пришлите новость

WhatsApp Telegram

УФАС усмотрело нарушения в документах о похоронном деле в Уфе

17:08, 18 декабря 2020

Продолжаем исследование рынка похоронных услуг в Башкирии

Опрашиваясь в одной из районных прокуратур Уфы по кляузе бывшего то ли полицейского, то ли телеведущего, случайно услышал интересный разговор. Сотрудники прокуратуры вынуждены отвечать на жалобы вокруг организации похоронного дела на городских кладбищах.

В прошлой своей публикации на данную тему, мы отмечали, что сырой характер принятого сразу в трех чтениях законопроекта, неизбежно породит новые проблемы. Судя по тому, что далеко не все представители надзорного ведомства еще читали изменения в КоАП РБ, наши прогнозы сбываются. Есть и реакция участников похоронных услуг. Мягко говоря, они в недоумении. Что вызывает это недоумение мы обсудили с Владимиром Наумкиным.



 

Без учета специфики

- Меня так же удивила неподготовленность или незнание предмета в речах главного законодателя нашей республики Константина Толкачева. В принятых поправках совсем не раскрывается понятийный аппарат, что сразу порождает проблемы. «Нарушение правил содержания мест погребения» - якобы установленных местными правовыми актами. На самом деле нет никаких четких и единых правил. Далее. За одной могилой ухаживают, за второй рядом, допустим, тоже родственники следят. А вот дорожка между ними уже «ничья». Трава с нее идет на могилы. С кого спросить. Таких нюансов и мелочей может быть десятки.

А теперь не о мелочах. У нас не учтено и не зарегистрировано большое количество захоронений. Например, в 1976 году сгорел архив по Сергиевскому кладбищу. Человек там ухаживает за могилой отца, но формально она не учтена. Теперь что, штраф ему?

- Владимир Васильевич, республика многоконфессиональная. У части мусульман вообще не принято ухаживать за захоронениями. Будут штрафовать потомков?

- По формулировке вроде как да. По реализации непонятно. Я понимаю, что сейчас напротив многие мусульмане тоже ухаживают за могилами. Но раньше чаще говорили, что не надо ухаживать, чтобы шайтан не нашел тело. На самом деле, это тоже глобальная проблема. По федеральному стандарту прописаны кладбища военные, мемореальные и вероисповедальные. Но в той же Уфе реализации по вероисповедальным кладбищам нет. Есть деление на христианскую часть и мусульманскую, но нет разных стандартов по содержанию. Таким образом, принятые законодательные изменения носят общий, а не конкретный характер, что породит возможности для злоупотреблений.

- В прошлый раз я привел пример того, как люди часто увозят усопших хоронить в районы. Мне сложно представить себе в 60 км от райцентра наличие специализированной службы.

Около 3,5 тыс. человек в год хоронят в районах республики. Там часто не то, что специализированных служб, там иногда вообще нет формальных кладбищ. Люди традиционно веками хоронили в какой-то точке. Пока из райцентра приедут представители специализированной службы, выберут место, откопают могилу, то пройдет очень много времени. Лето, жара, а тело и так везли всю ночь из Уфы. Это реально выглядит как абсурд и издевательство. Вы также правильно отметили, что соблюдение всей буквы приведет к тому, что родственники или соседи не смогут самостоятельно похоронить усопшего, их можно будет оштрафовать.

Со всей очевидностью закон писался под Уфу и города республики. Его лоббистам неинтересны похороны на селе. Но даже тут беда. Комбинат спецобслуживания работает и принимает заявки до 16 часов. После этого никто у вас заявку не примет и могилу не подберет. Все это начнется только на следующий день. Формально по федеральному закону родственники сами могут выкопать могилу, в реальности же вам никто вам этого не позволит в Уфе. А теперь они это еще закрепляют в республиканском законодательстве.

- Я кстати, не могу понять термина «незаконные захоронения». Толкачев и Ишмухаметов что-то про них вещали.

- Не могут быть могилы на кладбище быть незаконными погребениями. Погребение и есть погребение. Незаконным может быть сам процесс копки ямы как деятельность. Но теперь, повторюсь, вроде бы разрешенная ФЗ самостоятельная копка силами родственников, у нас станет незаконной.

 

Сам себе контролер

- Общаясь с вашими коллегами, побывав на городских кладбищах и узнав манеру работы КСО господина Кинзикеева, у меня сложилось впечатление, что это учреждение ведет неконкурентную борьбу. Не всегда она чистая и далеко не в пользу потребителя. Введение терминов «уполномоченный орган местного самоуправления» или «специализированная служба» словно сделаны под КСО.

