«Скоро так педагогов вообще не останется. Вот они увольняются, у нас уже нехватка людей. <…> Ну неужели не понятно, что надо делать? Зарплату прибавить просто», – сказала нам недавно воспитательница из Кумертау, получающая чуть больше 20 тысяч рублей за свою работу. Она пожаловалась, что в профсоюзе ей пообещали поднять зарплату, но так этого и не сделали. В профсоюзе нам ничего не сказали по этому поводу, а в Министерстве образования РБ дали витиеватый ответ. Ожидая этого, мы спросили также, что делает министерство для привлечения учителей в школы, если уж не поднимают зарплаты — и вот на это нам дали подробный ответ. Справедливости ради, повышение оплаты труда в этих мерах тоже есть. Правда, в основном, для двух категорий – молодых и сельских учителей. Про индексацию сейчас не будем говорить. Кроме того, есть в Башкирии различные денежные вознаграждения за сверхзаслуги – если у тебя ребенок олимпиадник или стобалльник. Но пойдем по порядку. Ответ министерства начался с целевого обучения. Зумеры в школу не хотят Немного о ситуации. Где-то в альтернативной вселенной автор этой статьи сейчас учит пятиклассников правилам русского языка, потому как по образованию она – филолог, но не работала в школе ни дня. Смотришь вакансию на hh.ru, а там — 30 тысяч рублей. В Москве я бы еще, возможно, пошла работать учителем, потому что там зарплаты и под сотку найти можно, а тут... Я помню, как мама уставала в школе. «Ты сейчас к маме под горячую руку не попадайся, она с работы пришла», – вот что я запомнила о том периоде времени, пока она была учителем. Как-то все это несоразмерно. И в своем мнении я не одинока. Galery2 Скажем, позапрошлый год. Количество молодых педагогов, младше 30 лет, составляет всего чуть более 9%, из которых 4,3% – младше 25 лет, 4,9% – мои ровесники. Возраст большей части педагогов в наших школах — от 40 до 60 лет. Почему не идут? Ну, если моего примера недостаточно, то вот. Моя знакомая – репетитор. Она тоже могла бы учить детей в школе, но там отработала только день. – Один раз попробовала: устроилась, сразу же ввели «дистанционку» – сущий кошмар. Проработала сутки и убежала из школы, потому что организация — на нуле. Дети даже зум включать не все умеют. Разве это должно быть заботой учителя? Сейчас в классах больше тридцати человек, причем за всех ты несешь физическую ответственность. Ко всему этому – отчеты, заполнение журналов и учебных планов, проведение собраний и классное руководство. Очень много обязанностей, а зарплата — как в «Пятерочке». Проще работать на себя – быть самозанятым. Работа подходит мне по нескольким причинам. Удовлетворение от жизни: ты полезный, помогаешь людям. Хорошая зарплата и много свободного времени. Нравится то, что делаю: русский язык – это интересно. Я думаю, в школу бы не пошла, даже если бы увеличили зарплату. Меня устраивает моя работа. Есть, конечно, и другие примеры. Тоже моя знакомая, ровесница, работает в уфимской школе, в лагеря вожатой ездила, мама ее тоже преподавала. – Я люблю работать с детьми, и у меня это неплохо получается. Тяжело ли быть классным руководителем? Многое зависит от детей, от их родителей. Сложность, скорее, в том, что ты находишься на телефоне 24/7, ты постоянно в ответе за детей, особенно в учебное время – за все их царапинки, болячки. Разговоры с родителями тоже бывают во внерабочее время. В классном руководстве есть и плюсы, и минусы. Плюс – это все равно какой-то твой класс, с которым ты ловишь особый вайб, какие-то приколюшки, с детьми куда-то ездишь, путешествуешь, узнаешь их ближе. С родителями– тоже. Иногда доставляет классное руководство сложности, когда моменты тяжелые, когда с тебя требуют новой информации какой-то, а это надо спрашивать и с родителей, и с детей. Тут документы, там документы, большое количество какой-то документальный работы, хотя говорили, что ее уменьшили. Ничего подобного. Ничего не уменьшали, все осталось точно так же, документов — море просто. Идут ли в профессию люди? 50 на 50. Но молодых педагогов очень мало, везде недобор по учителям. Замечаю не только в своей школе, но и по другим. Преподаватель может зарабатывать примерно 30 тысяч рублей, хотя могут быть еще надбавки за категорию. Кроме уроков, оплачиваются различные кружки, внеурочные занятия, дополнительные нагрузки, классное руководство. Лично мне этого недостаточно. Максимально тебе могут поставить две ставки – больше по закону нельзя. Это 36 часов в неделю. Тут по желанию. Ты можешь взять одну ставку, допустим, вести 18 часов в неделю уроков, но, следовательно, зарплата у тебя будет меньше. Иногда заменяем других педагогов, это вне ставок, но оплачивается – в два раза меньше, она идет как 0,5 ставки. Итак, к тому, что делают в министерстве для привлечения людей в школы. Свой ответ ведомство начало именно с образования преподавателей. И мы с него начнем. Метод привлечения – обучить педагога Целевое обучение. Предоставляют целевое обучение в Башкирии БГПУ и УУНиТ. Молодые люди учатся бесплатно, а затем идет обязательная отработка не менее трех лет в школах. Судя по данным проведенного мониторинга, число студентов, выбирающих целевое обучение по педагогике, постоянно растет. Информационные кампании. В этих вузах проходят дни открытых дверей, есть горячие линии для абитуриентов. Профильные классы. В Башкирии есть 107 классов с углубленным изучением педагогических дисциплин. Называют их психолого-педагогическими классами. Их открыли в 73 школах разных районов и городов. При этом профильное обучение проходит не для всех детей, а только для учеников 7-11 классов. БГПУ курирует 65 профильных классов из 107, проводит различные мероприятия у них не реже одного-двух раз в месяц. Как добавили в министерстве, всем этим обучающимся рекомендовано целевое обучение. Кроме того, ученики психолого-педагогических классов участвуют в Акмуллинской Олимпиаде, а ее победителям и призерам дают 10 дополнительных баллов при поступлении в БГПУ, участникам – 2 балла. Организация курсов повышения квалификации для педагогов. 100 лучших учителей проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования: в 2022 году – преподаватели математики и истории учились по программе «Сложные вопросы школьного курса алгебры» и «Узловые проблемы истории ХХ века» в МГУ. в 2023 году – преподаватели физики учились по программе «Углубленная и олимпиадная подготовка школьников по физике» и «Методика подготовки к ЕГЭ по физике для преподавателей» в «Московском физико-техническом институте». Метод привлечения – выплаты для некоторой категории учителей Судя по различным выплатам, Башкирия нуждается в сельских педагогах и молодых учителях. Потому что программы поддержки направлены, в основном, на них. Здесь кратко перечислим, кому и в каком размере полагаются надбавки, гранты, выплаты. Более подробные условия можете узнать в карточках. Программа «Земский учитель», по которой за переезд в село или маленький город платят 1 миллион рублей. Ежегодные гранты молодым учителям, работающим в сельской местности, в размере 690 тысяч рублей. Единовременная выплата выпускникам, устроившимся в школы, в размере до четырех минимальных размеров оплаты труда. Ежемесячная надбавка молодым педагогам в 3450 рублей. Компенсационная выплата в размере 25% полагается специалистам и руководящим работникам из сельской местности. Работникам полилингвальных (многоязычных) образовательных организаций установлен повышающий коэффициент в размере 0,20. Ежемесячная компенсационная выплата по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предоставляемая в денежной форме для сельских учителей. GaleryМетод привлечения – денежные вознаграждения за заслуги Если в предыдущем пункте деньги выплачивали просто за то, что человек подходит по каким-то параметрам (возраст, место работы), то здесь опишем меры поддержки, которые педагоги могут заслужить. За классное руководство в населенных пунктах с 100 тысяч человек и более платят ежемесячно 5 тысяч рублей за класс, а за классное руководство в населенных пунктах с менее 100 тысяч человек – 10 тысяч рублей. Премия в 50 тысяч рублей за стобалльников. За 4 года ее получили 336 учителей. Учителям выплачиваются премии за победителей и призеров олимпиад – от 3 тысяч до 100 тысяч рублей. Компенсационные выплаты педагогам за проведение государственной итоговой аттестации. Подробнее можете прочесть в тексте Постановления Правительства РБ от 17 июня 2019 года № 352. Гранты в размере 40 тысяч рублей каждый присуждаются раз в два года на конкурсной основе 25 лучшим молодым учителям государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Ежегодно выплачиваются 100 денежных поощрений лучшим учителям и преподавателям башкирского и русского языков в размере 50 тысяч рублей каждое. Премии за конкурс учитель года (Башкортостана, башкирского языка, татарского, русского, для молодых преподавателей). Размер премий: для победителей (5 премий) – 50 тысяч рублей, для финалистов (20 премий) – 30 тысяч рублей. Ко Дню учителя — согласно президентскому указу, лучшие учителя республики ежегодно получают премии в размере 200 тысяч рублей. Меры поддержки для работников дошкольных организаций В списке мы нашли две такие меры. Есть конкурсы «Педагог года дошкольной образовательной организации РБ» и «Педагог года дошкольной образовательной организации с обучением на родном языке». Размер премии: для победителей (2 премии) – 50 тысяч рублей, для лауреатов конкурсов (8 премий) – 30 тысяч рублей. С 2024 года учреждены 75 ежегодных грантов Главы РБ молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Башкирии, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Размер одного гранта – 575 тысяч рублей.