должны не пускать в здание, ведь сейчас снова Рыкус управляет. Завтра посмотрим, – уточнил источник. Напомним, ранее мы писали, что в рамках «оздоровления» предприятия в состав инвесторов могли войти предприниматели Туфан Садыгов и Мехман Исмаилов. В публикациях ряда Telegram-каналов, посвященных сегодняшнему инциденту в здании Башкиравтодора, фигурируют фамилии данных бизнесменов. В общем, вопросов, касаемо дальнейшей судьбы Башкиравтодора, стало только больше. И пока что непонятно, когда мы получим ответ хоть на один из них.