пришлите новость

«Приближенность к императору большинства российских нефтегазовых компаний»: почему в Башкортостане и Татарстане дорожает бензин?

16:07, 09 августа 2023

За пару недель топливо подорожало на 1-2 рубля. Сколько еще будет расти цена?

«Приближенность к императору большинства российских нефтегазовых компаний»: почему в Башкортостане и Татарстане дорожает бензин?
Фото: ru.freepik.com

Рост потребительских цен на бензин на 1,7% и более был замечен в 37 регионах страны. Эксперты объясняют рост цен удорожанием нефти. За последний месяц цена на нефть поднялась на 15 тысяч рублей, до 48 тысяч рублей за тонну. Биржевая цена на бензин Аи-92 впервые в истории торгов превысила 60 тысяч рублей. Летом рекордные значения обновила и стоимость Аи-95.  

Рост цен на топливо — общероссийская проблема, связанная с тем, что рекордные цены в опте постепенно начинают «давить» на цены и в рознице. Однако такое объяснение не устраивает потребителей, которые вынуждены переплачивать. 

Мы сравнили рост цен в Башкортостане и Татарстане: оба региона вошли в топ-10 рейтинга субъектов РФ с самым дешевым бензином. При том, что за последние два месяца цены поднимались в обеих республиках. 

Седьмое место в рейтинге регионов с самым дешевым бензином

В Башкортостане за последние два месяца уже восемь раз увеличивались цены на топливо. При этом регион улучшил показатель доступности бензина, заняв 38-е место в соответствующем в рейтинге регионов, подготовленном РИА «Рейтинг». 

Годом ранее республика занимала 40-ю строчку. В июне этого года на чистую среднюю зарплату можно было купить 929 литров бензина АИ-92 (в 2022-м — 884 литра). Аналитики рейтинга утверждают, что стоимость этого топлива в республике составляла 47,59 рубля, а с начала 2023 года оно подорожало на 1,7%.

В июне Башкортостан занял седьмое место в рейтинге регионов с самым дешевым бензином — данные привело аналитическое агентство «ПромРейтинг». Средняя цена топлива в республике составляла 49,87 рубля. Специалисты отмечают, что регион совершил заметный прорыв внутри рейтинговой таблицы, поднявшись сразу на три пункта. 

На заправках «Башнефти» стоимость топлива АИ-100-К5 достигла 61,65 рубля, ранее — 61,15 рубля. Литр ATUM-95 теперь стоит 52,15 рубля вместо предыдущих 51,95 рубля. Стоимость АИ-92-К5 увеличилась до 48,15 рубля, ранее — 47,95 рубля. За литр ATUM-92 «Класс 5» придется отдать 48,95 рубля вместо прежних 48,75 рубля.

Бензин дорожает не только на заправках «Башнефти». На АЗС «Лукойла» тоже росла стоимость топлива. По состоянию на конец июля литр АИ-92 стоил 49,07 рубля вместо прежних 48,57 рубля, литр бензина марки АИ-95 — 53,08 рубля за литр.

За пару недель топливо подорожало на 1-2 рубля

Татарстан занял 30-е место в рейтинге российских регионов по доступности бензина для населения. Согласно данным этого исследования, на чистую среднюю месячную зарплату татарстанец сможет приобрести 1 007 литров бензина АИ-92, стоимость которого в июне составила 47,10 рубля (на 2,5% выше, чем в начале года).

В июне Татарстан занял третье место в рейтинге регионов с самым дешевым бензином («ПромРейтинг»). Средняя цена топлива в республике составляла 49 рублей. Эксперты отмечают, что Татарстан входит в тройку лидеров по дешевому бензину благодаря множеству предприятий по производству топлива в республике. Также действуют законы рынка — там, где превалирует предложение, цена всегда будет ниже.

На заправках «Татнефти» стоимость топлива АИ-92 Танеко достигла 48,6 рубля за литр. Литр АИ-92 теперь стоит 47,9 рубля. Стоимость АИ-95 Танеко увеличилась до 51,8 рубля. За литр ATUM-92 «Класс 5» придется отдать 48,95 рубля вместо прежних 48,75 рубля. АИ-98 Танеко стоит 63,7 рубля, дизельное топливо — 54,9 рубля. ДТ Танеко стоит 56,2 рубля за литр. 

По последним данным Росстата, стоимость АИ-92 в Казани на начало июля составляла в среднем 47,1 рубля, АИ-95 – 51,01 рубля, дизельного топлива — 55,09. То есть в среднем за пару недель топливо подорожало на 1-2 рубля.  

С начала 2023 года наиболее заметно подорожал бензин АИ-95 — более чем на 3%, за ним следует АИ-98 — также почти на 3%. Бензин АИ-92 стал дороже на 2,5%, дизель — на 1,4%.

Главной причиной роста оптовых цен аналитики считают снижение демпферных выплат, так как нефтяники пытаются компенсировать выпадающие доходы. Среди других причин также выдяляют ремонты НПЗ, летний сезон высокого спроса, достаточно высокие показатели экспорта нефтепродуктов и рост экспортной альтернативы.

«Никто не может сказать, что это картельный сговор»

Экономист и эксперт Пруфы.рф Рустем Шайахметов считает, что это общероссийская проблема, которую Башкирии невозможно решить самостоятельно. 

- Складывается интересная ситуация. Когда нефть дорожает на Западе, у нас происходит то же самое. А когда у них дешевеет, у нас все равно дорожает. Как ни парадоксально, но причинно следственной связи здесь нет. Если продавец может повысить цену без объяснения причин, он будет это делать. 

Есть две причины роста стоимости топлива. Первая касается слабого контроля государства за ценами. В Западной Европе и США крайне строгая система контроля за ценами. Если они видят, что рост цен необоснованный, это сразу пресекается. У нас же все иначе. 

Вторая причина — приближенность к императору большинства российских нефтегазовых компаний. Так как каждый повышает по-своему, никто не может сказать, что это картельный сговор. 

Кроме того, у нефтегазовых компаний снизилась прибыльность. Если раньше более половины нефти и нефтепродуктов Россия продавала странам ЕС, то сейчас основной потребитель — Азия. Затраты на перевозку нефти здесь достаточно высоки. При этом нефть мы вынуждены продавать не в долларах и евро, а в валютах этих стран. Как правило, в этих странах большая волатильность валюты. Эти издержки очень влияют на внутренний рынок. Думаю, если бы был указ сверху, цены бы у нас так быстро не росли. 

«Начали искусственно повышать дефицит»

По мнению уфимского активиста Альберта Рахматуллина, рост цен на бензин — результат картельного сговора между участниками топливного рынка. Для борьбы с этим он писал жалобы в федеральный ФАС и Минэнерго РФ, но в ответ получил отписки.

- Это общефедеральный тренд. УФАС по РБ акцентировал на этом внимание. Мне ответили, что цены регулируются на оптовых российских биржах. А так как на биржах растет цена на бензин, то соответственно и в розницу тоже.  Правительство РФ обратило внимание на эту проблему, но пока не видно, чтобы ситуация реально решалась.

Есть версия, что якобы специально повышают цены на бензин, чтобы народ начал возмущаться и тем самым повлиять на правительство, которое с 1 сентября хочет уменьшить субсидии нефтяникам. С 2018 года, когда начали повышаться цены на бензин, когда по всей России прокатились акции протеста и правительство часть налогов, которые они собирают с продажи нефти и нефтепродуктов начала возвращать нефтяникам в качестве компенсации разницы в цене, по которой они продают бензин за границу и на внутреннем рынке, это так называемый демпфер. 

В связи с тем, что дефицит федерального бюджета стал увеличиваться, Минфин решил этот демпфер уменьшить на 50%. Соответственно, нефтяники начали искусственно повышать дефицит, чтобы увеличить цену на внутреннем рынке и повысить градус протестов и повлиять таким образом на Минфин, чтобы они не уменьшали субсидии. 

  • «Рост цен на бензин касается всех, не только водителей!». Уфимский активист предложил бойкот АЗС крупных нефтяных компаний. 

  • Башкирия улучшила показатель в рейтинге регионов по доступности бензина, несмотря на рост цен. 

  • УФАС по РБ не нашло признаков злоупотребления в повышении цен на бензин в Башкирии. 



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное