Во время интервью, в котором руководитель АНО МВ «Информационно-аналитический центр» Дилара Гундорова рассказала о планах выдвинуть свою кандидатуру на пост главы Республики Башкортостан, была еще одна часть. Ранее наша собеседница проговорилась, что в первую нашу встречу она рассказала процентов пять из того, что на самом деле, по ее мнению, происходит в республике. Мы попросили разоблачить еще пару процентов знаний того, что и как, по ее мнению, творится в Башкортостане.
Вы много чего и кого, по вашему мнению, разоблачили. Однако подобные громкие заявления требуют серьезной доказательной базы. Этим же интересуются многие наши читатели: есть ли они у вас?
Я читала все комментарии, в том числе, касающиеся документов – они все есть. Все аналитические материалы находятся в открытом доступе на сайте ГКУ РБ «Информационно-аналитический центр» (на момент подготовки интервью сайт работал, – прим. ред.). Это «тяжелые» документы с цифрами, номерами документов. Основной их массив, повторю, опубликован, часть информации уходила по спецканалам.
В случае, если правоохранительные органы заинтересуются документами и всеми рассказанными мною темами, я готова, как и прежде, с ними сотрудничать.
В Башкирии планируют создать новую отрасль – производство БПЛА (беспилотные летательные аппараты). В вашем телеграм-канале АНО МВ «ИАЦ» вы выдвинули очень серьезные обвинения на этот счет.
Начнем с того, что у нас в Уфе есть всем известное предприятие – ОДК «УМПО», которое как раз и занимается производством «беспилотников». Сейчас, кстати, в связи с увеличившимся оборонным заказом по известным причинам, это предприятие срочно ищет много новых работников. У УМПО есть все необходимые документы, разрешения, в том числе, от ФСБ, у предприятия многолетняя история.
И вот теперь в планах некоторых руководителей республики якобы построить новый завод? Зачем? Повторю: уже есть завод, на который требуется очень много новых работников. Откуда они возьмут на новое производство столько же – очень много – готовых специалистов, закончивших соответствующие авиационные факультеты, с определенными компетенциями? Может быть, УМПО закроют? Это уж точно вряд ли.
А зачем нужно много новых работников – всё ведь роботизировано, разве нет?
Нет, завод – это завод, там необходимы эти специалисты. А тема с развитием отрасли БПЛА, о чем говорит руководство республики – это абсолютная профанация, с моей личной точки зрения.
При этом я узнаю, что в 2021 году Республика Башкортостан заключила соглашение с некой корпорацией «Геоскан» (Санкт-Петербург), которая и занималась похожей темой. На заключение соглашения в феврале 2021 года летала в Санкт-Петербург делегация из 12 человек во главе с премьер-министром Андреем Назаровым*. В состав делегации входили, в частности, тогдашний руководитель АНО «Центр стратегических разработок РБ» («ЦСР») Рустэм Давлетов, министр промышленности, энергетики и инноваций Александр Шильдяев, министр экономического развития и инвестиционной политики Рустам Муратов.
Финал визита – ужин в ресторане «Пузата-хата». Владельцы ресторана, украинские друзья Назарова, всех туда пригласили, встретили, стол накрыли. Владение рестораном – это, конечно же, не преступление, неважно, кому он принадлежит. А вот общение «на высшем уровне» – это уже может навести на размышления**.
Очень любопытно.
Буквально через пару месяцев после этого «ЦСР» отчитался о создании кластера БПЛА. На мой взгляд, схема финансирования создания совершенно новой отрасли была следующая. В республике был «спящий» венчурный фонд, который никто не знал, куда пристроить. Его резко в 2022 году передали из подчинения министерства предпринимательства и туризма в Минпром. Он принадлежал кипрским офшорам, а финансировать офшоры по закону нельзя.
Поэтому был создан клон венчурного фонда, которому, насколько я понимаю, выделялись деньги, которые шли через «ЦСР» на финансирование этого самого т. н. кластера БПЛА. На инвестиционном портале РБ есть информация о том, что Муратов еще в декабре 2021 года заявил, что в фонде аккумулированы 100 миллионов рублей, которые пойдут на развитие беспилотной авиации. Потом речь шла о 500 миллионах и планировалось довести финансирование до миллиарда. Я предполагаю, точнее, даже не предполагаю, эти деньги были выделены на венчурный фонд. Это тоже повод работникам прокуратуры инициировать соответствующие проверки: в каком венчурном фонде застряли выделенные миллионы, кому они ушли.
Вообще, конечно, все детали рассказать в рамках одного интервью невозможно. Я готова, повторю, общаться с представителями правоохранительных органов, когда они уже соизволят начать все необходимые проверочные мероприятия. Кроме того, не всю информацию по понятным причинам можно обнародовать.
Так и что там с производством БПЛА не так?
В 2021 году «ЦСР» отчитался, что все сделал, что было предусмотрено проектом «Кластер БПЛА».
Мало кто знает, что параллельно была начата проверка «ЦСР» специалистами КРУ Минфина (контрольно-ревизионное управление). Проверка 2022 года показала следующее. Деньги взяты, это порядка 100 миллионов рублей в год. КРУ проверили и поняли: деньги ушли в неизвестном направлении, ничего не сделано, отчитаться они не смогли.
Начался скандал. Ольговскую Юлию Вениаминовну, начальника КРУ Минфина, Назаров одним днем отправил в отставку. И специалисты КРУ мне говорили: «Дилара, нам угрожают, что делать. Несмотря на это, КРУ составили доказательный акт. Я знаю: эти материалы попали сначала к Радию Фаритовичу, потом в ФСБ. И вроде бы Радий Фаритович лично просил разобраться в этой ситуации, потому что, когда угрожают специалистам КРУ, по мне, так здесь есть состав уголовного преступления.
Параллельно начал развиваться скандал с World Skills: чемпионат (профессионального мастерства) прошел, а куда девать ангары, которые рвутся в чистом поле в районе ТЦ «Мега»? И чтобы как-то свести концы с концами, эти ангары, оставшиеся после World Skills, передали «ЦСР», где якобы и началось производство БПЛА. Вы там видели производство БПЛА? И я не видела.
Ну, это же невозможно.
Оказалось, что возможно: раз деньги освоены, значит, все есть. Порядка 100 миллионов рублей в год в течение как минимум 3 лет, на период проверки КРУ.
И выяснилось много чего интересного. Например то, что деньги за проектно-изыскательские работы перечислялись не в официальный государственный научно-исследовательский центр, а в ООО с аналогичным названием. Много было транзакций в адрес якобы уважаемой организации.
Далее изучая эти компании – питерский «Геоскан» и ООО «Геоскан-Уфа», которое потом переименовали в ООО УК РВ-1 (управляющая компания «Радиоэлектронный технопарк», директор тот же Давлетов), мы вышли на, я бы сказала, международную историю. А связаны поначалу они были через участие некоего Вячеслава Петровича Черникевича, ранее отмеченного в связях с украинским и молдавским (приднестровским) бизнесом через молдавского олигарха Гушана Виктора Анатольевича. Это крупный бизнесмен, который постоянно участвует в бизнес-сделках на Украине, в Молдове, в Приднестровье. И все более или менее важные вопросы Приднестровья решает он.
А помните, как на заре премьерства Назарова особенно складывалась его дружба с президентом Республики Молдовы Игорем Додоном (друг Гушана), что он тут забыл? И где эти планы? (об этом много писали). Очень странный «олигархический консенсус» сложился.
Так вот Черникевич, связанный с Гушаном, был в руководстве и питерского, и уфимского «Геоскана».
И снова вопрос про доказательства: они у вас есть, вы сможете что-то предъявить, если, скажем, вас попросят?
В 2021 году, когда создавался кластер БПЛА, ни о какой СВО речи еще не было. Но откуда Назаров мог знать, что очень скоро, уже через год, беспилотники станут такой актуальной темой, под которую потекут федеральные деньги? Откуда это потрясающее предвидение бизнес-перспектив, под что и началось имитирование создания беспилотного кластера?
Сразу скажу: необходимости в создании «Геоскан-Уфа» не было. Во-первых, у нас есть ОДК-УМПО, которое производит БПЛА. Во-вторых, у нас есть республиканское АО «Транспортно-навигационный центр», которое их эксплуатирует. Оба предприятия с историей, со всеми доступами, разрешительной документацией и так далее.
До смешного дошло: у них на балансе были БПЛА – они их давно эксплуатировали, потом передали их концерну «Калашников» на нужды СВО. И когда КРУ проверяли «ЦСР», последние хотели взять БПЛА у «Транспортно-навигационного центра» и выдать за свои, как будто они их произвели. Но к тому времени, как я уже сказала, беспилотники выполняли другие свои функции в другом месте.
Еще из возмутительного. Все помнят этот позорный скандал с дроном (разновидность БПЛА), который выставлялся на прошедшем в этом году Санкт-Петербургском экономическом форуме как произведенный в Башкортостане. А потом оказалось, что это коптер с Али-Экспресса. И так во всем, что касается кластера БПЛА в РБ – одна сплошная «потемкинская деревня».
И к чему это все выходит – то, о чем вы говорите?
Для того чтобы получить федеральные деньги – это общее правило, мы должны, условно говоря, что-то потратить здесь в субъекте и создать некоторую инфраструктуру. И вот Назаров, будучи своеобразным бизнес-провидцем, отчитывается «потемкинскими деревнями» (ЦСР и т. н. кластер БПЛА) о производстве БПЛА, которых нет.
БПЛА необходимы на определенных фронтах в качестве военной летающей техники. И фактически Республика Башкортостан в лице отдельных должностных лиц создает имитацию того, что у нас это есть и подводит Минобороны к тому, что у нас не будет поставляться техника. Российская Федерация на это денег даст, как под те национальные проекты. Даст колоссальные деньги в качестве оборонного заказа. Только вот куда и кому? Он не боится срыва гособоронзаказа?
Этот очень серьезный вопрос. Вы кому его задавали?
Пусть ФСБ этим занимается, а я подскажу, в каком направлении работать. Назаров создает «потемкинскую деревню» с этим производством БПЛА с единственной целью: получение федерального финансирования. Надеюсь, что «федералы» еще не успели начать отправлять деньги. А если деньги уже «пошли», то что мы финансировали? Необходимо срочно начать проверку их расходования.
Вот вы говорите: «Назаров то, Назаров это». Но ведь Андрей Геннадьевич – второе лицо исполнительной власти республики, член команды Хабирова, главы региона. Радий Фаритович как-то участвует в этом всем, по вашему мнению, связан?
Мы задавались этим вопросом. В определенных кабинетах мое внимание обратили на следующее. В период СВО Запад начал активно формировать т. н. санкционные списки. И туда начали «залетать» люди, у которых, возможно, есть состояние за границей и у которых определенная активная политическая позиция. Хабиров во всех санкционных списках. Он не стесняется позиционировать себя как человека, помогающего нашим ребятам в СВО.
Мы постоянно видим министров, глав администраций, выезжающих с гумконвоями. Но одна фотка Назарова в камуфляже где-то в поле – и все, больше его в связи с СВО и помощи нашим ребятам вы ничего не увидите. Интересное наблюдение?
Назаров – богатый человек, понятно, что у него есть активы и в международных юрисдикциях, но ни его самого, ни членов его семьи, ни «Гранели» нет в этих санкционных списках. Хабиров есть, а Назарова с его активами за рубежом нет.
Неужели западные империалисты не знают, что Назаров – богатый человек? Или чем он так мил Западу, что его не трогают? Я бы на месте Радия Фаритовича своему премьеру эти вопросы задала бы и задумалась бы о своем окружении. Когда надо защищать нашу страну, неужели эти связанные с Украиной люди просочились в нашу власть?
В процессе вашей избирательной кампании, если она будет, будут еще такие громкие заявления?
Кто-то должен об этом говорить. Они все время подкидывают нам новую фактуру.
То есть будут?
А куда они денутся? Понимаете, это такая степень безнаказанности, когда их просто уже несет. Я тоже думала, что после этих «ковидных» дел – ну, куда уж хуже. Но вот это уже перебор.
* Мы направили официальный запрос на имя главы правительства РБ А. Г. Назарова. После получения ответов на вопросы, они будут опубликованы.
** В ходе интервью было рассказано многое, что не может быть опубликовано по ряду причин. Наша собеседница Дилара Гундорова, по ее словам, готова к сотрудничеству с правоохранительными органами.
- Экс-чиновница и разоблачительница "Белого дома" заявила о намерении избраться главой Башкортостана
- Тайны башкирского двора и распил миллиардов: откровения экс-чиновницы. Часть I
- "Мне тошно: они испоганили госслужбу": экс-чиновница сделала откровенное заявление. Часть II