пришлите новость

WhatsApp Telegram

Ресурсное проклятие: чем богато Зауралье и почему здесь самое нищее население Башкирии

10:00, 20 января 2024

Вспомнили, какими варварскими методами пользуются при добыче ресурсов, а экономист рассказал, почему сидеть на золоте – это не выход, и нужно смотреть в совершенно другом направлении

Ресурсное проклятие: чем богато Зауралье и почему здесь самое нищее население Башкирии
Фото: Пруфы.рф

Башкирия – богатая природными ресурсами республика. У нас есть нефть, газ, леса, плодородные почвы, золото и медь. В связи с этим выглядит парадоксально то, что Зауралье, где добываются ресурсы, и которое, по идее, должно привлекать рабочую силу, вымирает. Его доля в общем сокращении населения Башкирии составляет около 90%. Чаще уезжают из Зианчуринского района – ежегодно население сокращается аж на 18,5%. Люди бегут оттуда, роняя тапки, а те, кто остался, ведут борьбу за то, чтобы ресурсы не выкачивали варварским способом, а население хоть что-то получало взамен.

Золотая лихорадка  

pexels-pixabay-47047.jpg

Фото: pexels.com

Башкирия входит в Золотой пояс, который простирается вдоль Уральских гор. Причем золото здесь находили прямо кусками: в 1992 году рядом с деревней Кусеево обнаружили самородок «Ирендыкский медведь» весом более четырех килограммов. Драгметалл в Башкирии добывают не одно столетие и периодически здесь происходит золотая лихорадка, которая и теперь охватила республику. Одна из проблем – работы ведутся полулегально. Под видом геологоразведки золото добывают за пределами участков выданной лицензии. В 2022 году Следственный комитет РБ возбудил два уголовных дела в отношении компаний «Таналык» и «Графское» московского предпринимателя Константина Хамуляка, обвинив их как раз в этом. О проблеме говорят и чиновники. По словам вице-премьера Азамата Абдрахманова, 17 из 49 золотодобывающих компаний работают в Учалинском районе с лицензией, но грубо нарушают условия лицензионных соглашений.

Также чиновник назвал еще один незаконный метод, который применяют золотодобывающие компании – они оформляют банкротство, чтобы не тратить огромные средства на рекультивацию земель после золотодобычи. Глава РБ Радий Хабиров призвал с этим законно бороться.

8.jpg

К чему же конкретно приводят такие действия и почему территории надо восстанавливать? 9 апреля 2022 года, Баймакский район. Жители Басаево вышли на протестный флешмоб, потому что у них практически пропала вода – ни коров напоить, ни урожай вырастить. Или можно взглянуть, во что превратилась деревня Мулдашево в Учалинском районе. Там мы были несколько лет назад. Если золотодобытчик придет к тебе в деревню – это, считай, примерно то же, как если бы ты переехал жить на стройку. Только вот на стройке в итоге будет красивый новый дом, а у тебя – выжженные кратеры и мертвая вода. Трагедия заключается еще и в том, что Зауралье фактически живет натуральным хозяйством, работы особо нет.

– Даже на такие вакансии, как уборщица, охранник, можно устроиться только по связям, – рассказала нам жительница Баймака, Алия.



Деревня Мулдашево, 2021 год


Подробнее о скандалах, связанных с золотодобычей, можете прочесть здесь. 

Медное наследство

Leonardo_Diffusion_XL_copper_1.jpg

Изображение сгенерировано leonardo.ai

Богата Башкирия и медью, однако местные жители выгоды от этого не ощущают.

– В Хайбуллинском районе находится один из крупнейших мировых запасов меди – более 200 миллионов тонн разведанных, – рассказал активист Буранбай Аскаров. – Имея такие богатства, Хайбуллинский район ничего не получает для развития. Дороги у нас все разбитые. Инфраструктуры нет, воды нет, работы нет. Допустим, у нас трудоспособного населения 17 тысяч человек, из них в районе работают всего 5 тысяч человек, а остальные 12 тысяч где? На Севере.

Отметим, что Зауралье в целом считается регионом-поставщиком вахтовиков «на севера».

Проблемы с добычей меди в Башкирии схожи с теми, что возникают в случае с золотом. Сейчас планируется разрабатывать Подольскую группу медно-колчеданных месторождений, однако для местных жителей это значит, что их дома будут разрушены, а земля и вода – загрязнены на многие годы. Как объяснил биолог и эколог Марс Сафаров, добыча минерального сырья не может производиться без ущерба для окружающей среды.

– Медная руда, даже самая богатая, содержит меньше 1% меди. Если добудешь 100 килограмм, получится только 1 килограмм меди, остальное – уйдет в отвалы, – сказал он. – Отвалы – пустая порода. Это разбуженный дьявол. Под землей это лежало – и теперь разбудили всю таблицу Менделеева. В том числе – тяжелые металлы. Все это неминуемо распространится в водах.

При добыче по технологии положено прямо на земле выкладывать полимерную пленку – и складывать туда отвалы, чтобы они не соприкасались с источниками. Но на деле никто этого не делает. А из-за хищнической добычи остается мертвая земля – даже через столетия там из-за отравления отвалами ничего не растет. 

8.jpg 

По словам эколога, у нас нет закона, обязывающего компании проводить рекультивацию. В связи с этим он вспомнил Сибайский карьер, который так же разрабатывали и должны были рекультивировать.

В 2018 году со дна Сибайского карьера шли вредные выбросы. Позже карьер залили водой – подумывали даже выкачать ее и снова разрабатывать, но тогда случай может повториться. Превышения ПДК – не просто байки-пугалки, они реально влияют на здоровье. В Салавате за 30 лет заболеваемость раком легких выросла вдвое. Сибайский карьер – это не ямка в умирающем селе, а второй по глубине карьер в мире, туда водили экскурсии, однако осведомленность местных властей об опасности, которую он создает, не остановила экологическую катастрофу.

Каменное богатство

8.jpg

Фото: Пруфы.рф

Так же удручающе выглядит ситуация с добычей в Башкирии камня. В 2018 году мы ездили по лесам Белорецкого района, где на один легальный карьер есть около 10 нелегальных. Периодически незаконных добытчиков там ловили, выписывали им небольшие штрафы, однако полностью прекратить эту деятельность не выходит – не хватает рук, а еще коррупция – куда без нее.

Какие последствия такого воровства в Башкирии? Опять же это – неуплаченные налоги, которые могли бы пойти на развитие, а ушли в чей-то карман. Кроме того, во время добычи камня вырубаются леса и ломаются дороги. По правилам, их должны восстанавливать. Но злоумышленники таким не заморачиваются. 

8.jpg

Фото: Пруфы.рф

Есть и громкие дела. В 2019 году полицейские выявили факт хищения природного камня более чем на 16 млн рублей недалеко от села Темясово. До этого там произошел конфликт, который практически стал национальным: рабочие из Чечни, которые незаконно добывали камень, подрались с башкирами. 

Лесное золото

Leonardo_Diffusion_XL_forest_1.jpg

Изображение сгенерировано leonardo.ai

Добавим и про леса, на которые тоже открывают незаконную охоту. Злоумышленников периодически ловят и даже сажают, но информация о новых случаях поступает все чаще. Причем незаконная выработка вредит не только бюджету, но и экологии: может приводить к эрозии почвы, изменению климата, потере животных и растений, опустыниванию территорий и другим последствиям, ведь это вмешательство в целую экосистему.

Лес рубят ради деревьев, ради добычи известняка, ради золота и разных природных ресурсов. Взамен этому остаются мертвые кратеры и пустыри. Такие мы можем видеть по Учалинскому району. И вырубка только продолжается.    



фото из группы «ВКонтакте» Ирандыкский Сабантуй (группа заблокирована по решению Прокуратуры)


Нет перспектив

Зауралье – зона рискованного земледелия, в сельском хозяйстве низкая производительность труда и сложные условия – легче оттуда уехать. А еще здесь нет работы, которая позволяла бы полноценно жить, зарплаты маленькие, низкий уровень качества жизни. Из-за оптимизации страдает медицина и образование. Людям стало тяжело добираться до школ и больниц. Скажем, в 2021 году жители Учалов рассказывали, что теперь возят пациентов по «дороге смерти» в Белорецк: погода на ней может поменяться в считанные минуты, а машины застревают на целые сутки. Естественно, влияет на решение людей покинуть свой дом и экологическая ситуация.

_MG_5742.jpg

– Люди хотят жить в благополучном регионе, но государство не обеспечивает их права. Когда золотопромышленники незаконно добывают золото и оставляют после себя лунный ландшафт, и государство на это никак не реагирует, что остается людям? Возмущаться, либо уезжать. То есть государство не отвечает по своим обязательствам, – объяснил экономист Рустем Шайахметов. –Республика получает от деятельности золотодобытчиков копейки – это может быть налог на доходы физлиц, если они платят официально зарплату. И, возможно, аренда земли. Налог на добычу полезных ископаемых идет в Москву, и, если компания зарегистрирована в Москве, все налоги идут туда же.

Смотрим не в ту сторону

По словам Рустема Шайахметова, даже если бы чиновники относились более ответственно к своей работе и переловили всех черных копателей, развитие в регион сейчас приносит не добыча золота.

– Только на природных ресурсах не выйдешь. В развитых странах: в США, Канаде, в которых много природных ресурсов, основное, около 80% – это человеческий капитал, и потом уже все остальное. Человеческий капитал – это то, сколько за жизнь человек приносит в экономику страны. В Башкирии же человеческий капитал очень низок, у нас низкая производительность труда и низкая продолжительность жизни. Поэтому человеческий капитал у нас стоит мало – раз в 4-5 меньше, чем, допустим, в Чехии. Проблема в Зауралье в том, что нет хороших передовых производств и не налажено развитие услуг, которые востребованы – это IT, это биотехнология. В Зауралье не развивается даже туризм.

Полный комментарий можете прочесть по ссылке



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное