В Башкирии вспыхнула оживлённая дискуссия вокруг высказывания доктора исторических наук Булата Азнабаева. В интервью журналу «Ватандаш» он охарактеризовал башкир как народ кочевой цивилизации. Заявление вызвало бурную реакцию, особенно в социальных сетях, где десятки пользователей поспешили высказать своё несогласие. В материале Азнабаев рассуждает о специфике башкирского исторического пути, структуре общества, а также о причинах, по которым башкиры, по его мнению, не сформировали централизованного государства. Он также поднимает вопросы самоорганизации кочевых обществ, культурных кодов и моделей существования в условиях степи. Однако для многих жителей региона такое определение стало настоящим вызовом. – Башкиры не кочевники, уходили на выпас скота только в летнее время в границах своих вотчинных земель!! И то не все! В интернете моментально начали сравнивать историческую модель башкир с классическим кочевым образом жизни. Многие напомнили, что у башкир издавна существовало понятие «йәйләү» (летовка) — временные пастбища, куда они перемещались только летом. Зимой же возвращались в стационарные поселения — «кышлаки». По сути, речь шла не о бесконечном кочевании, а о сезонной миграции в рамках родовых или вотчинных территорий. Сравнение с монголами, типичными представителями кочевой цивилизации, вызвало особенно резкую критику: – Из серии как натянуть сову на глобус… Плотность населения, климат, доступность воды — у нас совершенно другие условия. У башкир были земли, богатые лесами, реками, горами, железной рудой. Зачем им было куда-то уходить? Некоторые пользователи попытались разложить спор по научным полочкам: – Государства кочевников — это, как правило, саморегулирующаяся анархия. Нет общей казны, нет регулярной армии, но есть чёткие устои, традиции, правила. С этой точки зрения — да, можно вести разговор. Но если учитывать плотность оседлости, территориальную привязку, образ жизни — башкиры далеко не типичные кочевники. В обсуждение подключились и те, кто обратился к культуре и эпосу: – Можно даже сослаться на Урал-батыра. Это не эпос о степных кочевниках. Это история народа, живущего в лесах, у рек, на горах. Башкиры — единственный народ, который живёт там же, где и зародился. Пока в научных кругах продолжаются попытки дать универсальное определение сложной этнической истории, общественное мнение явно не готово мириться с обобщающим ярлыком. Для многих башкир понятие «кочевник» по-прежнему ассоциируется с отчуждением от земли, постоянным перемещением и отсутствием устойчивых поселений — и в этом смысле вызывает отторжение. Простой, но частый аргумент в комментариях звучал так: – Это как дача. Люди выезжали на лето, пасти скот, жить ближе к природе. А потом возвращались в село. Разве дачников мы называем кочевниками?