Верховный суд России запретил чиновникам судиться с гражданами, если те обратились на них с жалобами в вышестоящие органы. Поводом для такого решения стал один из прецедентов. Управляющая компания подала иск в суд к жильцу одного из домов о защите деловой репутации. В иске речь шла о том, что ответчик обратился к губернатору края и в прокуратуру края с заявлением, в котором «содержались не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию» истца. Истец просил суд признать жалобу порочащей деловую репутацию. Районный суд отказал Управляющей компании в иске, но в апелляционной инстанции жалоба ответчика была признана «не соответствующей действительности» и порочащей деловую репутацию истца. Ответчик обратился в Верховный суд, который отменил определение суда апелляционной инстанции и велел пересмотреть дело. Суд разъяснил, что если гражданин обращается в госорганы с заявлением, но эти сведения проверкой не подтверждаются, то это реализация гражданином конституционного права на обращение в органы. В случае, когда гражданин обращается в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением, в котором приводит какие-то сведения, но эти сведения не подтверждаются проверкой, то это обстоятельство не может служить основанием для привлечения человека к гражданско-правовой ответственности. Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в органы было сделано только для того, чтобы причинить вред, что является злоупотреблением правом.