Сегодня начал свою работу первый форум активных граждан «Живая Уфа», на котором эксперты и практики со всей России предлагают инициативы по развитию города. Специалисты, городская администрация, предприниматели, журналисты и просто неравнодушные уфимцы обсудят все проблемы, которые есть у города, и продумают пути их решения. Организаторы заявили о прибытии в Уфу более 300 спикеров и урбанистов Национальной инициативы «Живые города». Среди экспертов «Живых городов» – режиссер Эмир Кустурица и известный блогер Илья Варламов. С приветственной речью должен был выступить Ирек Ялалов, однако мэр города на открытие форума не приехал. «Мэр планировал, но вызвали на важное совещание», – объяснил нам один из организаторов форума, подчеркнув, что, возможно, Ялалов прибудет на второй день. Александр Старков, руководитель исполнительного комитета Национальной инициативы «Живые города» и руководитель культурного агентства «КультProСвет» (Ижевск) По словам директора Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук Дамира Гайнанова, идеи, рожденные в ходе обсуждений на форуме, лягут в основу Стратегии социально-экономического развития Уфы. Он выделил основные городские проблемы в этой сфере: устойчивое снижение числа занятых в экономике. Этот показатель упал на 14,5% по сравнению с 2008 годом; снижение доли инновационной продукции с 5 до 2,9%; зависимость экономики от нефтегазового сектора. Производство нефтепродуктов составляет 60% от всей собственной продукции в экономике Уфы; спад инвестиций в город на 19,3%; непроработанность имиджа Уфы. Артур Рахметов, куратор проекта и форума «Живая Уфа» Особое опасение вызывают и проблемы Уфы в социальной сфере: спад рождаемости на 21%. По словам Гайнанова, эксперты прогнозируют сильное понижение рождаемости в Башкортостане к 2030 году; сокращение количества женщин в детородном возрасте на 4,4%; увеличение количества выпускников школ, уезжающих учиться в другие регионы; нехватка сотрудников в медицинских учреждениях города. 8 цугцвангов Хамитова у власти: «Чемодан. Вокзал. Башкирия» Изношенные сети, предаварийные мосты и устаревший транспорт Не осталось без внимания состояние городского хозяйства. Дамир Гайнанов выделил: износ коммунальных сетей: водоснабжение – 62,5%, водоотведение – 70%, теплоснабжение – 40%; износ общественного транспорта: автобусы – 57,7%, трамваи – 97,1%, троллейбусы – 85,6%; плохое состояние мостов: состояние 5 из 13 городских мостов и 9 из 33 путепроводов оценивается как «неудовлетворительное» и «предаварийное»; недостаток парковочных мест в городе; сужение возможностей для отдыха уфимцев в черте города; большие различия во внешнем оформлении Уфы по сравнению с другими городами-миллионниками. Сергей Журавлев, член градостроительного совета Фонда «Сколково», член общественного совета при Минстрое РФ Городское пространство в Уфе, впрочем, тоже оставляет желать лучшего. Что имеет на данный момент город: нехватку мостов, отсутствие удобных пересадочных узлов на железнодорожных станциях и полноценных магистралей; неблагоустроенные дворы и придомовые территории; старый растительный фонд и неравномерное распределение зеленых насаждений. «Проблема с вашей содовой компанией уникальна» Одним из приглашенных экспертов стала Елена Горохова – директор движения ЭКА, управляющий партнер Зеленого агентства «Велес». Основанное в 2010 году движение ЭКА активно занималось лесовосстановлением: всего за пять лет активисты посадили 10 млн деревьев в 47 регионах России, в том числе Башкортостане. – Тема экологии в Уфе всегда актуальна. В городе и пригороде есть действующая промышленность, свалочные полигоны. Раздельный сбор мусора – редкость и кажущаяся недосягаемость. Экологам есть что решить на форуме. Если ты неравнодушен к экологической ситуации в Уфе, Башкортостане, мире, то тебе важно быть на форуме, – писала Елена Горохова незадолго до форума. На мастер-классе «Город как экосистема» эксперт совместно со слушателями выделила главные проблемы Уфы: выбросы предприятий в атмосферу, выхлопные газы, загрязнения отходами производства земли и водоемов; отсутствие ливневой канализации, из-за чего после каждого сильного дождя уфимские дороги больше напоминают реки; городскую пыль и грязь на дорогах и тротуарах; разрастание территории кладбищ и отсутствие крематория; переполненные полигоны ТКО и несанкционированные свалки; отсутствие экокультуры; выдавливание городской застройкой лесного массива; непрозрачную систему мониторинга окружающей среды. «Главный загрязнитель воздуха – автомобиль». Рустэм Хамитов пристыдил владельцев джипов Представители Минэкологии РБ подчеркнули, что на данный момент в городе работают только 9 станций мониторинга атмосферного воздуха (вместо 21 положенных). – Мы не знаем, где живем и чем дышим, данные все скрыты от простых горожан, – заметила Елена Горохова. Начальник организационно-аналитического отдела Минэкологии РБ Ринат Фаткуллин рассказал, что с 2019 года на каждой выхлопной трубе должны располагаться датчики, а данные будут в открытом доступе. – Удивительно, что вы не назвали проблему с шиханами и БСК. Все, что было перечислено, называется практически в каждом городе России. Во всех регионах экологические проблемы, как правило, одинаковые. Но проблема с вашей содовой компанией уникальна, и она беспокоит не только Башкортостан. Я сама готова отказаться от соды, лишь бы не трогали памятники природы, – заявила Елена Горохова Она привела пример зарубежных стран, где есть моногорода, которые были вынуждены отказаться от своих производств и сумели перестроить экономику без ущерба для населения. По ее мнению, есть очень много идей и путей решения данной проблемы, и опыт западных стран это подтверждает. «Священная земля и культ горы»: рассказываем, почему Торатау значим для Башкортостана и его жителей В заключительный день форума будет разработана Хартия, в которую войдут все предложения и проекты. Организаторы уверены, что простые жители, бизнес, власть разных уровней смогут совместными усилиями улучшить Уфу и разработать единую стратегию ее развития. Как и другие российские города, башкирская столица должна утвердить стратегию до января 2019 года.