Все мы знаем и любим прекрасные советские песни советской эстрады, от «Арлекино» и и «Полёта на дельтаплане» до всего репертуара Муслима Магомаева. Ныне почти все они – несгораемая классика, в том числе и песенка «Ландыши»: Ты сегодня мне принес Не букет из пышных роз, Не тюльпаны и не лилии... И сегодня уже забыто, как в СССР песню клеймили на самом высоком уровне. Разбираемся, за что.Кто, где, когда Само стихотворение «Ландыши» принадлежит перу поэтессы Ольги Фадеевой. Мотив для «Ландышей» написал композитор Оскар Борисович Фельцман, чьи песни пели Марк Бернес, Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха. Песенку Оскар Фельцман написал практически между делом. В 1958 году его попросили написать музыку для открытия сезона в саду «Эрмитаж» – популярнейшем месте культурного отдыха. Композитор выполнил просьбу и уехал из Москвы – дело было перед отпуском. Через неделю-другую Оскар Фельцман получил телеграмму: Оскар, приезжай, вся Москва поёт твои «Ландыши» Так и было. «Ландыши», как сегодня «Хомай» группы Ay Yola, мгновенно обрели широчайшую популярность. Можно сказать, песня стала культовой.Действие рождает противодействие Вся страна напевала «Ландыши», и это в итоге смутило партийцев на самом верху. Как рассказывает музыкальный критик Вадим Пономарев: Началось все с заседания Союза композиторов, где решили обсудить вопрос о пошлости в искусстве. Надо было на кого-то показать пальцем. Поскольку «Ландыши» тогда звучали из каждого окна, то решили, что это и есть пошлость. Разумеется, речь не шла о противостоянии, как было у Шостаковича с Советской властью, однако критики прямо-таки обрушились на бедные «Ландыши». В газетах регулярно стали появляться критические статьи. Например, композитор Александр Новиков опубликовал заметку с грозным названием «Ландыши должны завянуть», где говорил: Вряд ли нужно доказывать, сколь велико значение музыки в формировании эстетических вкусов людей и особенно молодежи. Именно поэтому так огорчительно наблюдать, как на танцплощадках, на вечерах молодежи крутят нередко одну и ту же пластинку вроде печально известных «Ландышей». Даже появился термин «ландышевый», означающий «безвкусный» «мещанский» и в том числе «пошлый». «Ландыши» продолжали ругать до самой Перестройки, но Оскар Фельцман никогда не жалел, что написал эту песенку. Когда же у него в ходе интервью для «Российской газеты» спросили о ненависти к «Ландышам», композитор сказал: Если вы про «Ландыши», то она просто стала слишком популярной, а у нас не любят, когда кто-то высовывается.Как интимность вредила социализму Всё же популярных песен на рубеже 50-х и 60-х было много, − «Восемнадцать лет», «О тревожной молодости», − однако «зацепились» цензоры именно за «Ландыши». Причину обозначить не так уж сложно. Единственно приемлемым творческим методом в СССР был соцреализм, нацеливающий на построение коммунизма. А в песенке Оскара Фельцмана рассказывается о том, как ухажер принес своей подруге не розы и не лилии, а пахучие белые цветочки, и она осталась довольна. Сюжет этот хоть и целомудренный, но интимный, не рассказывающий ни о борьбе классов, ни о достижениях трудящихся. А в СССР не могло такое поощряться, тем более в первое десятилетие после смерти Сталина. Теперь все критические реплики в адрес песни Оскара Фельцмана остались в прошлом, а «Ландыши» продолжают любовно слушать и петь. Кроме того, если бы советские цензоры узнали о нынешней массовой культуре, то вряд ли бы продолжили клеймить цветочный хит.