пришлите новость

WhatsApp Telegram

Сдавали друг друга с потрохами: новые откровения в деле Башкиравтодора

17:55, 12 сентября 2025

Показания фигурантов дали крайне противоречивую картину

Сдавали друг друга с потрохами: новые откровения в деле Башкиравтодора
Пруфы.рф

Вчера, 11 сентября, в Кировском районном суде прошло очередное заседание по делу о мошенничестве вокруг АО «Башкиравтодор». На этот раз, после допроса сторонних свидетелей, показания давали фигуранты уголовного дела, среди них генеральный директор дорожного флагмана Ильдар Юланов и топ менеджеры компаний подрядчиков – Ирек Шарипов и Ринат Мардисламов.

 

«С Башкиравтодором все урегулировано»

Первым на очереди к даче показаний был Ринат Мардисламов. Напомним, что это главный инженер компании «Баштранслогистик» и сводный брат Ришата Самматова, который в свою очередь был подчиненным Ирека Шарипова в компании «Киви». Ринат давать показания отказался, поэтому прокурор прибегнул к чтению старых протоколов допроса.

Согласно записи допроса, Мардисламов вину признал частично. Он сказал, что участвовал в преступной схеме, но из числа похищенных денег он или его семья ничего не получили. Ринат, по его словам, просто исполнял приказы начальства.

По сведениям Мардисламова, Самматов знал Шарипова с 2008 года, и в 2021 году они регистрируют компанию «Киви». В их группу компаний также входил «Баштранслогистик». Формально, его директор – Айдар Батталов, но фактически он был лишь личным водителем Ришата. Вопрос назначения директора решался Иреком совместно с Ришатом, фактическое руководство было за ними.

По словам допрашиваемого, его сводный брат был исполнителем, а Шарипов был руководителем, так как был старше и имел лидерские качества. В какой-то момент двое предложили Мардисламову занять должность в их группе компаний, на что он согласился. По своим обязанностям главный инженер должен был в том числе заниматься первичной документацией.

Согласно записи допроса, однажды Ринат взял у канцелярии полный список техники компании. Взглянув на бумаги, он понял, что несколько единиц машин в работах на самом деле не участвуют. Мардисламов обратился за этим вопросом к Самматову, на что тот ответил, что все в порядке, и с Башкиравтодором все урегулировано.

Затем к нему обратились Шарипов вместе с Самматовым. Они попросили у него изготовить подложные листы, по которым от Башкиравтодора приходили деньги. Мардисламов согласился. По его словам, в каждый лист он вносил по 10 лишних часов работ.

В другом протоколе допроса Мардисламов рассказывал о том, как в схему был втянут бывший министр транспорта РБ Клебанов.

В какой-то момент, говорит Ринат, у «Киви» появились проблемы по долгам от Башкиравтодора. Госкомпания просто не выплачивала им деньги. Самматов в разговоре со своим братом упоминал, что они с Иреком знакомы с Клебановым. Сам Мардисламов с бывшим министром общения не держал и знаком не был. Самматов говорил Ринату, что после контакта с Клебановым дела пошли в гору, так как он помог по долгам, а за это они дали ему «вознаграждение».

Что интересно, эти сведения противоречат информации, полученной из допроса Самматова с прошлого судебного заседания. Топ-менеджер «Киви» заявлял, что помощь от Клебанова с оплатой долгов так и не поступила даже после 5-ти миллионного «вознаграждения», на почве чего они и рассорились.

Все свои старые показания Мардисламов подтвердил.

Rolex в мышеловке для Юланова

Вторым на очереди был Юланов. В отличие от Мардисламова, он согласился дать показания. Вопросы ему задавал его адвокат.

По словам Юланова, в 2021 году его назначили на пост генерального директора Башкиравтодора. В тот момент у компании был проблемный объект, выполненный лишь на 20%. Речь идет об участке дороги Бирск – Тастуба – Сатка. У дорожного флагмана не хватало техники, и руководство искало подрядчиков. Тут Юланов вспоминает про своих знакомых – Шарипова и Самматова.

Как сказал гендиректор БАД, познакомился с двумя предпринимателями он еще в 20-м году, в ковидный период. Тогда они занимались такси и перевозками врачебного персонала, иногда работая даже в убыток. Юланов доверял им по работе, со временем с Шариповым и Самматовым у него завязались дружеские отношения. Поэтому, когда встал вопрос о выборе подрядчиков, у генерального директора госкомпании уже был подходящий вариант.

Но вот незадача – у «Киви» в тот момент совсем не было необходимой спецтехники. Предприниматели, ранее занимавшиеся лишь такси, только-только распродали автомобили и еще не успели переквалифицироваться. Юланов дал им время для расчетов. В итоге топ-менеджеры компании-подрядчика решили брать технику в лизинг.

Как поведал Юланов, через месяц работ Шарипов и Самматов пришли к нему в кабинет и рассказали, что объект очень сложный, из-за чего они работают в убыток. На фоне этого от них поступило предложение схемы – вносить подложные товарно-транспортные накладные листы. Прибыль с них, по задумке представителей «Киви», покрывала бы непредвиденные расходы. Юланов согласился.

Троица договорилась поделить похищенные средства «50 на 50». То есть, Юланов получил бы половину, а вторая досталась бы «Киви». Конкретная сумма хищения через подложные ТТН не обговаривалась, но позже Шарипов с Самматовым сообщили Юланову, что его доля превышала миллион рублей. Передача денег и обсуждение деталей были назначены на конец года. После заключения «сделки» генеральный директор БАД позвал своего первого заместителя Николая Серова, приказав ему оказывать всяческую помощь «Киви» в подписании накладных. Согласно Юланову, на этом его участие в схеме и ограничилось.

Не дождавшись конца года, фигурант дела попросил у руководителей «Киви» передать его долю, купив ему часы Rolex. В тот момент Ирек и Ришат находились в Москве. Они зашли в ЦУМ и таки приобрели этот предмет роскоши за 1,2 миллиона рублей. Юланов подтвердил, что покупка была совершена на похищенные им средства. Ущерб государству был полностью погашен, больше денег или драгоценностей от участников схемы он не получал.

Но «Киви» работала не только на трассе Бирск – Тастуба – Сатка. Была еще и реконструкция улицы Пугачева, на которой они тоже были подрядчиками. В какой-то момент друзья по «Киви» вновь попросили гендиректора БАД подписывать накладные на этом объекте, последний согласился. «Предварительно я понял, что это наша продолжающаяся история с подложными листами» – прокомментировал Юланов. Он понимал, что это та же мошенническая схема.

Время шло, и вот по договоренности Юланов в своем кабинете в офисе Башкиравтодора встретился с Шариповым и Самматовым, дабы обсудить дележ похищенной суммы. Разговор, по словам гендиректора БАД, не задался. Руководители «Киви» заявили ему, что у них нет денег – все похищенные средства ушли на оплату лизинга. Разочарованный Юланов заявил им, что больше с ними работать не собирается, после чего порвал все контакты. В дальнейшем он делами своих бывших друзей не интересовался, общаясь лишь по рабочим моментам на старых объектах.

Согласно показаниям других свидетелей и фигурантов, у Башкиравтодора после схемы с подложными накладными образовался внушительный долг перед «Киви». Тут и появляется тогда еще министр транспорта РБ Александр Клебанов, пообещавший «Киви» содействие в выплате долга. Теперь мы узнали о том, как этот эпизод выглядит в глазах Юланова.

По словам гендиректора БАД, о сговоре Клебанова с Шариповым и Самматовым он не знал. Министр транспорта тогда входил в совет директоров госкомпании, и в какой-то момент тот потребовал от Юланова сделать «Киви» приоритетной компанией в списке выплат. Руководитель Башкиравтодора упомянул, что на этой почве он с Клебановым много скандалил, но затем понял, что спорить бесполезно. Результат – большая часть долга перед «Киви» была погашена.

    



Фото: соцсети Ильдара Юланова


«А где деньги то?»

Сведения от Юланова не сходились с другими показаниями, поэтому судья и прокурор стали задавать уточняющие вопросы.

Во-первых, их интересовали рабочие отношения между Шариповым и Самматовым – кто предложил способ хищения, кто обговаривал детали дележа денег, кому высказывались все претензии? Юланов в каждом случае отвечал, что договаривался он всегда и с Шариповым, и с Самматовым. После одной из таких реплик прокурор спросил у подсудимого:

– Что, с обоими? Они в один голос говорили?

На это Юланов ответил так:

– Шарипов с Самматовым для меня одно лицо, я их не разделяю.

Еще одним ярким эпизодом был вопрос про итоговую похищенную сумму. Как вы помните, следствие считает, что в результате сговора трое фигурантов получили 150 миллионов рублей, половина денег предназначалась Юланову. Но он сам заявляет, что от «Киви» ему достались лишь часы на 1,2 миллиона рублей. Несоответствие заявленных сумм было нерешенной загадкой, и поэтому в какой-то момент судья внезапно спросил Юланова напрямую:

– А где деньги то?

После этой фразы в зале суда повисло неловкое молчание. Было видно, что на лице Юланова проскользнула еле заметная улыбка. Действительно, не засмеяться было трудно. Собравшись с мыслями, допрашиваемый ответил:

– Я не знаю…

– Куда они делись? Вы получили только 1,2 миллиона, по вашим словам.

– Ваша честь, Шарипов с Самматовым сказали мне, что все ушло на лизинг.

– В материалах дела упоминаются элитные автомобили. «Рэндж ровер», «Гелендваген». Помню было и про дом на Павловке. Это же ваши деньги, вы не интересовались на что они тратятся?

– Я не лез в это, так как всецело доверял Шарипову и Самматову.

Подозрение у судьи также вызвало доверие генерального директора БАД к «Киви» во время заключения подрядных договоров по проблемной трассе Бирск – Тастуба – Сатка. Действительно, ведь Юланов изначально был в курсе, что у Шарипова и Самматова не было техники, из-за чего им пришлось покупать ее в лизинг. Судья задал вопрос Юланову: не было ли это связано с дальнейшими жалобами руководства «Киви» на убыточность работ? Тот ответил: нет, сложность объекта для Шарипова и Самматова вскрылась позже.

«Дело было на автомойке»

Настала очередь Шарипова, он согласился давать показания. Формат тот же, адвокатский опрос.

Начал учредитель «Киви» с того, что у него не было мотивации вступать в какие-либо преступные схемы, ведь он человек обеспеченный и в бизнесе больше 15 лет. Вину свою он отрицает.

Шарипов начал рассказ издалека. По его словам, где-то в 2016 году он познакомился с Ришатом Самматовым. Дело было на автомойке, где Ришат работал обычным мойщиком. С ним Ирек разговорился, после чего Самматов помыл его машину. Снова встретились они через три месяца, когда Ришат пришел домой к Иреку, попросив помощи. Как оказалось, у него болела мать, и ему нужны были деньги. Шарипов дал новому знакомому в долг. И пусть он долго не возвращал займ, между мужчинами каким-то образом завязалась дружба. «Притерся, у нас нашлось общение» – прокомментировал Ирек со скамьи подсудимых.

Самматов чудесным образом прошел короткий путь от автомойщика до бизнесмена, став доверенным лицом Шарипова. Ирек упомянул, что стал давать ему указания и привлекать к предпринимательству: «Он смышленый парень, проявлял себя в работе хорошо».

Шарипов указал, что с 2018 года он вел дела в рамках ИП, занимаясь такси. Работал с Яндексом, даже в ковидные времена. Затем у него появились другие планы, и он продал все свои автомобили. «Решил уйти в стройку» – приобретал недострои, завершал работы и сдавал квартиры в аренду. В тот период Самматов познакомился с Юлановым, который только-только стал генеральным директором БАД.

В какой-то момент Самматов подсказал Шарипову вложиться в грузоперевозки. Иреку это было не интересно, так как «бизнес муторный». Но его друг настаивал, обещая взять на себя всю ответственность. Самматов попросил лишь 5-6 машин, после чего мог бы «двигаться сам». В итоге Ирек согласился.

В 21-м году Самматов берет на работу механиков и бухгалтеров. Фирму регистрировали на Ирека, но, по его словам, фактическое руководство было на его друге. Шарипов заявил, что Самматов выстроил вокруг себя целую структуру с рядом других компаний. На руководящие должности Ришат ставил родственников или даже соседей по лестничной клетке, как было с главным бухгалтером «Киви».

В дела компании Шарипов не вникал. Ему было важно, чтобы налоги и зарплаты исправно платились, а остальными вопросами занимался его друг. Своим доходным местечком Ирек был доволен, иногда получая до трех миллионов рублей в месяц. В основном его внимание занимало управление компанией «Башкирдобыча», которую он тогда и создал.

По словам Шарипова, он никакого отношения к хищению на объекте Бирск – Тастуба – Сатка не имеет. Он ни с кем не договаривался и ни в каких дележках не участвовал. Шарипов считает, что Самматов и Юланов, будучи друзьями, решились провернуть схему с подложными накладными листами. О хищениях Ирек узнал лишь после того, как его взяли под стражу. В тот момент он узнал о Самматове и Мардисламове «много нехороших подробностей». Ирек также не в курсе и о взятке Клебанову: «Мы с ним виделись раза два, дружил с ним Самматов, а не я».

Бывший гендиректор «Киви» считает, что у Самматова есть мотив, чтобы оговорить его – им движет зависть и корысть. В доказательство этого Ирек упоминает, что пока он был под стражей, человек, которого он считал своим близким другом, стал распродавать вверенное ему имущество семьи Шариповых. Каким-то образом Самматов даже сумел скинуть Ирека с поста генерального директора «Башкирдобычи», поставив другого человека.

    



Ирек Шарипов (слева) и Ришат Самматов. Фото: соцсети Ришата Самматова


«Вся вина лежит на Самматове»

После дачи показаний прокурор и судья стали заваливать Шарипова вопросами. И не спроста – его позиция получилась самой противоречивой из всех.

Сперва сторона гособвинения поинтересовалась, почему Шарипов не мог сразу назначить учредителем и директором «Киви» Самматова, раз он уже был фактическим руководителем. Ирек ответил, что они так и хотели, ведь ему надоедало, что по работе его «постоянно дергали». Назначению помешало отсутствие у Ришата опыта в бизнесе – в прошлом у него не было и ИП. Кроме того, на нем было пятно некоего старого уголовного дело. В общем, «Киви» с таким руководителем никто не стал бы выдавать кредиты.

Судью же заинтересовали доходы подсудимого. Шарипову был задан вопрос:

– Сколько вы в 2021 и 2022-х годах получали со своей деятельности, если не считать «Киви»?

Недолго подумав, Шарипов ответил так:

– Миллион.

Судья сначала не поверил и переспросил:

– Долларов?

Он пояснил, что довольно странно, что человек покупавший «Рэнджроверы» и «Гелендвагены» получал в месяц всего миллион рублей. Тем более, что Шарипов еще и давал Самматову по три миллиона рублей в месяц на солярку для 35-ти «КамАЗов» «Киви». Шарипов парировал сомнение: «Но я же еще и копил!»

Вопросов было много – и про подозрительные переводы денег через ООО «Родной дом», и про печати с документами о технике, переданные Иреку Ялиловым, и про то, почему Ирек не интересовался финансами «Киви». На все это Шарипов отвечал, что ничего не знает, и что вся вина лежит на Самматове. Но вот на последнем вышел «прокол».

Как было упомянуто, позиция Шарипова заключается в том, что Самматов оговаривает его, ведь у него есть корыстный мотив. К несчастью для Ирека, на иной характер его с Самматовым деловых взаимоотношений указывает также Юланов, Мардисламов и Ялилов. Все они говорят о том, что в «Киви» Шарипов действовал в тандеме со своим другом, что они работали нераздельно. Этого не мог не заметить судья, на что он и указал в нескольких вопросах. Видимо, отвести от себя подозрение у Шарипова не выйдет.

 

Теория игр

Честно говоря, я не завидую следователям и прокурору. Им приходится разбираться в деле, где буквально каждый свидетель и фигурант скидывает ответственность с себя на кого-то другого – каждый делает вид, что он не при делах. Это напоминает классическую задачку из теории игр, где двое взятых под стражу преступников сдают друг друга полиции, а в итоге оба получают огромные тюремные сроки. Но тем не менее, я верю, что суд разберется со сложным делом, и что все детали рано или поздно сложатся в цельную картину.

Следующее заседание было назначено на 18 сентября, новые подробности из дела по Башкиравтодору мы узнаем уже из прокурорских прений.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное