Новоалександровка, которую часто называют «пятый лагерь», некогда брошенный поселок под Уфой, уже не пустует. Если раньше тут рассыпались от ветхости дома, то теперь он постепенно обживается: появляются предприятия, проходят квесты, бродят городские сталкеры, находят приют брошенные собаки, и даже заселяются люди.
Мы посетили заброшку с фотографом Еленой Жилинской и посмотрели, как там сейчас.
История
С 90-х годов Новоалександровка опустела и стала зоной отчуждения, наподобие чернобыльской, куда стали ходить любители пощекотать нервы. Но потом сюда пришел мелкий бизнес.
– Поселок уже не тот, – рассказал нам сталкер Павел, – одни развалины да предприятия, многие легендарные постройки, такие как ПТУ или больница, разрушились, а там, где здания целые, поселились бизнесмены.
Мы смогли опознать только школу №73. Вот она.
В здании бывшей школы нас встретила надпись: «Промzона», с серпом, молотом и звездой под ней.
Веселые рисунки были и на его фасаде.
Внутри, очевидно, прошел пожар.
Прогнулись почерневшие перекрытия. Обуглился покрашенный краской деревянный шкаф.
Часть здания буквально висит на волоске.
Любители пощекотать нервы до сих пор посещают поселок в поисках паранормального, а после делятся своими жуткими историями. Егор, который тоже любит лазить по заброшкам, рассказал, что слышал громкий женский крик в одном из корпусов психлечебницы, когда бродил там ночью с друзьями. Свою историю рассказал и Павел.
– А раньше тут классно было, я раз в несколько лет ходил сюда, иногда водил ребят, мы созванивались, собирались и шли ночью, – говорит Павел, – призраков не видел, но вот на окраине есть абортарий, ходят слухи, что там проводили нелегальные аборты. Говорят, умершие дети сейчас там по ночам живут. Там один раз, когда был, слышал топот маленьких ножек. Не знаю, может и показалось, нас трое было, и все слышали.
По рассказам бывалых посетителей Новоалександровки, поселок раньше притягивал людей из криминала и бездомных. Правда это или нет, доподлинно неизвестно. Однако сейчас здесь есть дома, в которых горит свет.
Очевидно, тут живут люди
На сегодняшний день посёлок частично обитаем. На фоне того, что радиус выброса сократился, туда вернулась жизнь в виде промышленной зоны.
В зданиях видны пластиковые окна. Возможно, это только офисы.
Предприниматели используют пустующие здания. То тут, то там мы встречали разные производства.
Во дворах разваленных домов приткнулись иномарки.
Где-то здания уже закрылись воротами.
Есть здесь места для квестов. Вот тут, очевидно, они и проходят. Мы не смогли опознать здание.
Сверху закреплены сооружения для любителей экстрима.
Перекрытия здесь, судя по всему, были деревянные.
Со временем они разрушились.
На лестничном пролете сгнили деревянные перила, а сама бетонная лестница превратилась в горку.
Есть и места обрушений.
Ходить тут довольно опасно. Но в один момент сюда зашел отец с двумя сыновьями.
«Видимо, на прогулку привел. Хороший отец, и конкурсы интересные», – прокомментировали мы сами себе.
Ходить и по улицам поселка оказалось небезопасно. Здесь действительно много собак, и, судя по их настойчивости, они очень опасны.
Мы не рекомендуем посещать поселок с детьми или в одиночку.
Кстати, ранее мы писали о собачьем приюте «Доброта» в Новоалександровке, который был замешан в скандале о жестоком обращении с животными. Были даже свидетельства о том, что собаки едят друг друга и сбегают из приюта, перемахивая через забор. Наверно, именно поэтому здесь на каждом шагу теперь своры собак.
Пятый лагерь и Новоалександровка. В чем отличие?
Новоалександровку называют «Пятым лагерем», это связано с историей поселка. Поначалу на этом месте, с 1930-х годов, работал лагерь ИТК-13.
Исправительная колония №13 была основана в 1939 году, как детская воспитательно-трудовая колония, а после была реорганизована в женскую колонию. В 1943 году колонию переоборудовали в лагерь для немецких военнопленных, которые и помогали строить Черниковку. В 1949 году, после того как пленные возвратились в Германию, лагерь вновь сделали колонией для женщин. ИК №13 – одна из старейших колоний в Уфе и республике, она является родоначальником остальных колоний на севере Уфы, ИК-3 и ИК-9 были основаны на ее базе. В свою очередь, колония-поселение №5 образовалась на базе ИК-3.
В так называемый Пятый лагерь попадали по 58-й статье предатели родины. Среди известных сидельцев – народная артистка Лидия Русланова, которую обвиняли в антисоветских высказываниях. Она была арестована в 1948 году и освобождена лишь в 1953-м, а в Пятом лагере оказалась случайно. При этапировании из Озерлога во Владимирскую тюрьму она заболела и ее оправили в ближайший женский лагерь. Она была известная на весь Советский Союз. За годы Великой Отечественной войны на фронтах она дала более тысячи концертов.
Строительство Уфимского нефтеперерабатывающего завода Башнефть-НПЗ началось в 1935 году, а в 1938 были получены первые тонны бензина. Помогали строить завод заключенные Пятого лагеря. Тех же заключенных впоследствии использовали на заводе для работы на вредных производствах.
Параллельно с этим сидельцы с лагеря строили рядом поселок Новоалександровка, куда заселяли рабочих нефтезавода. В поселке была построена вся необходимая инфраструктура: больничный городок, детсад, школа. В 70-х годах Новоалександровка была процветающим микрорайоном рабочих ТЭЦ-1 и Треста № 21 на 45 тыс. человек.
В 50-е годы Пятый лагерь был ликвидирован, снесены были смотровые вышки. Но поселок остался его неудачным ребенком. Разраставшийся в то время нефтеперерабатывающий завод подступил на 3 километра к посёлку. Новоалександровка оказалась внутри неблагоприятной зоны, подверженной вредным для здоровья выбросам, которые шли с НПЗ «Башнефти». По санитарным нормам того времени жители посёлка находились в группе риска.
Людей было решено переселить в другие населенные пункты, так как сдерживать развитие промышленного гиганта правительство не хотело. Разговоры об этом велись еще с 1970-х годов. Катализатором в какой-то степени стала фенольная авария, от которой сильнее всего пострадал север города. В 1989 году на уфимском нефтеперерабатывающем заводе произошла крупная утечка фенола, вода была отравлена, и почти полгода ее нельзя было пить.
Переселение началось лишь в 1992 году и закончилось в 1995-м, 45 тысяч человек были переселены в разные города и села. Новоалександровка опустела.
Несмотря на заявленные системы очистки, которые установила Башнефть на НПЗ еще в 90-е годы, запах в поселке всё еще чувствуется.