- Так и есть. Ирония в том, что, по-моему, в 2014 году Кинзикеев, когда еще занимался частным похоронным бизнесом, то судился с КСО. То ли от имени какой-то ассоциации, то ли от имени «Опоры России» он через суд доказывал, что монополии муниципальной организации не должно быть. Что у всех участников рынка должны быть равные права. Теперь он вышел из этого бизнеса, стал чиновником и гнет уже обратную линию. Да и бог с ним. Само же КСО часто выступает нарушителем. Теперь они что, сами на себя штрафы будут накладывать или сами себе разрешения выдавать? По букве нормы выделение земли в Уфе под захоронение – это полномочие одной муниципальной организации, а захоронение другой, то есть КСО. Но вы сами видели, что все вопросы сконцентрированы в руках сотрудников КСО.

Про ведение двух журналов и различную отчетность вы также сами все снимали на видео. Но это только часть. Официально устроенных сотрудников комбината немного, большая часть из них сидит в конторах (среднесписочную численность сотрудников КСО по открытым данным найти не удалось – прим. ред.). Копщиков вообще единицы. В итоге нанимаются люди со стороны, хотя должны быть аттестованные сотрудники. Нетрудно представить сколько средств проходит живым черным налом и нигде не фиксируется. Поэтому это история не только про монополию, но про огромные наличные деньги.

- Многие частные игроки смирились и встроились в правила игры от КСО.

- Да. КСО на самом деле не может монопольно проглотить весь этот кусок. Им проще навязать свои правила игры и иметь долю с каждого частного игрока. Те, кто согласился на работу в таком режиме, когда их стригут, не понимают, что условия для них завтра будут все жестче и жестче. 

В конечном итоге пострадавшими будут потребители.

- Похоронное дело регулируется целым комплексом федеральных и региональных законов, стандартами и муниципальными актами. Очевидно, что очень много противоречий и коллизий. Нам известно, что есть много вопросов и у УФАС по РБ. Как реагируют надзорные органы?

- Без деталей мне известно, что антимонопольная служба в адрес Администрации Уфы направило предписание о недопустимости нарушения законодательства в области конкуренции. МБУ КСО не должно быть одновременно игроком на этом рынке, то есть хозяйствующим субъектом и регулятором-администратором этой же сферы. Теперь же слово за Прокуратурой РБ. Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства Дамир Мухаметшин вроде в курсе. Но станет ли надзорное ведомство вносить свои замечание Госсобрания РБ, пока неясно.

…Таким образом, деятельность по организации похоронного дела и ведения общественными кладбищами, деятельность в области архивного дела, в том числе по оформлению документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений хранение книги регистрации захоронений и т.д.,) осуществляется органами местного самоуправления, и соответствующие функции органов местного самоуправления не могут быть переданы какому-либо хозяйствующему субъекту…

…Таким образом, в действиях Администрации по утверждению указанных выше пунктов Регламента и Устава содержатся признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции…, - говорится в предписании антимонопольного ведомства.

 

Ангелов не бывает

 

Заканчиваем беседу с Владимиром Наумкиным и его коллегой Василием на Тимашевском кладбище. Интересуемся спецификой захоронения умерших от коронавируса. 

- Теперь уже нет никакой специфики. Что-то такое было первую волну. При этом пик был в июле, хотя официальная статистика показывала спад. У нас вопрос технического порядка. Эти мешки в которых хороним и сейчас не разлагаются. По закону через 25 лет на месте старой могилы можно копать новую, вроде как тело разложиться должно. Но в этих мешках тела не будут разлагаться, он «поплывут». Тут вопрос не только в глумлении над останками, когда будут копать новые могилы, но и в том, что никто не знает, что будет через 25 лет с вирусом, - отвечает Василий.

Напоследок мы задаем обывательский вопрос. Ангелов на рынке похоронных услуг нет. Просто потребителя пытаются обмануть или навязать услуги как частники, так и муниципалы. Что делать простым потребителям?

- Кем бы ты ни был, но смерть близкого человека всегда шок и стресс. Можно заранее готовиться, но мало чем поможет в такой ситуации. Самый простой и надежный способ избежать ненужных трат, проблем и потери времени – это наличие или «назначение» в семье здравомыслящего человека, который возьмет на себя роль некого администратора. Он возьмет на себя роль распределителя задач в семье, будет контактировать со службами. Оставаться хладнокровными всем членам семьи невозможно. Поэтому постарайтесь найти одного такого человека.   

 



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное