Сегодня полупустые дома и заброшенные элеваторы создают в башкирской деревне Подлубово Караидельского района призрачную атмосферу ушедшей эпохи. А в советское время тут кипела жизнь, процветало сельское хозяйство, люди жили большими семьями, но затем наступила перестройка и всё изменилось. Почему умирают деревни в Башкирии – разберем на примере Подлубово. Galery«Рожали по девять детей, пили мёд стаканами и работали в поле» Узнать о жизни Подлубово в его лучшие годы теперь можно только из рассказов очевидцев. Пенсионерка Гузель, родившаяся и прожившая там всю свою юность, поделилась с нами воспоминаниями. В эту деревню она попала по воле случая: в 1942 году ее маму назначили фельдшером в Подлубовском ФАПе, отец в то же время ушел на войну. В 1946 году они сыграли свадьбу, а вскоре на свет появились Гузель и ее братья. – Я жила там с 1954 по 1971 год. Закончила школу и уехала в Уфу. Помню, у нас тогда было два класса по 22 ребенка в каждом. К нам ездили со всех соседних сел, потому что только в Подлубово была средняя школа, а при ней – интернат для приезжих детей. Они жили там в будни, а в субботу родители забирали их на лошадях. Некоторые ходили каждый день до школы пешком – это пять километров в одну сторону. Но мне очень нравилась наша школа. Сначала у нас была двухэтажная деревянная, а потом нам построили новую, большую кирпичную школу: учителей хватало, был большой спортивный зал, а зимой в школе нам выдавали лыжи, и мы катались по лесу, – вспоминает Гузель. – Подлубово всегда было таким безлюдным? – Нет, деревня у нас была большая: шесть улиц, большой фельдшерский пункт, клуб. Помню, один раз к нам приехали заслуженные артисты Башкирии – Фарида Кудашева и Бахти Гайсин. Они были очень знаменитыми и популярными, мы ждали их с нетерпением. Местные даже окна побили, толпясь у концертного зала. – В целом в деревне было много людей? – Да, у нас у всех соседей почти было по пять, а то и по девять детей. Представьте, в каждом доме столько рожали! – Чем занимались жители, где работали? – Раньше мы, молодые, жили веселее. Помню, когда начинались летние каникулы, мы уходили в поле. Мы не брызгали химикаты, чтобы не портить хлеб, поэтому трава и сорняки росли буйно. И вот мы выходили в поле, чтобы эту траву полоть – с одного конца поля на другой и обратно. Потом начинался сенокос. Вся молодежь заполняла тракторы и грузовые машины – ездили помогать, собирали сено. Мне нравилось все это – свежий воздух, поездки по горам с друзьями, а по вечерам — походы в клуб. – В архивных записях упоминают, что в этом районе активно занимались пчеловодством, это правда? – Да. Была у нас по соседству деревня – Куянчи. Вот между ней и Подлубово была большая пасека. Там работал и мой папа. Помню, как мы вместе ходили туда, папа наливал нам мёд кружками.«А потом началась перестройка» – В какой момент деревня стала «худеть» на глазах? – Это произошло не сразу. В 17 лет я уехала оттуда учиться в Уфу, там вышла замуж, родила детей. Мы приезжали на мою родину каждое лето – там еще все было хорошо, детей полно, соседи все на месте, деревня жила. А потом началась перестройка, все совхозы аннулировали. Деревня начала распадаться. Сначала стала уезжать молодежь, в школах перестали набирать классы. Сейчас, насколько я знаю, те, кто остался, ездят на работу в соседние деревни. В самой деревне уже ничего не осталось. Людей, может, едва ли двести человек наберется, в основном немолодые. Ведь делать там сейчас нечего, – делится Гузель.«Наша деревня умерла» – У нас была большая ферма. Четыре длинных коровника, конюшни – мы активно занимались животноводством. Но после перестройки все поголовье выкупил уфимский мясокомбинат. Так и исчезла наша ферма. Сейчас там есть одно хозяйство – но работать на нем, насколько я знаю, практически некому, – рассказывает пенсионерка. Гузель и сейчас иногда приезжает в родную деревню, чтобы воспоминания не теряли былых красок. Однако от прежнего Подлубово осталось мало. – Наша деревня умерла. Может, ее когда-нибудь поднимут, но сейчас она мертва. Конечно, было грустно – это же мое детство. Жалко смотреть на соседские дома, которые обветшали до неузнаваемости, грустно, что там почти никого не осталось. Села все-таки нужно сохранять, восстанавливать, поддерживать сельское хозяйство. Жалко терять такие места.Судьба деревни не определена Согласно официальным данным, сейчас в Подлубово проживает 427 человек, в деревне Куянчи – 55, Нагретдиново – 154, Уразаево – 275, Тетер-Ключ – 8, Янбатырово – 29 человек. Подлубово – в прошлом центр активной жизни – сейчас похоже на призрачное воспоминание о посёлке, застывшее во времени, словно в музее. Однако все может измениться.Как башкиры заселили марийцев, а марийцы – мишар Подлубово – небольшое село в Караидельском районе Башкирии. Важно не спутать, в регионе есть две деревни с таким названием – вторая находится в Кармаскалинском районе. Но история Подлубово Караидельского района уходит корнями в глубокую старину. Еще во второй половине XVII века башкиры-вотчинники выдали договорное письмо марийцам, разрешив им поселиться на своей вотчине и передали её «в вечное и потомственное владение». Заселившие эти земли марийцы в 1693 году, в свою очередь, пустили мишарей, которые и основали здесь село Подлубово. «В вечное и потомственное владение… по межам от вершины Бирь реки на Бавкинский камень, а оттоль до суходола до вершины на речку Среуш, которая пала в речку Урюш, по Урюшу по правой стороне до вершины той речки и до Дуванской (волости) межи позади Долгова лесу до глубокого оврагу и по Дуванской межи на мутное озеро до старой речки по правой стороне и на Кузем речку и по той речки на Осиновый овраг и на Бурлы камень до первой межи…. В коей записи сказано, – пишут поверенные марийцев в 1813 году, – чтоб тем предкам их на той отданной земле жить вечно, выгодами пользоваться с тем, чтоб и лесом башкирцам в отводных межах уже ничем не владеть, а буде предки их кого к себе сторонних людей пожелают припустить, в том им не запрещать, как их равно детей и весь род той вотчины не выбирать», – «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий», А.З. Асфандияров. К 1917 году среди жителей Подлубово остались мишари (211 хозяйств), русские (2 хозяйства) и, так называемые, тептяри (116 хозяйств). Тептяри часто причисляли себя к татарам, хотя ими называли и башкир, ассимилированных чувашей, а также небольшое число бесермян и марийцев. Известно, что местные жители занимались бортничеством. На этом история села вплоть до XXI века в открытых источниках обрывается. «Встречаемся в «Красном и Белом». Как живет основанное мишарами село Кармаскалы со сгущенкой и хлебом. Деревня Подлубово входит в Подлубовский сельсовет Караидельского района, где в сумме проживает не больше 1000 человек на шесть деревень. Но оказавшись там вы едва ли ощутите присутствие людей.