Уходящий год был знаковым для истории судоходства Башкирии: в этом году в Уфу впервые зашел четырехпалубный теплоход «Александр Пушкин» и три трехпалубных теплохода «Северная Сказка», «Николай Алексеевич Некрасов» и «Александр Бенуа». Также в этом году власти приняли судьбоносное решение о восстановлении уфимского «Судоремонтно-судостроительного завода». Найден инвестор, который всей душой «болеет» за отрасль, а на самом заводе начались положительные изменения. Власти планируют и дальше развивать отрасль: амбициозные планы были заявлены на заседании правительства 22 декабря. Пруфы.рф выяснили, в каком состоянии находится отрасль сейчас и какие изменения ее ждут. Какие результаты навигации достигнуты в 2022 году? По данным республиканского правительства, в навигацию уходящего года на реках Башкирии было задействовано 11 речных судов, которые перевезли 352,5 тыс. пассажиров и около 19 тыс. автомобильной и мототехники. Прогулочные теплоходы перевезли около 84 тыс. пассажиров, а водный транспорт ООО «Судоремонтно-судостроительного завода» перевез 444,6 тонны грузов. Также впервые в истории в Уфу зашел четырехпалубный теплоход «Александр Пушкин», и три трехпалубных теплохода: «Северная Сказка», «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа». Всего в навигацию 2022 года в Башкирию зашли 12 туристических пассажирских теплоходов. Почему выгодно развивать навигацию? Во всем мире доставка грузов водным и речным транспортом является отличной альтернативой грузоперевозкам на транспорте. Перегруженность дорог фурами приводит к высокой аварийности, в связи с этим гибнут люди и разрушается дорожное полотно. Всех этих проблем можно избежать благодаря водному транспорту. В свою очередь сегодня Башкирия не может похвастаться большими достижениями в области речных перевозок. В это же время основная республиканская водная артерия практически пустует, хотя если запустить по ней перевозку товаров народного хозяйства, то можно значительно разгрузить дороги. К тому же перевозка грузов на водном транспорте значительно дешевле, чем на любом другом виде транспорта. Также водный транспорт – это отличное средство для повышения туристической привлекательности региона. Не секрет, что морские и речные круизы пользуются большой популярностью в мире. Печально, что в столь живописном регионе, как Башкирия, практически отсутствует данное направление. Почему в Башкирии плохо развит внутренний водный транспорт? Республиканские власти отмечают, что это проблема потому, что в республике нет современного флота и необходимой инфраструктуры, а также мелководье. Мелководье? Но в этом году в Уфу впервые зашли трех- и четырехпалубные судна. Будет ли продолжена эта работа. Стоит ли ждать новых судов в 2023 году? Да. Такие суда заходят в Уфу «по большой воде» только в мае. И в следующем году такие суда снова зайдут. По данным открытых источников, в начале мая уфимцы смогут увидеть теплоходы «Маленький принц», «Н.А.Некрасов», «Александр Бенуа», «Мустай Карим» и «Константин Федин». Однако министерство транспорта РФ приняло решение в 2022 году увеличить глубину судового хода на реке Белой до 200 см. Поэтому в следующем году мы будем меньше зависеть от погодных условий и сможем планировать большее количество разнообразных перевозок. Что происходит с судами зимой, когда заканчивается навигация? С объявлением закрытия сезона, как правило, это происходит в октябре, суда отправляются на зимовку. Экипаж судна уходит в очередные отпуска, а часть водных средств может зимовать «на воде». Как правило, это суда, требующие незначительного ремонта, в частности косметического. Такой ремонт называется ежегодным. В феврале речники возвращаются на судно для того, чтобы своими силами сделать этот незначительный ремонт. Существует также очередной ремонт – гарантийный. Ему подлежат все суда раз в пять лет. Этот ремонт подразумевает поднятие на слип (устройство для поднятия судов с воды – прим. ред.) и уже им занимаются узкие специалисты. Есть ли в Башкирии компании, которые занимаются ремонтом судов? Да. Уфимский «Судоремонтно-судостроительный завод», который находится в микрорайоне Затон. Длительное время состояние завода оставляло желать лучшего. Но в 2022 году республиканские власти привлекли инвестора, который составил план финансового оздоровления предприятия. Первые результаты его деятельности уже видны: выплачена задолженность по заработной плате, началось техническое перевооружение, заключены контракты на следующий год, а также предприятие активно занимается благотворительной деятельностью. Сегодня завод может обслуживать порядка 80% всех типов судов, плавающих на реках Башкирии. Плюсов от этого много, потому что при развитии судоремонтного предприятия будут загружены и другие республиканские промышленные объекты. А в 2022 году были контракты на ремонт водного транспорта? Сколько судов отремонтировано? Да. В уходящем году завод отремонтировал 35 судов собственного и стороннего флота, не считая ремонт аварийных судов и судов, на которых в период навигации требовались срочные ремонтные работы в местах их эксплуатации. Если предприятие имело задолженность по заработной плате, то, скорее всего, часть сотрудников ушла. Есть ли сейчас проблема с кадрами? Да. Такая проблема есть. И она существует не только на уфимском заводе. Проблема кадрового обеспечения судоремонтных предприятий одна из самых острых во всей стране. Сегодня большинство российских верфей пытаются своими силами решить проблему образования, повышения квалификации сотрудников и поступающих на работу. Но у уфимского предприятия тут есть привилегии. Филиал Волжского университета водного транспорта имеет давние связи с заводом. В своё время учреждение было открыто как училище речников и представляло собой кузницу кадров как для завода, так и для Бельского речного пароходства. Возможность открытия на базе Университета так необходимых центров подготовки и переподготовки кадров является для уфимского завода вполне осуществимой реальностью. Какие планы у Судоремонтно-судостроительного завода на 2023 год? К навигации-2023 подготовить 20 судов собственного флота и 7 судов стороннего флота. Также в планах руководства ввести в строй два плавучих крана, две баржи и два теплохода, которые длительное время не эксплуатировались.