пришлите новость

WhatsApp Telegram

«Не русский я, но россиянин»: Петру Толстому ответили на резонансные высказывания

16:50, 13 декабря 2023

Вице-спикер Госдумы предлагает отменить башкир и татар?

«Не русский я, но россиянин»: Петру Толстому ответили на резонансные высказывания
Фото: Пруфы.рф

Все активнее в высших политических кругах обсуждают необходимость упразднить термин «россияне», заменив его на «русский». Также звучат предложения закрепить в Конституции РФ идеологию по причислению всех жителей страны к русской национальности.

Депутат и вице-спикер Госдумы, телеведущий Петр Толстой в эфире передачи «60 минут» на федеральном канале «Россия 1» назвал татар русскими. По его мнению, какой бы национальности ни был гражданин России, он именно «русский», а не «россиянин». 

Как утверждает Толстой, «мы сами виноваты», что появился термин «россияне». Депутат убежден, что «невнятное прилагательное» «российский» используют те, кто против России. 

— Но мы имеем в виду, что у нас многонациональная страна, — такой фразой попыталась смягчить его речь ведущая Ольга Скабеева

— Граждане России, — подчеркнул ее соведущий и супруг Евгений Попов

— У нас многонациональная страна. У нас есть граждане России. И, безусловно, наши братья аварцы, чеченцы, татары, башкиры — все русские. Русские они, понимаете, потому что они в России живут! И они неспроста живут в России, исторически так сложилось. Не для того Иван Грозный, не знаю там, брал Казань, чтобы мы сейчас начинали говорить вдруг «россияне», — продолжил Толстой.

Он отметил, что слово «россияне» придумал первый президент России Борис Ельцин и его ближайший соратник, госсекретарь и зампред правительства РСФСР Геннадий Бурбулис.

— Когда Ельцину нужно было какое-то слово, чтобы не обидеть татар (или не знаю, кого он там не хотел обидеть), услужливый Бурбулис предложил ему из словаря Даля слово «россияне», — высказался Толстой.

Отметим, что словарь Даля был собран в середине XIX века. Корреспондент Пруфы.рф не нашел в нем слова «россиянин» или «россияне».  

Национальная идеология

Что примечательно, коллега Толстого, депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев поддержал инициативу, заявив, что соответствующий термин следует закрепить на законодательном уровне и использовать его применительно к представителям всех народов, проживающих на территории РФ. 

— Сегодня общество созрело для введения в обиход понятия «русский народ». Должна быть единая трактовка. Русский народ сегодня — это славяне, это многонациональный народ Дагестана, Татарстана, Чечни, Башкирии, Удмуртии, Якутии. Иногда сами чиновники неправильно интерпретируют и путают, искусственно сужая понятие «русский», — сказал депутат.

По его словам, всегда о народах судили по языкам. 

— Россияне — это по Ельцину... Если в Дагестане мы разговариваем даже друг с другом на русском (например, даргинцы с кумыками), то какой мы единый народ? Дагестанский. А глобально — русский. В Дагестане я — аварец. В Москве я — дагестанец. За границей я — русский, — добавил он, цитируя поэта Расула Гамзатова

По словам Хамзаева, это не принижает значение национальных языков, их важность и выживаемость, потому что каждый национальный язык «вписан в свои республиканские конституции», но все «мы люди русского мира».

Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, выступая 22 ноября на 17-й Международной научно-практической конференции «Державинские чтения», предложил сформулировать национальную идеологию и закрепить ее в Конституции РФ. По его мнению, «не может быть общество без идеологии, это элементарные понятия государства и права». 

— Сейчас проходит специальная военная операция, и одна из целей СВО — денацификация Украины, то есть уничтожение идеологии фашизма. Одна из задач СВО сегодня решается, поэтому я предлагаю серьезно подумать над этим. С учетом нашего исторического общества, с учетом современных реалий, в которых мы живем, думая о перспективах развития нашего общества, необходимо все-таки сформулировать идеологию нашего общества, наших целей и закрепить ее в Конституции РФ, — сказал Бастрыкин.

«Пещерный имперский национализм»

В самом Татарстане высказывание Толстого не осталось незамеченным. Генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век» Ильшат Аминов в программе «7 дней» активно высказался по этому поводу. 

