пришлите новость

История башкирских родов. Ельдяк

16:00, 12 октября 2018

Стенограмма передачи «История башкирских родов» на радио «Эхо Москвы» в Уфе». Выпуск 7 от 21 июля 2017 года. Род Ельдяк.

История башкирских родов. Ельдяк

Ведущий: Максим Курников (М.).

Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.).

М.: Здравствуйте, в эфире программа «История башкирских родов». У микрофона Максим Курников и директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин.

С.: Здравствуйте!

М.: Мы продолжаем разговор о башкирских родах. И как неоднократно было сказано, идем с Запада. Сегодня поговорим о роде Ельдяк.

С.: Да.

М.: Давайте традиционно скажем о территории, на которой жил род Ельдяк.

С.: Род Ельдяк занимает северо-запад исторического Башкортостана, значительную часть Дюртюлинского района, г. Дюртюли стоит на ельдякских вотчинных землях, значительную часть Бураевского района, восточную часть Илишевского района, небольшую часть Чекмагушевского района.

eldyak1.jpg

eldyak2.jpg

Происхождение рода очень интересное. В свое время наш патриарх этнографической науки Раиль Гумерович Кузеев пытался определить, что означает слово «Ельдяк», откуда они. На основе анализа тамг он пришел к выводу, что они откочевавшиеся кипчаки, переселившиеся в Средние века с юга исторической Башкирии на северо-запад.

М.: Что это за анализ? Расскажите.

С.: Тамги оказались такими же, как у кипчаков. Тамги – это тавро, знак собственности, который ставили тюркские, а до этого иранские, древние скифо-сарматские народы. Тамги оказались такими же, как у башкирских родов Сарыш-Кыпчак, Кара- Кыпчак и Ак-Кыпчак, что с юга Башкирии. Я говорю, что тамги – это аргумент, но, на мой взгляд, не всегда убедительный.

М.: Во-первых, эта идея, скажем дизайн, не могла не повториться у одних и у других. Во-вторых, кому-то могло понравиться изображение, и его заимствовали.

С.: Конечно, допустим, кружок с палочкой всегда универсальная графическая фигура, которую каждый легко может переписать. Но здесь более веский аргумент. Дело в том, что в Половецком поле (то, что мы называем Дешт-и-Кипчаком или просто собирательно кипчаками) в русских летописях фиксируются племя с похожим названием. У нас Ельдяк, а там Елтук. И по родовой номенклатуре мы находим соответствие. Как это было раньше: родоплеменное название привязывали к имени какого-то человека, то есть происходит мифологизация. Допустим, у поляков и чехов есть легенда, что сначала был Лех и его родной брат Чех, и от них пошли поляки и чехи. У ельдяковцев тоже есть такая легенда. Был некий Ельдяк-тархан, который переселился сюда в первой половине XVI века и поступил на службу Казанскому ханству.

С происхождением более или менее разобрались – ученые склоняются к мысли, что они ушли от кипчаков. Хотя по своим генетическим параметрам они отличаются от кипчаков – у них гаплогруппа I2. У кипчаков в основном гаплогруппа R1A. Но надо понимать, что кипчаки – это собирательное название. К сожалению, у ельдяков не сохранилось мощного шежере, которое отражало бы все этапы их истории, вплоть до присоединения к Российскому государству. Я уверен, что оно было. Но поскольку они жили на северо-западе, где давно уже отошли от всаднического образа жизни, люди утратили шежере. Дело в том, что шежере – это такая вещь, которая сохранилась у кочевников и этнических групп, которые вели всаднический военный образ жизни. Это был юридический документ, доказывающий происхождение, право собственности, право власти.

М.: Бура-ельдяк – тот же род, его подразделение. Или это отдельный род?

С.: Это просто подразделение. Кстати, отсюда и название Бураевского района и села Бураево. Бураево – это самое крупное ельдякское село. На гербе района нарисованы волк и четыре тамги четырех башкирских родов, которые проживают на территории Бураевского района. Одна из тамг принадлежит роду Ельдяк.

М.: Говоря об экономике этого рода. Что известно об этом начиная со Средних веков и до начала XX века?

С.: По источникам, которые у нас есть, а это 30-е годы XVII века, народ был военного всаднического характера. Они до 1637 года не присягали московскому царю и поддерживали кучумовичей, вместе с ними ходили в Сибири, воевали. Устав от войн, вернулись на родину. Сохранился документ, в котором они просили вернуть принадлежавшие им земли, которые за время их отсутствия начали занимать другие рода.

Удивительная вещь. Они говорят: «По реке Белой верните нам песок такой-то, поскольку мы ловим рыбу». По данному документу видим, что это район города Дюртюли – там огромные песчаные пляжи и, наверное, было удобное место для рыболовства.

И здесь мы понимаем, что рыболовство было важнейшим промыслом, в отличие от других башкирских родов.

В XIX веке они активно занимались земледелием. Если вы приедете в Бураево, вам покажут сохранившийся дом местной знаменитости Шарафи Хамидова (Шарафи-бая). У него было несколько хлебных пристаней, он выращивал хлеб и на баржах куда-то возил. Даже такую байку рассказывают: когда коммунисты пришли ликвидировать его хлеб, он несколько барж потопил. А когда ушли красные, каким-то образом отвязал грузила, и эти баржи всплыли, а муке ничего не было.

М.: Есть ли другие версии происхождения этого этнонима. Как оно переводится?

С.: Никак не переводится. Единственное понятно, что это, возможно, древний антропоним с частицей «дяк», как, например, Буз-дяк. Буздяк Ишембетов – имя старшины рода Канглы. И здесь – Ель-дяк.

Я хотел бы коснуться знаменитых людей рода Ельдяк. В 17-м году, когда была провозглашена Башкирская автономия (пока в пределах Малой Башкирии), южная и юго-восточная часть Башкортостана, северо-западные территории в нее не входили. И в 18-м году самопровозгласился Бураевский кантон: люди подняли восстание против Советской власти и объявили себя частью Башкирской республики. Можно сказать, они были застрельщиками присоединения Уфимской губернии к Малой Башкирии.

Сейчас существует расхожее мнение, что большевики присоединили Уфимскую губернию к Малой Башкирии и что это не надо было делать. Это не соответствует действительности – было организовано мощное движение башкир Уфимской губернии с требованием присоединиться к Малой Башкирии. Вспыхнувшее в 20-м году «Вилочное восстание» (восстание «Черный орел») против большевиков шло под лозунгом о присоединении.

Руководителем этого движения был как раз Шарафи Хамидов, хлебный магнат. В 20-е года он эмигрировал сначала в Китай, потом в Турцию. Его потомки часто приезжают в Бураево, не теряют связей.

Самый знаменитый ельдяковец – воин, летчик-штурмовик Муса Гареев, дважды Герой Советского Союза. Таких нет в Урало-Поволжском регионе. Он из деревни Илякшиде Илишевского района РБ.

musa_gareev.jpg

Муса Гареев

Из современных можно назвать нашего премьер-министра Рустэма Хабибовича Марданова. Он из деревни Назитамак Дюртюлинского района. В книге мы приводим метрическую книгу о рождении его деда Мардана Абдуллина, основоположника их фамилии.

М.: Первые документы – это первая половина XVII века? Значит, скорее всего, это те самые грамоты.

С.: Нет, не грамоты. Их-то как раз не нашли. Это челобитные царю. Они пишут, что на их земли приходят чужие люди и т. д. Грамоты, естественно, были. Присоединение к Российскому государству шло так: каждый род сепаратно заключал договор и получал грамоту об этом. При каждом новом царе грамоты обновлялись.

М.: Это были типовые грамоты или с каждым по-разному договаривались?

С.: Башкирами ведал Посольский приказ. Понимаете, да? То есть их воспринимали как иностранцев, в отличие от того же Казанского царства, которых считали холопами. Это начало XVII века. Дьяки сидели в приказе, поднимали заново эти грамоты и каждый раз при подписании проводили сверку, учитывали их действия в последнее время. Отношение к каждому роду складывалось в зависимости от их поступков. Не было типового отношения. С некоторыми зауральскими башкирами, например, вообще ничего не было заключено из-за их связей с кучумовичами. В результате они, конечно, заключили договор, но позднее.

М.: Было ли у башкир в те века внутриродовое деление?

С.: Этот вопрос изучал доктор исторических наук Булат Ахмерович Азнабаев. Тут все очень сложно. Например, как звали главу рода? Старшины-то появились уже во второй половине XVIII века. В туземных местных источниках мы видим, что глав улусов, волостей называли «ага». Внутри было еще деление, например на дуваны. Кто это такие? У казаков есть выражение «дуван дуванить» – делить награбленное. То есть дуваны во всех кочевых обществах занимались хозяйственной деятельностью. Было духовенство. Было деление.

М.: А территориально? Аймак, что это?

С.: Они всегда были: аймак, иляу, улус, иль. Это все синонимы.

М.: А в грамотах они зафиксированы? И под каким названием?

С.: В местных в основном «иляу», в русских – «волость».

М.: Когда это стало Оренбургской губернией, Рычков все это постарался зафиксировать.

С.: Да, он сделал большую работу в своей «Топографии». Однако кое-что упустил, но это не его вина. Территория-то большая была.

М.: Подведем резюме. Насколько это большой род?

С.: Довольно-таки большой. Сыграл свою роль. Особенно в 20-е годы отличился. Самый известный представитель рода Ельдяк – Муса Гареев.

М.: Спасибо. С нами был директор центра «Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин. До свидания!

С.: До свидания!

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное