пришлите новость

WhatsApp Telegram

В Уфе на месте старинных деревянных усадеб построят многоэтажки и парковку

18:10, 06 июля 2017

Исторический квартал Уфы в опасности. Деревянные постройки конца 19 – начала 20 века под угрозой сноса. Координаторы общественного движения «Архзащита Уфы» Владимир Захаров и Павел Егоров провели небольшую экскурсию для корреспондента ProUfu.ru по этим местам.

Остались только руины

Дом потомственных священников Монблановых, как и другие здания, о которых пойдет речь в этом материале, находится на улице Гоголя. Точнее, находился, так как его уже снесли, чтобы построить на его месте парковку для Арбитражного суда Башкирии. 


Дом Монблановых до сноса


Деревянная постройка относилась к концу 19 века. Крыльцо было оформлено филенчатыми пилястрами с фигурными накладками. Его козырек с фронтоном, окантованным резьбой, был поддержан фигурными кронштейнами в стиле модерн. Были сохранены и окна с филенчатыми наличниками, с накладной резьбой в стиле локального уфимского орнамента.



Руины дома Монблановых


 Этот дом был в одном архитектурном стиле и в одной композиции со всеми остальными строениями этого квартала, – рассказывают наши собеседники. – В 2015 году активистами нашего движения в Минкульт РБ было подано заявление для постановки его на охрану. Но чиновники промедлили, и в итоге от памятника архитектуры остались только обломки.

Вместо старинных домов – многоэтажку

Следующие памятники – усадьбы Гурылева (ул. Гоголя, 22) и Рябиновых (ул. Гоголя, 24, 26), расположенные по соседству планируют снести для строительства многоэтажного дома. Застройщиком территории выступил скандально известный экс-депутат Горсовета Александр Баутский, в отношении которого в мае текущего года было заведено уголовное дело по статьям «Мошенничество в особо крупном размере» и «Покушение на мелкое взяточничество».

– Эти дома в конце 90-х – начале нулевых числились как выявленные памятники деревянного зодчества, но документы потом странным образом были переписаны, и дома оказались вычеркнутыми из списка, – рассказывает Владимир Захаров.

В доме Гурылева в свое время жил и работал первый ученый-биогеограф Башкирии, действительный член Русского географического общества, автор более ста научных трудов Александр Носков. Он также известен как основатель географического факультета Башпедуниверситета. Им на Южном Урале собран уникальный гербарий объемом 6 тысяч листов (в 1930 году подарен МГУ). В 2014 году в одной из квартир был обнаружен фотоархив Носкова.


Усадьба Гурылева

Здесь же жил профессор Владимир Крыжановский, который впервые в Уфимской губернии начал бороться с инфекционными заболеваниями. С 1906 по 1931 годы он руководил Санитарно-бактериологическим институтом. На его базе и было позже создано предприятие «Иммунопрепарат». Отметим, что в начале года его сотрудники обращались к начальнику Управления по госохране объектов культурного наследия РБ Ильгаму Фаткуллину с просьбой сохранить этот дом в качестве музея.

Следующий объект – усадьба главного ветврача Уфимской губернии Михаила Рябинина. Здесь жил доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Татаринов, один из основателей Башмедуниверситета республики.

Усадьба еще 20 лет назад была покрыта удивительной резьбой. 

– Она немного пострадала во время локального пожара, но в домуправлении решили убрать декор полностью и обшили этим убожеством, чтобы намеренно принизить его архитектурную ценность, эстетическое восприятие для горожан, – сокрушается Павел Егоров.


Усадьба Михаила Рябинина

– Большинство жителей исторических домов – потомки первых владельцев зданий. Почти все они хотят сохранить постройки и просят отреставрировать их, – рассказывают координаторы «Архзащиты».

Мы посетили квартиру-музей Дмитрия Татаринова, в которой сейчас проживает Марина Шевчук, потомок древнего дворянского рода Даниловых, чьи корни тянутся еще со времен Ивана Грозного.


Марина Шевчук рассказывает о своих известных предках-дворянах

По соседству с домом Михаила Рябинина находится усадьба с почти двухвековой историей, которая принадлежала его родному брату Николаю.

Дома Рябининых, как и другие старинные здания, привлекают внимание низкими окнами первого этажа. Наши собеседники объясняют, что раньше здесь еще были видны отверстия вентиляции цокольного этажа, который почти сравнялся с уровнем тротуара. Каждые пять лет на тротуар накладывается новый слой асфальта и дома как будто оседают все ниже и ниже. 

– В Европе запрещено прокладывать асфальт поверх старого слоя. Там понимают ценность старины, а наши чиновники не то что цоколь со старинными украшениями, а целые дома спасти не хотят, – возмущаются Павел и Владимир.


Дома Рябининых до революции


Дореволюционные усадьбы Уфы в основном были покрыты вятской или вологодской резьбой.

– Один из немногих сохранившихся в городе порталов, – рассказывает Павел Егоров, указывая на старинную дверь. – До 2011 года на улице Заки Валиди была серия домов с такими порталами.

Следующие два дома – усадьбы отца и сына Петра и Виктора Гиневских – представляют собой единый архитектурный комплекс. Гиневские служили городскими головами (мэрами) в конце 19 и в начале 20 века. Дома соединяли красивые резные ворота, которых уже нет. После революции в этих домах жили народные поэты Сайфи Кудаш и Мажит Гафури. В доме Виктора Гиневского организован музей последнего из них.

Усадьба купца Попова

Напротив усадьбы Рябининых стоит еще один архитектурный памятник Уфы – дом купца Попова. В одной половине дома жили хозяева, а в другой была организована церковно-приходская школа Никольской церкви. 

Здесь предметом охраны являются наличники окон, пилястры. К сожалению, из-за нарушения гидроизоляции дом постепенно ветшает и от сырости разрушается от основания.


– Дом, несмотря на статус выявленного архитектурного памятника, находится под угрозой сноса. Депутат Баутский во время встречи с жильцами квартала показывал проект застройки этого места, согласно которому дом тоже должен быть уничтожен, – уточняет Павел Егоров.

Усадьбы с ожившей мумией

По соседству с домом Попова находятся усадьбы Пескуновых. Один из трех домов отреставрировали, но, к сожалению, не все элементы декора сохранили.


Усадьба Пискуновых

– Это образец деревянного модерна, единственный, который дожил до наших дней. Стиль дома относится к началу 20 века и характеризуется плавными дугами, линиями декора. Деревянный модерн был популярен в европейской части России. Второй такой дом в 2015 году был испорчен директором лакокрасочного завода, с которым Управление по госохране объектов культурного наследия РБ до сих пор судится, – рассказывает Владимир Захаров.

С усадьбой Пескуновых связана местная страшилка, которую местные жильцы рассказывают детям. Владелец дома якобы был женат на русской, но потом влюбился в татарку, принял ислам и женился на ней. Перед смертью завещал себя похоронить на чердаке. Когда случился пожар, саркофаг открылся и теперь мумия разгуливает по закоулкам этих домов.

Этот квартал улицы Гоголя городские общественники предлагают сохранить как пешеходную улицу для туристов. 

– Тенистая улица с маленьким транспортным потоком идеально подходит для этой цели, – считают они. По словам краеведов, часть улицы Гоголя практически единственная в Уфе, где еще осталась двусторонняя оригинальная историческая застройка. Каждый дом – образец архитектуры середины 19 – начала 20 века.

Всего в историческом квартале Уфы около ста деревянных домов, которые нуждаются в первую очередь в спасении. По улице Октябрьской революции их около полусотни, остальные расположены на улицах Чернышевского, Гоголя, Аксакова. Ранее мы также писали о разваливающемся деревянном доме на Гоголя, 1, в котором жил знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. 


А вы как считаете, нужно ли сохранить эти дома городу?



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное