Автозаправочные станции – неотъемлемая часть жизни автолюбителей. Сегодня АЗС – место, где можно заправиться не только бензином или дизельным топливом, но и газом, а также подкрепиться и зарядить телефоны. В Башкирии заправок довольно много, однако стоимость самого бензина в России за последние месяцы обновляет один максимум за другим. Так интенсивно стоимость топлива в последний раз нарастала осенью 2021 года.
Особенно остро на это отреагировали в Башкортостане. В нашей республике возмущение автолюбителей достигло того уровня, когда люди один за другим начали призывать к бойкоту автомобильных заправочных станций. Многие стали отказываться от заправок, принадлежащих крупным нефтяным компаниям – таким, как Башнефть и Лукойл. Редакция Пруфы.рф решила узнать, какие альтернативы могут быть у автомобилистов, и вспомнила, как в нашу республику приходили конкуренты из Татарстана.
Башнефть или Лукойл?
Этим двум компаниям принадлежат 80% заправочных станций в республике. И это не предел. Так, в феврале 2023 года Радий Хабиров встретился с гендиректором ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» Айдаром Абузяровым. Директор нефтяной компании рассказал, что в период с 2023 по 2025 годы планируется построить новые заправочные станции на автодороге М-7 «Волга» и смонтировать новые АЗС на трассе М-5 «Урал».
ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» зарегистрировано в 1997 году. Генеральным директором является Айдар Абузяров, а учредителем – ПАО «Лукойл». Выручка компании за 2022 год составила 172 млрд рублей, а прибыль – 12 млрд рублей. Стоит отметить, что у компании 622 госконтракта на общую сумму в 843,7 млрд рублей.
Башнефть, помимо того, что развивает свою сеть АЗС, еще и скупает частные станции. И именно таким образом компания в 2012 и 2014 годах попыталась пробиться на татарский рынок. Однако из этого ничего не вышло.
Тут стоит отметить, что компания Башнефть создала дочку, и отдала ей сеть заправок. Это следует из ответа на запрос Пруфы.рф. Мы задали ПАО «Башнефть» вопрос, почему сотрудники заправки жалуются на то, что кассиров заставляют одновременно быть еще и операторами, и уборщиками туалетов за весьма сомнительную зарплату. Однако в компании от заправок открестились. «Деятельность по эксплуатации АЗС розничной сети «Башнефть» осуществляется ООО «Башнефть-Розница» – ответили в ПАО – и посоветовали туда и обращаться.
Экспансия на Татарстан и заправки от владельца Арт-квадрата
К слову, Татарстан очень ревностно оберегает свой рынок и «сторонние» предприятия туда старается не допускать. И когда Башнефть все-таки вошла на татарскую территорию, эксперты сильно удивились. На то время это не удавалось даже Лукойлу. А путь на башкирскую землю для ПАО «Татнефть» и других компаний оказался значительно легче. Например, по Татнефти Рустам Минниханов просто договорился с Радием Хабировым.
В 2012 году Башнефть попыталась в первый раз выйти в Татарстан и заключила джобберский договор [договор о прямой поставке нефтепродуктов от поставщика – прим. ред.] с одним из крупнейших операторов АЗС «Автодорстрой», но, несмотря на все прогнозы, так и не выкупила сеть. Однако первые шаги по рынку Татарстана уже были сделаны.
Другой путь в Татарстан Башнефть нашла через крупную компанию, принадлежащую Рустему Абдулманову, который входил в список богатейших людей Уфы, и является основателем Группы компаний «Уфаойл», основанной в 1997 году. Также он владеет Арт-квадратом в Уфе.
У компании «Уфаойл» была собственная заправочная сеть «Уфаойл-оптан», которая развивалась с 2006 года. В данную сеть входила 91 АЗС под брендом «Оптан» в 10 регионах. В 2014 году АЗС «Оптан» заинтересовала Башнефть – и совет директоров башкирской компании одобрил покупку ООО «АЗС – Саранск» в Мордовии и уфимских ООО «АЗС – Уфа», ЗАО «Гелиос», ЗАО «Оптан – АЗС» и ЗАО «Урал». Так, Башнефть заполучила 47 АЗС, из которых девять находились в Миассе, 14 в Саранске, шесть в Башкортостане, 14 в Курганской области и четыре – в Татарстане. Общая сумма сделки составила 8,8 млрд рублей. В итоге компания все-таки закрепилась в соседней республике. Присутствие Башнефти там оказалось, увы, не настолько обширным, как в Башкортостане, но и, например, Татнефть все еще не зашла в Уфу. Ее АЗС расположены вокруг столицы Башкирии.
Это не значит, что у компании «Уфаойл» не осталось своих АЗС. Сейчас в Уфе действуют станции под вывеской Ufaoil, которые, предположительно, принадлежат АО «Компания Уфаойл».
Генеральным директором и учредителем АО «Компания Уфаойл» числится Ринат Фаттахов. На ее счету – 105 госконтрактов на общую сумму в 1,1 трлн рублей. Выручка предприятия за 2022 год выросла до 47 млрд рублей, а прибыль достигла 531 млн.
На связь АО «Компания Уфаойл» с Рустемом Абдулмановым указывает то, что Ринат Фаттахов является председателем Топливного союза РБ, учредителем которого до 2021 года числился ООО «Оптан-Уфа». А учредитель последней – ООО «Альянс» Халилы Абдулмановой.
Достояние Татарстана
Конкурент Башнефти, ПАО «Татнефть» – одно из крупнейших предприятий России в целом и Татарстана в частности.
ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина зарегистрировано в 1994 году. Генеральным директором является Наиль Маганов. Учредителем числится Минземимущества Республики Татарстан. Выручка компании за 2022 год составила 1,3 трлн рублей, а прибыль – 242 млрд.
ООО «Татнефть-Азс Центр», которое и отвечает за сеть заправок, зарегистрировано в 2006 году. Директором числится Вячеслав Чичков, а учредителем является ПАО «Татнефть». На счету у компании более 11 тысяч госконтрактов на сумму 14 млрд руб. А выручка за 2022 год у ООО «Татнефть-Азс Центр» достигла 92 млрд рублей, а прибыль – 420 млн.
Кстати, в 2016 году Татнефть попыталась купить Башнефть. Она была одной из тех, кто подавал заявку на участие в аукционе по покупке федеральной доли предприятия. Но победил в итоге Игорь Сечин.
История компании началась в 1950 году, когда Совет Министров СССР организовал объединение «Татнефть» в составе нефтедобывающих трестов. В 1994 году предприятие было преобразовано в акционерное общество. По состоянию на 2022 год на счету у Татнефти – уже 795 АЗС в России и за рубежом. В Башкортостане станций не так много, но за 2022 год татарская компания открыла по две заправки в Стерлитамаке и Салавате. Также недавно Татнефть открыла две автозаправки на федеральной трассе М-5 «Урал», которая соединяет Москву, Самару и Уфу.
А в 2023 году компания получила разрешение купить ряд юрлиц у финского производителя шин Nokian Tyres, а потом выкупила турецкую топливную компанию Aytemiz Akaryakit за 336 млн долларов. Стоит отметить, что у турецкой Aytemiz Akaryakit более чем 570 АЗС в 77 провинциях Турции – сеть Татнефти неслабо расширилась. Кроме того, до 2030 года Татнефть планирует вложить более 1 трлн рублей в разведку и нефтепереработку.
Денег больше – бензин хуже
В 2019 году экономисты сравнили, сколько в бюджет своих республик приносят Башнефть и Татнефть. Так, за 2018 год Татарстан получил 93 миллиарда рублей различных поступлений, а Башкортостан – только 46 миллиардов. Но это было тогда.
А что сейчас? Давайте просто сравним размер выплаченных дивидендов и поступлений в бюджет обеих компаний.
По итогам 2022 года Башнефть выплатила по акциям 32,2 млрд рублей. Татнефть за 2022 год по акциям выплатила 140,3 млрд рублей – больше практически в 5 раз. Данных о том, сколько Башнефть принесла бюджету Башкортостана денег в 2022 году, нет, как и финансовых показателей за 2022 год. Но в 2021 году Башнефть выплатила в бюджет 177,8 млрд рублей.
Выручка Татнефти, по данным Rusprofile, за прошедший год составила 1,3 трлн рублей и, согласно годовому отчету Татнефти, более 753,2 млрд рублей было выплачено в бюджет Татарстана (из них 717,3 млрд поступило в ФНС РФ, а 35,8 млрд – в федеральную таможенную службу).
Тут, кстати, возникает вопрос: почему сумма выплат предприятия в казну Татарстана больше половины годовой выручки. Если брать по одному году, то по налогу на прибыль и НДС размер будет колебаться в районе 300 млрд рублей. Поэтому можно предположить, что в тех миллиардах могут учитываться и налоговые задолженности за прошлые годы, и иные платежи в бюджет, обязанность по уплате которых либо возникла ранее и реализовалась в 2022 году, либо возникла и реализовалась в отчетном году.
А вот, в чем проигрывает татарская компания – это в качестве нефти. В сети можно найти множество сообщений автолюбителей, которые жалуются на бензин с заправок Татнефти и хвалят Башнефть. По мнению некоторых жителей республики, дело в самой нефти – татарская нефть проигрывает по качеству башкирской, из-за чего страдает топливо.
Вопрос качества нефти в 2019 году привел к международному скандалу. Обнаружилось, что в нефти, которая шла по трубопроводу «Дружба» в Беларусь, хлорорганические соединения якобы в десятки раз превышают норму. Тогда же бизнесмен и основатель холдинга «Петронефть» Роман Трушев в интервью изданию «Коммерсантъ» предположил, что загрязнить нефть могла сама Татнефть. Компания ответила, что нефть проходит обязательные процедуры контроля по качеству и соответствию ГОСТу. Позже Роман Трушев был объявлен в международный розыск. Его подозревают в загрязнении нефтепровода «Дружба».
Придорожный бизнес
Но в Башкортостан пришла не только Татнефть. Глава Башкирии Радий Хабиров в мае 2022 года рассказал в соцсетях о программе по развитию придорожного сервиса.
– Я абсолютно уверен, что к 2024 году на основных автомагистралях у нас будет достаточное количество станций, где можно заправиться, перекусить, что-то купить, просто отдохнуть. Мы для этого все, что нужно, делаем, – написал он.
В качестве примера он привел комплекс, построенный компанией «Ирбис». А данная сеть АЗС принадлежит татарскому топливному трейдеру ГК «ТранзитСити», который планировал вложить более 1 млрд рублей в строительство АЗС на территории Башкирии.
ТранзитСити сегодня – крупнейший и независимый топливный трейдер соседней республики, владеющий десятками точек в регионе. Группа компаний принадлежит татарскому предпринимателю Ринату Гаптельхакову. Он является учредителем 40 компаний, а сама ГК «ТранзитСити», согласно официальному сайту, работает с 1998 года.
Для работы в Башкортостане была основана компания ООО «ТК Ирбис-РБ». Директором является Андрей Лукоянов, а среди учредителей, которых целых семь, числятся сам Ринат Гаптельхаков и его брат Рафкат Гаптельхаков. Выручка ООО «ТК Ирбис-РБ» за 2022 год составила 328 млн рублей, а прибыль достигла 17 млн рублей.
Проект сразу же включили в перечень приоритетных и начали выделять землю без торгов. В планах было также выкупить несколько станций у Башнефти, которой под давлением УФАС пришлось выставить на продажу 210 АЗС на общую сумму 30 млрд руб.
Но и эту компанию не обошли стороной скандалы с качеством топлива. Так, в 2015 году издание KazanFirst сообщило о том, что несколько автомобилей после заправки на станции, принадлежащей ТранзитСити, заглохли, а вскоре на АЗС прекратился отпуск 95-го бензина. Руководство ТранзитСити позже извинилось перед клиентами и сообщило, что все произошло из-за прорыва трубопровода – в топливо попала вода.
Сельское хозяйство зависит от топлива
Вернемся к росту цен на топливо в республике, которое идет буквально семимильными шагами. Первое летнее подорожание было 1 июня – и за последние два месяца произошло аж десять изменений цен на топливо. Неутешительны и прогнозы экспертов, которые заявляют, что это еще не конец – в дальнейшем нам стоит ожидать ускорения подорожания.
Конечно, с проблемой роста цен рано или поздно столкнулось бы и само правительство. На оперативном совещании министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов рассказал о росте цен на топливо на 35%, что, по словам чиновника, бьет по аграриям.
– Мелкооптовая цена летнего топлива достигла 71,8 тысячи рублей за тонну. С июля, когда мы начинали весенние работы, где-то 53,3 тысячи это стоило. Это вымывает деньги аграриев. Нам еще дополнительно необходимо до конца года купить 80 тысяч тонн – а мы видим, уже около 3 млрд это вымыло.
Глава республики же продолжает старательно игнорировать жалобы не только жителей республики, но и целого министерства.
Что говорят эксперты
Эксперт по транспорту Олег Арефьев считает, что в Башкортостане не рынок, а понятийный базар.
– В Татарстане есть рынок, который жестко контролируется. По сути, свободного рынка там нет. Вот с Ирбисом, я так понимаю, были какие-то понятийные договоренности. И он глубоко-то не зашел. При этом заправка в Уфе намного слабее, чем заправки в Нижнем Новгороде, в Татарстане. Там Ирбис – это центр притяжения: и постираться можно, и помыться, и покушать.
По словам Олега Арефьева, уфимские заправки не подсоединены к дорогам – они присоединились к внутриквартальному проекту, и к дороге выхода у них нет.
– Судя по всему, Ирбис или не получил обещанное, или что-то еще. Поэтому заправка такая бедная. Татнефть же, насколько я знаю, заходила в Башкортостан официально, без всяких инвестпроектов и инвестчасов. А Хабирову сейчас не принципиально, кто будет заправлять. Когда Башнефть работала на республику – это было актуально. Сейчас на рынке республики конкурируют, по сути, Татнефть и Роснефть.
По словам эксперта, у федерального правительства есть рычаги влияния на нефтяные компании, которыми они активно пользовались – в том числе и для сельского хозяйства.
– Были определенные дотации и выделялись определенные лимиты. Проблема только в том, что эти дотации и лимиты уходили мимо. На них неплохо зарабатывали. Я не говорю, что это было тотально, но встречалось это довольно-таки часто. Недавно Минтранс России вышел на правительство с рекомендацией заморозить рост или назначить определенную цену на топливо для сельского хозяйства. Никакой конкретики не было, поэтому я боюсь, что в этом году сельскому хозяйству будет несладко.
Олег Арефьев отмечает, что причин повышения цен на топливо сразу несколько. Много уходит на СВО, что-то продается по серым схемам, а с 1 сентября еще и перестанет действовать топливный демпфер, который защищает внутренний рынок топлива от повышения цен на нефтепродукты на мировых рынках.
– Видимо, было сказано, что у населения денег дофига – пусть платят, у нас другие проблемы. И нефтяные компании все потери будут пытаться компенсировать. Кроме того, мы должны понимать, что основная задача государства сейчас – это газификация транспорта и электрификация. И намного проще не субсидировать газотопливо, а перестать субсидировать обычное, чтобы бензин поднялся в цене, и люди вынужденно стали переходить на газ.
Эксперт уверен, что у Башкортостана есть ресурсы для сдерживания цен на топливо.
– Хабирову не все равно – он просто не знает, как эту проблему решить. А когда он не знает, как решить – он просто делает вид, что этого не существует. Мы должны понимать, что Башнефть – это Роснефть, и решения принимаются там, а отношения с ними – плохие. Раньше танцевали вокруг Газпромнефти – пусть идет и договаривается с ними. Это же вопрос договороспособности. Законодательно регулировать цены республика не может, как и федеральная власть – только с помощью субсидий и угроз нагрузки на нефтяников.
Сегодня Хабиров и Фазрахманов [министр сельского хозяйства Башкортостана – прим. ред.] должны уже писать бумагу с обоснованиями и цифрами и бежать наверх. Когда придет посевная, будет поздно. И мне кажется, что Фазрахманов просто пытается докричаться до Хабирова, так как хорошо понимает, что такое сельское хозяйство. Он понимает, с какими проблемами столкнется, но он не в состоянии пробиться. А федеральный центр о проблеме знает, но пустил ее на самотек. Сейчас повлиять на нефтяную компанию уже сложно.
Читайте также
- Башнефть против всех: «скелеты в шкафу» главной нефтяной компании в Башкирии- «Приближенность к императору большинства российских нефтегазовых компаний»: почему в Башкортостане и Татарстане дорожает бензин?
- В Казани объявили в международный розыск украинского олигарха Игоря Коломойского за присвоение нефти «Татнефть» на 400 млн долларов