пришлите новость

WhatsApp Telegram

Переписать историю? – ученые Башкирии ищут, как по-новому трактовать прошлое

15:48, 06 октября 2025

На конференции в уфимском вузе собрались историки со всей страны

Переписать историю? – ученые Башкирии ищут, как по-новому трактовать прошлое
Пруфы.рф

Башкирские ученые ищут новые пути анализа истории республики. Образы прошлого, сформированные в советское время, многими считаются уже устаревшими. Современные реалии требуют новых мыслей, поэтому Уфимский университет наук и технологий стал собирать в своих стенах ученых со всей страны.

Первая Всероссийская научная конференция «Башкортостан в евразийском пространстве», собравшая историков Башкирии, Оренбурга и Москвы, состоялась 2 октября в стенах УУНиТ. Организаторы заявляли, что необходимость в таком мероприятии также вызвана превращением Башкирии в «центр трансграничного сотрудничества в интересах Российской Федерации».

Один из учащихся УУНиТ рассказал, что на конференцию согнали студентов, среди которых оказался и он сам. О своих впечатлениях от увиденного от поведал нам. Далее – от первого лица.

«Хорошая картинка»

К месту проведения я подошел слишком рано, потому что пост с анонсом в интернете был написан слишком расплывчато. Не были указаны часы начала, ни программа конференции.

За полчаса до начала у двери в актовый зал стали скапливаться люди. Пришедшие в добровольно-принудительном порядке студенты слонялись из угла в угол и изнывали от скуки, а профессура кучковалась друг с другом и важно обсуждала проблемы написания национальной истории. Их энтузиазм обещал, что на пленарном заседании действительно прозвучат новые высказывания в науке.

Тут же стоял большой стенд с названием конференции и картой Евразии: Башкортостан отмечен посередине, а от него отходят красные стрелки в разные страны, включая Беларусь, Узбекистан, Иран или даже Северную Корею. Можно было подумать, что конференция будет иметь статус международной, но она оказалась лишь всероссийской.

Подошедший знакомый из организаторов сказал мне, что собрание действительно хотели расширить до мирового масштаба, но из-за бюрократии все осталось как есть – подавать заявление на такие мероприятия нужно за месяц до проведения, а оно и так переносилось с мая этого года на сей день. «Ну и слава богу», подумал я, вспомнив одну «международную» конференцию с моего первого курса. Там единственным гостем из-за рубежа была исследовательница из Грузии. Ну, еще имелась ученая из Санкт-Петербурга, на этом все.

Я попросил своего знакомого поделиться программой, которой я не нашел в открытом доступе. Когда я взглянул на нее, то моему негодованию не было предела – первый час целиком оказался отведен под концерт с национальными танцами от студентов. Пляски – это, конечно, хорошо, но к чему художественная самодеятельность на научном мероприятии? Знакомый пояснил: руководство института хочет сделать конференцию регулярной, а для нужного финансирования нужна «хорошая картинка».



Пруфы.рф


Евразийские мечты

После 40-минутного студенческого концерта (надо сказать, неплохого) наступило время пленарной части заседания. С пространными приветственными речами выступили организаторы, рассказавшие о важности этого мероприятия. Основной посыл можно сжать до реплики одного из важных гостей – председателя исполкома Всемирного курултая башкир Юлдаша Юсупова:

– Именно сейчас, в сложный период для нашей страны, когда мы действительно деремся за наши ценности, мы принимаем наши оформленные философские и исторические идеи, которые воплощаются в евразийстве. Именно через призму евразийства мы должны рассматривать нашу методологию, наши подходы.

Сейчас мы должны осмыслять наши ценности. События последних лет показали, что все зависит от них. Мы с вами живем с великими ценностями, которые формировались все эти века.

Здесь требуется немного контекста. Евразийство – это философское течение, появившееся в среде русской эмиграции в начале XX века. Осевшие в Европе белоэмигранты стали осмыслять опыт молодого советского государства, и со временем пришли к частичной апологии революции. По мнению евразийцев, в СССР стихийно реализовывался проект создания мощной державы с самобытной цивилизацией, что не относится духовно ни к Западу, ни к Востоку, а восходит чуть ли не к Монгольской империи. Это течение существует до сих пор, наиболее известной его фигурой сейчас является философ Александр Дугин.

Грубо говоря, Юлдаш Юсупов хочет поставить отечественную науку в зависимость от политики, для этого такие конференции и проводятся.

Новые подходы

Мое терпение было вознаграждено, когда наступила очередь выступлений профессуры. Начну с доктора исторических наук Булата Азнабаева и его доклада «К вопросу о методологии создания нового труда по истории Башкортостана».

Как отметил ученый, ранее труды по истории Башкирии писались в духе марксистко-ленинского формационного подхода, который «сводил все к классовой борьбе». Применение этого метода имело ряд серьезных последствий, ведь из-за него исследователи упускали сущность многих ключевых событий в нашей истории. В пример Азнабаев привел восстания башкир, которые в советское время рассматривали как антифеодальные выступления. Но ведь ими всегда руководила башкирская знать. Выходит, что антифеодальные восстания возглавляли сами феодалы?

Формационный подход стал уходить в прошлое вместе со смертью Советского Союза, но к какой-то альтернативе отечественные ученые так и не пришли. Зачастую в качестве замены предлагают так называемый цивилизационный подход, который акцентирует внимание не на общих тенденциях и этапах развития обществ, а на уникальности каждого. Азнабаев в эффективности такой методологии сомневается. По его оценке, с ее помощью, конечно, можно указать на специфику общества, но вот объяснить ее нельзя.

Наконец, в качестве «наиболее рабочего способа изучения прошлого» ученый предлагает свой вариант – историческую антропологию. Если кратко, то это метод, который дает возможность этносу говорить за себя, без навязывания посторонних идей и концепций.

Возвращаясь к башкирским восстаниям, Азнабаев замечает, что ранее историки не изучали позицию восставших по источникам башкирского происхождения. А вот если углубиться в них, то окажется, что башкиры воспринимали московского царя как хана Золотой Орды, и поэтому регулировали отношения с ним по монгольскому закону – Ясе. Яса подразумевала, что если правитель нарушает собственные законы, то любой подданный обязан выступать против него с оружием в руках. То есть, своей целью восставшие башкиры видели не свержение власти, а восстановление легитимного порядка, при котором их привилегии не нарушаются. 

Цифровая археология и «ленивые кочевники»

Кроме Азнабаева на пленарном заседании поучаствовало еще трое ученых.

Так, ведущий специалист научно-образовательного центра «Археология 2.0» Рамиль Насретдинов выступил с презентацией «Цифровой взгляд на археологический потенциал Евразийского пространства».

Он рассказал о том, что Башкирия – первый регион в Приволжском федеральном округе по количеству археологических памятников, всего их известно около 4,5 тысяч. Но, по самым скромным оценкам, мы знаем лишь о 10% памятников. Чтобы выявить остальной массив скрытого наследия прошлого, ученым нужно обратиться к достижениям современной техники. Как оказалось, башкирские археологи ими хорошо владеют.

В пример Насретдинов привел практику облета местности беспилотниками. Компьютерный анализ снимков с воздуха позволяет видеть то, что человеческий глаз бы никогда не заметил. Используя цифровые технологии, научные сотрудники выявляют очертания поселений древних людей даже под густым лесом или толщей воды. Таким образом в Баймакском районе была исследована территория площадью около 875 квадратных километров, и только на ней было найдено более 400 археологических памятников.

С интересом я слушал и оренбургского профессора Сергея Любичанковского, который выступил с докладом «Образ башкир в отчетах оренбургских гражданских губернаторов (1865-1880)».

По оценке ученого, губернаторские доклады являются ценным историческим источником, так как они представляют уникальный синтез объективных управленческих решений и субъективных данных. По ним можно исследовать эволюцию стереотипов о населении у представителей власти.

Так, в 60-х годах XIX века правительство видело в башкирах «непроизводящий элемент», который вел полукочевой образ жизни. «Ленивых» и «неспособных к эффективной хозяйственной деятельности» башкир власти противопоставляли «рациональным» русским крестьянам.

Но со временем башкиры стали оседать и заниматься земледелием, и через образ «адаптирующихся инородцев» власти в конце концов признали их полноправными участниками сельскохозяйственного производства. Тем не менее, успехи населения оренбургские губернаторы подавали как заслугу правительства, чем и объясняли необходимость продолжения государственного контроля.

Также в конференции поучаствовал гость из Москвы – руководитель Центра экономической истории и доктор исторических наук Виктор Кондрашин. Он презентовал ряд академических работ, изданных его Центром. Среди них был обобщающий труд по истории России в шести томах. Отдельно Кондрашин отметил в шеститомнике пару глав, полностью написанных учеными из Башкирии. 



Пруфы.рф


Борьба за иностранных студентов

Завершилась конференция выступлением директора Института истории и государственного управления (бывший исторический факультет БГУ – прим. ред.) Амины Уразовой. Она поведала о сотрудничестве в области образования и науки со странами Евразийского экономического союза.

Одной из главных тем доклада стали иностранные студенты, которых, как известно, в УУНиТ довольно много. По мнению Уразовой, образование и наука – это мягкая сила дипломатии страны, которая позволяет заводить с другими государствами дружественные отношения.

В пример директор института привела историю, случившуюся пару лет назад во время поездки делегации из УУНиТ в Иран. В местных университетах они слышали русскую речь, к ним подходили иранские преподаватели и свободно заговаривали с ними. «Мы в Иране или в Уфе?» – удивленно спрашивал ректор Вадим Захаров. Как оказалось, еще в 80-е годы будущие иранские ученые получали образование в Советском Союзе, благодаря чему сохранили доброжелательность к России.

– Иностранные студенты навсегда остаются дружественными к той стране, в которой они получают образование. Именно поэтому мы боремся за иностранных студентов, приветствуем их и создаем для них все условия – заключила Амина Уразова.

Подводя итоги…

Ядро конференции в виде выступлений профессоров было по-настоящему интересным. К сожалению, проводятся такие мероприятия с огромным количеством лишних движений. Слишком много пафоса, ненужных формальностей и ритуалистики ради отчетности. Взять хотя бы бедных студентов, которых забирают с пар и сгоняют в залы лишь для того, чтобы начальство увидело иллюзию массового присутствия.

Я верю, что научная сфера республики имеет огромный потенциал. Но этого невозможно представить без освобождения науки от всей бюрократии, что ее оплетает.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное