Кризис на российском рынке автомобилей продолжает набирать обороты: продажи машин падают, а денежные обороты сектора сокращаются еще быстрее. По данным «Газпромбанк Автолизинг» и агентства «Автостат», в феврале 2025 года объем потраченных россиянами средств на покупку легковых автомобилей составил 243 миллиарда рублей, что на 30% меньше, чем годом ранее. Это стало самой худшей динамикой за последние годы и, по мнению экспертов, сигнализирует о серьезных проблемах в отрасли. Об этом пишет 74.ru. Обычно продажи автомобилей в феврале превышают показатели января, однако в 2025 году ситуация сложилась иначе. Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов пояснил, что подобная аномалия произошла впервые за 10 лет. Причин несколько: Многие россияне купили машины заранее – в 2024 году, опасаясь роста цен. Высокая ключевая ставка Центрального банка сделала автокредиты менее доступными. Люди предпочитают хранить деньги на вкладах с высокими процентами, а не тратить их на автомобили. Падение объемов продаж привело к резкому сокращению выручки производителей и дилеров. В феврале 2025 года финансовая емкость рынка вновь опустилась ниже 300 миллиардов рублей. За два первых месяца года общие траты россиян на автомобили составили 520 миллиардов рублей – даже меньше, чем в октябре 2024-го (542 миллиарда). Директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин отмечает, что затраты на покупку машин упали до минимума за последние 21 месяц. В среднем россияне тратили на автомобиль 3,115 миллиона рублей, что на 250 тысяч рублей меньше, чем год назад. Причем цены продолжают расти: только утилизационный сбор добавил к стоимости среднестатистической машины 367 тысяч рублей. На фоне кризиса структура спроса изменилась. 61% выручки на авторынке пришелся на китайские марки (149 миллиардов рублей). Доля российских производителей составила лишь 18,3% (45 миллиардов). Европейские, японские, корейские и американские бренды оказались в меньшинстве, занимая менее 20% рынка. Эксперты также отмечают рост популярности премиального сегмента: обеспеченные покупатели менее зависимы от колебаний цен и ограниченной доступности кредитов. По предварительным данным, ситуация в марте может ухудшиться еще сильнее. На 11-й неделе года (10–16 марта) продажи рухнули на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. По итогам месяца возможен спад на 40–50%.