Еще в середине 19 века инженер Кошин предложил построить в Уфе электрический трамвай. Тогда вопрос даже рассматривался в местной думе. Но только в 1936–1937 годах были запущены первые линии на улице Зенцова (ныне Ленина – прим. ред.) С этого времени и началось торжественное шествие линий по всей Уфе. Сначала до проспекта Октября, а потом и до Черниковки. Трамвайные рельсы стальными сетями объединили промышленный город. Фото: vk.com – По этому маршруту на Ленина ездил еще мой отец, – говорит Римма, жительница города. – Он родился в Уфе в 1941 году. По его рассказам, первое трамвайное кольцо было там, где сейчас находится Гостиный двор. После перестройки электротранспорт резко потерял свою популярность. Из-за закрытия крупных предприятий, куда ежедневно отправлялось большое количество работников, рельсы стали не нужны. Они мешали автомобилям, а пассажиры предпочли пересесть в новомодные маршрутки. Трамвайные линии стали осыпаться, будто ветки с дерева. Самый известный случай – разборка рельсов на проспекте Октября. – Трамваи хотят убрать совсем, – пишут сегодня разгневанные жители города в соцсетях. – Вместо того чтобы развивать городской электротранспорт, наши улицы уродуют асфальтовыми многополосками. Для трамваев оставили самые окраинные улицы. А теперь и оттуда их убирают. Это очень печально. Фото: i.ytimg.com Попытка решить проблему или похоронить? – Электротранспорт не самоокупается, – признает руководство МУЭТ. Возможно, это связано и с тем, что электротранспорт – основной перевозчик льготников. – Мы единственный вид транспорта, который перевозит школьников и студентов по льготным ценам – 10 и 13 рублей. Только сумма недополученных МУЭТ доходов за период 2010–2017 годов включительно, в связи с оказанием услуг отдельной категории граждан по единым социальным тарифам, составляет 229 млн рублей, – признается Радик Зарипов, заместитель генерального директора по эксплуатации. Сегодня долги МУЭТ перед энергосбытовыми организациями разбиваются по частям и платятся по мере требования ЭСКБ. В настоящее время долг предприятия перед ЭСКБ – текущий, за ноябрь. – К сожалению, общественный транспорт никогда не был самоокупаемым, он всегда убыточный. Нашей выручки хватает только на то, чтобы обеспечить зарплату работникам. А еще необходимо оплачивать налоги, расходы энергосберегающим организациям, покупать материалы, запчасти. Без финансирования из бюджета города и республики нам не обойтись, – признается Радик Зарипов. Антикризисное управление поможет В мэрии признают социальную важность электротранспорта. Однако видят его больше транспортом социально незащищенных групп населения: – В городских службах есть понимание важности этого вида транспорта для Уфы и особенно для социально незащищенных групп населения, – говорится в их официальном ответе. Кроме того, в целях экономии и повышения качества работы МУЭТ разработан антикризисный план по улучшению финансового состояния предприятия. Погасить основной объем задолженности сегодня удалось, однако задолженности за текущие месяцы возникают с той же периодичностью. Что ждет электротранспорт в дальнейшем, пока не знают ни в мэрии, ни в МУЭТ. И там, и там заверяют: сейчас делается все, чтобы трамваи в Уфе сохранились.