Ведущий: Максим Курников (М.).
Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.).
М.: Здравствуйте, в эфире программа «История башкирских родов». У микрофона Максим Курников и директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин.
С.: Здравствуйте!
М.: Мы продолжаем разговор о башкирских родах. И как неоднократно было сказано, идем с Запада. Сегодня поговорим о роде Ельдяк.
С.: Да.
М.: Давайте традиционно скажем о территории, на которой жил род Ельдяк.
С.: Род Ельдяк занимает северо-запад исторического Башкортостана, значительную часть Дюртюлинского района, г. Дюртюли стоит на ельдякских вотчинных землях, значительную часть Бураевского района, восточную часть Илишевского района, небольшую часть Чекмагушевского района.
Происхождение рода очень интересное. В свое время наш патриарх этнографической науки Раиль Гумерович Кузеев пытался определить, что означает слово «Ельдяк», откуда они. На основе анализа тамг он пришел к выводу, что они откочевавшиеся кипчаки, переселившиеся в Средние века с юга исторической Башкирии на северо-запад.
М.: Что это за анализ? Расскажите.
С.: Тамги оказались такими же, как у кипчаков. Тамги – это тавро, знак собственности, который ставили тюркские, а до этого иранские, древние скифо-сарматские народы. Тамги оказались такими же, как у башкирских родов Сарыш-Кыпчак, Кара- Кыпчак и Ак-Кыпчак, что с юга Башкирии. Я говорю, что тамги – это аргумент, но, на мой взгляд, не всегда убедительный.
М.: Во-первых, эта идея, скажем дизайн, не могла не повториться у одних и у других. Во-вторых, кому-то могло понравиться изображение, и его заимствовали.
С.: Конечно, допустим, кружок с палочкой всегда универсальная графическая фигура, которую каждый легко может переписать. Но здесь более веский аргумент. Дело в том, что в Половецком поле (то, что мы называем Дешт-и-Кипчаком или просто собирательно кипчаками) в русских летописях фиксируются племя с похожим названием. У нас Ельдяк, а там Елтук. И по родовой номенклатуре мы находим соответствие. Как это было раньше: родоплеменное название привязывали к имени какого-то человека, то есть происходит мифологизация. Допустим, у поляков и чехов есть легенда, что сначала был Лех и его родной брат Чех, и от них пошли поляки и чехи. У ельдяковцев тоже есть такая легенда. Был некий Ельдяк-тархан, который переселился сюда в первой половине XVI века и поступил на службу Казанскому ханству.
С происхождением более или менее разобрались – ученые склоняются к мысли, что они ушли от кипчаков. Хотя по своим генетическим параметрам они отличаются от кипчаков – у них гаплогруппа I2. У кипчаков в основном гаплогруппа R1A. Но надо понимать, что кипчаки – это собирательное название. К сожалению, у ельдяков не сохранилось мощного шежере, которое отражало бы все этапы их истории, вплоть до присоединения к Российскому государству. Я уверен, что оно было. Но поскольку они жили на северо-западе, где давно уже отошли от всаднического образа жизни, люди утратили шежере. Дело в том, что шежере – это такая вещь, которая сохранилась у кочевников и этнических групп, которые вели всаднический военный образ жизни. Это был юридический документ, доказывающий происхождение, право собственности, право власти.
М.: Бура-ельдяк – тот же род, его подразделение. Или это отдельный род?
С.: Это просто подразделение. Кстати, отсюда и название Бураевского района и села Бураево. Бураево – это самое крупное ельдякское село. На гербе района нарисованы волк и четыре тамги четырех башкирских родов, которые проживают на территории Бураевского района. Одна из тамг принадлежит роду Ельдяк.
М.: Говоря об экономике этого рода. Что известно об этом начиная со Средних веков и до начала XX века?
С.: По источникам, которые у нас есть, а это 30-е годы XVII века, народ был военного всаднического характера. Они до 1637 года не присягали московскому царю и поддерживали кучумовичей, вместе с ними ходили в Сибири, воевали. Устав от войн, вернулись на родину. Сохранился документ, в котором они просили вернуть принадлежавшие им земли, которые за время их отсутствия начали занимать другие рода.
Удивительная вещь. Они говорят: «По реке Белой верните нам песок такой-то, поскольку мы ловим рыбу». По данному документу видим, что это район города Дюртюли – там огромные песчаные пляжи и, наверное, было удобное место для рыболовства.
И здесь мы понимаем, что рыболовство было важнейшим промыслом, в отличие от других башкирских родов.
В XIX веке они активно занимались земледелием. Если вы приедете в Бураево, вам покажут сохранившийся дом местной знаменитости Шарафи Хамидова (Шарафи-бая). У него было несколько хлебных пристаней, он выращивал хлеб и на баржах куда-то возил. Даже такую байку рассказывают: когда коммунисты пришли ликвидировать его хлеб, он несколько барж потопил. А когда ушли красные, каким-то образом отвязал грузила, и эти баржи всплыли, а муке ничего не было.
М.: Есть ли другие версии происхождения этого этнонима. Как оно переводится?
С.: Никак не переводится. Единственное понятно, что это, возможно, древний антропоним с частицей «дяк», как, например, Буз-дяк. Буздяк Ишембетов – имя старшины рода Канглы. И здесь – Ель-дяк.
Я хотел бы коснуться знаменитых людей рода Ельдяк. В 17-м году, когда была провозглашена Башкирская автономия (пока в пределах Малой Башкирии), южная и юго-восточная часть Башкортостана, северо-западные территории в нее не входили. И в 18-м году самопровозгласился Бураевский кантон: люди подняли восстание против Советской власти и объявили себя частью Башкирской республики. Можно сказать, они были застрельщиками присоединения Уфимской губернии к Малой Башкирии.
Сейчас существует расхожее мнение, что большевики присоединили Уфимскую губернию к Малой Башкирии и что это не надо было делать. Это не соответствует действительности – было организовано мощное движение башкир Уфимской губернии с требованием присоединиться к Малой Башкирии. Вспыхнувшее в 20-м году «Вилочное восстание» (восстание «Черный орел») против большевиков шло под лозунгом о присоединении.
Руководителем этого движения был как раз Шарафи Хамидов, хлебный магнат. В 20-е года он эмигрировал сначала в Китай, потом в Турцию. Его потомки часто приезжают в Бураево, не теряют связей.
Самый знаменитый ельдяковец – воин, летчик-штурмовик Муса Гареев, дважды Герой Советского Союза. Таких нет в Урало-Поволжском регионе. Он из деревни Илякшиде Илишевского района РБ.
Муса Гареев
Из современных можно назвать нашего премьер-министра Рустэма Хабибовича Марданова. Он из деревни Назитамак Дюртюлинского района. В книге мы приводим метрическую книгу о рождении его деда Мардана Абдуллина, основоположника их фамилии.
М.: Первые документы – это первая половина XVII века? Значит, скорее всего, это те самые грамоты.
С.: Нет, не грамоты. Их-то как раз не нашли. Это челобитные царю. Они пишут, что на их земли приходят чужие люди и т. д. Грамоты, естественно, были. Присоединение к Российскому государству шло так: каждый род сепаратно заключал договор и получал грамоту об этом. При каждом новом царе грамоты обновлялись.
М.: Это были типовые грамоты или с каждым по-разному договаривались?
С.: Башкирами ведал Посольский приказ. Понимаете, да? То есть их воспринимали как иностранцев, в отличие от того же Казанского царства, которых считали холопами. Это начало XVII века. Дьяки сидели в приказе, поднимали заново эти грамоты и каждый раз при подписании проводили сверку, учитывали их действия в последнее время. Отношение к каждому роду складывалось в зависимости от их поступков. Не было типового отношения. С некоторыми зауральскими башкирами, например, вообще ничего не было заключено из-за их связей с кучумовичами. В результате они, конечно, заключили договор, но позднее.
М.: Было ли у башкир в те века внутриродовое деление?
С.: Этот вопрос изучал доктор исторических наук Булат Ахмерович Азнабаев. Тут все очень сложно. Например, как звали главу рода? Старшины-то появились уже во второй половине XVIII века. В туземных местных источниках мы видим, что глав улусов, волостей называли «ага». Внутри было еще деление, например на дуваны. Кто это такие? У казаков есть выражение «дуван дуванить» – делить награбленное. То есть дуваны во всех кочевых обществах занимались хозяйственной деятельностью. Было духовенство. Было деление.
М.: А территориально? Аймак, что это?
С.: Они всегда были: аймак, иляу, улус, иль. Это все синонимы.
М.: А в грамотах они зафиксированы? И под каким названием?
С.: В местных в основном «иляу», в русских – «волость».
М.: Когда это стало Оренбургской губернией, Рычков все это постарался зафиксировать.
С.: Да, он сделал большую работу в своей «Топографии». Однако кое-что упустил, но это не его вина. Территория-то большая была.
М.: Подведем резюме. Насколько это большой род?
С.: Довольно-таки большой. Сыграл свою роль. Особенно в 20-е годы отличился. Самый известный представитель рода Ельдяк – Муса Гареев.
М.: Спасибо. С нами был директор центра «Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин. До свидания!
С.: До свидания!