— Можно было бы, конечно, ответить гражданину Толстому зеркально и, углубившись в историю, напомнить, кто кого и сколько раз брал. Но зачем поддаваться на провокации и умножать глупость. Вопрос в другом: откуда в части российской политической элиты проснулся этот пещерный имперский национализм, пренебрежение к российской Конституции, где черным по белому написано в самой первой строке: «Мы многонациональный народ Российской Федерации». Не кажется ли вам, что фраза «Не для того Казань брали, чтобы называться россиянами» – отбрасывает нас во времена дикого средневекового противостояния, разделяет народы, разжигает в людях самые низменные чувства, — говорит Аминов.  

И еще одним вопросом задается ведущий программы «7 дней»: 

«Сказано это все в запале, для модного нынче хайпа? Или это формирующаяся в недрах определенных политических кругов идея насильственной унитаризации России, полной ревизии российской Конституции, ее духа и содержания?». 

Ильшат Аминов подчеркивает, что ему не хочется в такое верить. Он отмечает, что не мешает вспомнить слова другого ведущего — Кирилла Клейменова, произнесенные им в день 100-летия Татарской АССР, о том, что без татар не было бы той России и того мира, которые мы знаем. 

Сам президент РФ Владимир Путин отмечал, что без русских, татар, башкир, якутов, чеченцев, ингушей, чувашей, марийцев и других народов нашей многонациональной страны Россию просто невозможно было бы и представить. О том, что недопустимы действия, направленные против межнационального и межконфессионального согласия, он говорил и совсем недавно — на заседании Всемирного Русского собора в конце ноября. 

Высказывание Толстого также прокомментировал политик и журналист Максим Шевченко.  

— Аварцы задумались и пошли в зал бороться. Чеченцы прищурились и усмехнулись. Татары просто ответили: «Без риза, әлбәттә, нәкъ менә сез әйткән сыман — сезнең дан урысларда» («Мы, конечно, согласны, все именно так, как вы сказали — ваша известность/слава в русских», — прим.ред.). И занялись своими делами. А башкиры плюнули и отвернулись. А что делать? Если графья и начальники изволят чудить, то лучше с ними не связываться. Они пройдут и забудутся. Или «мало того, что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит» (Гоголь). А народы, дошедшие до наших дней из глубины веков, останутся, — написал он в своем телеграм-канале.

«Нет необходимости вешать слово “русские” на всех»

Что означают высказывания, прозвучавшие в высших эшелонах власти? Может ли эта политика привести к упразднению национальностей? Мы попросили нескольких экспертов нашего издания прокомментировать слова Петра Толстого. 

Рамиль Рахматов, эксперт Пруфы.рф:

— Во всей этой истории я вижу несколько моментов. Первое. Если специально и профессионально не следить за информационной повесткой, то высказывание Петра Толстого могло бы пройти незаметно. Так со мной и случилось. Похоже, что высказывание было сделано ради самого высказывания, а не является пробросом для оценки общественной реакции. Тот факт, что заявление депутата стало обсуждаться через значительный промежуток времени, а не вызвало мгновенную реакцию также говорит в пользу данной версии. Депутат ляпнул лишь для того, чтобы напомнить о себе.

Теперь по существу высказывания депутата Государственнейшей Думы РФ. Оно абсолютно безграмотное, с точки зрения истории, русского языка и политики. Этакое воинствующее невежество. Значит, слово «россиянин» у Толстого вдруг превратилось в прилагательное, а вот слово «русский» таковым не является. Кстати, термин россиянин не появился по взятию Казани, а это, скорее, постпетровская эпоха. Толстой это прекрасно знает, поэтому здесь он допускает не ошибку и безграмотность, а прямой обман.

Но сложно поверить в невежество и глупость человека, который работал на федеральном телеканале и стал депутатом парламента страны, довольно сложно. Полагаю, что высказывание имело цель попытаться проехать на актуальной повестке. Последние месяцы, как мне кажется, искусственно раскачивается тема миграции. Прямо не садиться уже как-то не комильфо, поэтому Толстой играет на этом же поле, но в другой тематике. И здесь авторы антииммигрантской тематики и Петр Толстой допускают уже политическую ошибку.

Тематику русских и русскости как инструмента точки сборки гораздо актуальнее было качать после Русской весны в 2014 и 2015 году. Но власть и общество в целом тогда не захотели обращать на это внимание. В условиях СВО обществу этот инструмент сборки необходим еще больше. В итоге «светлые» головы толстых не могут придумать ничего нового и вбрасывают вечные тематики. Но соль в том, что на СВО не воюют за русскость, там воюют именно за Россию, где каждый русский, чеченец, башкир и все народы являются самими собой и россиянами. Конечно, для всего мира мы все русские, так оно и есть. Но в конституции, в федеративном устройстве прописано наше право быть самим собой. Это аксиома, которая и цементирует нашу страну.

Вот даже если взять не количественный, а пропорциональный показатель, то картина вклада в СВО национальных регионов и народов страны будет очень любопытной. Толстой, видимо, совсем не думает, какую реакцию он получит от наших бойцов из Бурятии или Дагестана. Не будет никакой реакции, им сейчас не до какого-то Толстого. В общем, Петр Толстой думает, что он словил патриотический хайп, а на самом деле выступил банальным вредителем.

А теперь третий момент. Это высказывание Толстого мы в Уфе вообще не заметили (видимо, дураков, которые смотрят политические ток-шоу на Первом канале, у нас меньше). Да и в той же Казани его заметили и раскрутили первыми журналисты, чтобы сделать себе тему. Я, в принципе, соглашусь со многим, что сказали комментаторы и эксперты для казанских СМИ. Но при этом обращаю ваше внимание, что комментаторы из Татарстана мне представляются отражением самого Петра Толстого. Тот же Ильшат Аминов из телекомпании «Новый век» — это абсолютно тот же Толстой республиканского масштаба. Его риторика по отношению к нашей республике и башкирам никак не отличается от риторики Петра Толстого. Тот же представитель института Марджани Искандер Измайлов, комментируя СМИ слова Петра Толстого, в обязательном порядке посчитал нужным отрицать этничность башкир. Ребята, вы постоянно пеняете на Москву, но при этом отказываетесь признавать наличие родственного, но все же другого башкирского народа. И это даже в этом конкретном случае.

Поэтому по данному высказыванию Петра Толстого я особенно не рефлексирую. Ляпнул, ну и все. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не забеременело.  

Арсен Нуриджанов, доктор социологических наук:

— Если взять социологию, то мы увидим, что 80% населения России осознает свою этническую идентичность. Татары считают, что они татары, башкиры — что они башкиры, и так далее. Что-то в Толстом переломилось, и он, не думая о последствии своих слов, заявил то, что заявил. Очевидно, он пытался подражать Владимиру Путину: Толстой высказался после выступления президента о видении русского мира. Однако с высказыванием Путина это не имеет ничего общего. 

Конечно, все мы за границей, то есть для стороннего мира — русские. Как политическая нация мы русские. Но внутри мы все разделены на национальные подгруппы. Этим всегда и была сильна наша страна. Люди с разной национальной и конфессиональной идентичностью за многовековую историю научились жить совместно, учитывая интересы друг друга, помогая друг другу, создавая единую общность страны. Никакой необходимости вешать слово «русские» на всех внутри страны, на мой взгляд, не возникает.

Если бы эти слова высказал не Толстой, а кто-то из оппозиции, то, думаю, правоохранительные органы сразу бы обратили внимание на возможное разжигание межнациональной розни. Кому-то можно говорить такое без оглядки, кому-то нет. Это тоже неправильно. Тем не менее в нынешних реалиях это высказывание достаточно тревожное, ведь оно прозвучало не от простого человека и на центральном телевидении. В такое напряженное время, когда все раздражены. 

Невольно вспоминаются слова из стихотворения Мустая Карима: «Не русский я, а россиянин». И у Пушкина, и у Ломоносова слово «россиянин» встречается. У нас в стране огромное количество разных людей. За границей они все русские, но внутри России каждый из них поддерживает свою национальную идентичность. Да, есть те, кто не знает своего национального языка, но даже это не мешает им идентифицировать себя по своему. В этом есть наше разнообразие, сила и культура.

Азамат Галин, общественный деятель, предприниматель, член Совета по правам человека при главе РБ:

— Я допускаю мысль, что, возможно, это связано с тем, что нас ожидает масштабное изменение, связанное с экономикой. Чтобы повысить бюджетную эффективность, снизить бюджетные траты и дать новый стимул экономике, возможно, нас ожидает территориальное перепланирование России. Я не исключаю такого сценария. 

Я считаю, что экономика первична. Качество жизни, зарплата — это важно. А какая вывеска висит над дверью — это вторично, точнее, не принципиально. Земля, дома и люди не исчезнут. Если уровень жизни будет достойный, сократят расходы на содержание ненужных чиновников и повысят эффективность бюджетных трат, я только за. 

Салават Хамидуллин, историк:

— Конституция РФ начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». И этим всё сказано. То есть каждый российский народ признан отдельной национальностью, а вся их совокупность составляет понятие «россияне», т. е. граждан России: россиянин-башкир, россиянин-татарин, россиянин-русский. Ведь могут иметь место иные комбинации, например, американец-русский. 

Таким образом, россиянин — это, в первую очередь, гражданство. Насколько мне известно, пока никто не собирается переписывать преамбулу к основному закону страны, поэтому высказывание Петра Толстого не только не имеет никакого смысла, но и противоречит Конституции. 

Чем оно вызвано, сказать трудно. Может быть, банальной скукой или желанием напомнить о себе. Тогда названный депутат добился своего: его цитирует вся страна.

Один президент — одна нация?

Напомним, что Татарстан — единственная республика в составе России, где в последние годы руководитель назывался «президентом». В декабре 2021 года Владимир Путин подписал закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», запрещающий главам регионов называться президентами. Несмотря на это, главу Татарстана в республике продолжали так официально называть.  

Процесс отказа от такого наименования высших региональных должностей в еще 2010 году запустил глава Чечни Рамзан Кадыров, который не захотел называться президентом и призвал коллег последовать его примеру. Вопрос о наименовании лидера республики поднимался неоднократно. В конце 2010 года Госдума приняла поправки, запрещающие руководителям субъектов федерации именоваться президентами. Однако в Татарстане смогли обойти эту норму, воспользовавшись тем, что тогда действовал договор о разграничении полномочий с федеральным центром.

В декабре прошлого года Госсовет РТ уступил требованию «Москвы» отказаться от должности президента во главе республики, но с условием – только когда Рустам Минниханов доработает текущий президентский срок. Планировалось, что лишь по итогам выборов 2025 года руководитель республики станет называться одновременно «главой» и «раисом». Такое «неидеальное» решение устроило и руководство Татарстана, которое предпочло не «противостоять федеральному центру». 

Однако в течение нескольких недель все было «переиграно», и Госсовет Татарстана отказался от «переходного периода» в переименовании должности президента. К слову, это произошло после того, как Владимир Путин встретился с Рустамом Миннихановым в московском Кремле. Уже 6 февраля 2023 года Рустам Минниханов официально стал раисом Республики Татарстан. 

Как объяснял нашему изданию кандидат исторических наук Александр Овчинников, Татарстан еще с середины 2000-х постепенно, шаг за шагом, несмотря на систематическое сопротивление, сдает свои позиции в символической сфере. Прежде всего, это касается истории. 

Переименование должности президента Татарстана происходило на фоне «разгромных» для идеологии «татаризма» итогов Всероссийской переписи населения 2020/21. За пределами республики численность тех, кого официальная Казань приписывает к «единой татарской нации», сократилась на 600 тысяч человек. Татарстан прилагал серьезные усилия для пропаганды татарской идентичности среди населения других регионов. Однако вне административного влияния башкирская, ногайская и другие идентичности оказались сильнее.  

Подробнее о судьбе региона после отказа от должности президента республики — читайте здесь.

Уважаемые читатели, а что вы думаете о подобных высказываниях?

  • Русофобия или неудачный дизайн? Эксперты дали оценку скандальной обложке журнала «Татарстан». 

  • «Когда теряешь власть, теряешь собственность»: историк из Татарстана – о судьбе региона после отказа от должности президента республики. 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное