В этом году в Башкирии значительно увеличилось количество обращений, связанных с буллингом и конфликтами среди детей. С начала 2023 года в региональное управление по правам ребенка поступило 115 заявок на защиту прав детей на образование, что равно количеству обращений за весь прошлый год. По словам Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан Ольги Панчихиной, более 60% из этих заявок касаются ситуаций буллинга в образовательной среде. Ситуация, по мнению Панчихиной, приобретает тревожные масштабы. В частности, с начала учебного года, с сентября, зарегистрировано 23 обращения, из которых 14 связаны с буллингом в школах и других образовательных учреждениях. Проблемы с травлей детей в коллективе продолжают беспокоить родителей и педагогов, несмотря на наличие профилактических мер. Согласно словам Панчихиной, после каникул наблюдается рост числа обращений, и каждую неделю в ее адрес поступает два-три новых заявления от обеспокоенных родителей. Как распознать буллинг? По мнению Панчихиной, родителям важно обратить внимание на поведение детей. Если ребенок внезапно замкнулся, отказывается идти в школу и избегает общения, это может быть первым признаком того, что он сталкивается с травлей. «Важно поговорить с ребенком, узнать, что происходит в школе, попытаться создать атмосферу доверия, чтобы он откровенно рассказал о своих переживаниях», — подчеркивает Панчихина. Она также подчеркивает, что разговоры с детьми должны быть не о том, как прошел день и какие оценки они получили, а о том, что их беспокоит и какие проблемы они переживают. Чем старше становится ребенок, тем сложнее наладить такой контакт, но именно откровенный разговор может помочь решить проблему на ранней стадии. Как действовать при обнаружении буллинга? Если выясняется, что ребенок стал жертвой буллинга, важно немедленно принять меры. Ольга Панчихина рекомендует родителям в первую очередь обратиться к педагогам — классному руководителю или воспитателю, а также к школьным психологам и социальным педагогам. Если проблема не решается внутри учебного заведения, стоит обратиться к директору школы. В случае бездействия со стороны администрации учебного заведения, рекомендуется обратиться в психологические центры или к уполномоченному по правам ребенка. В Башкирии работают несколько психологических центров, которые оказывают помощь детям и родителям в решении подобных проблем. Среди них «Саторис», «Индиго», «Журавушка», а также республиканский психологический центр. Все эти учреждения работают в тесном сотрудничестве с Министерством образования, Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Башкортостана. Антибуллинговая работа в школах Существуют и специализированные команды, занимающиеся решением проблем буллинга в школах. В республике создана антибуллинговая команда при психолого-медико-педагогическом центре, которая помогает справиться с конфликтами как на уровне отдельного ребенка, так и всего коллектива. Однако Панчихина подчеркивает, что несмотря на наличие таких специалистов, проблема не всегда решается на уровне школы. Если администрация учебного заведения не готова «выносить сор из избы» и привлекать сторонних специалистов, важно помнить, что игнорирование проблемы только усугубит ситуацию. «Когда конфликт не решается, он как нарыв, который рано или поздно прорвется наружу. Нужно действовать и не позволять этому затягиваться», — предупреждает Ольга Панчихина. Роль родительских чатов Отдельной проблемой являются родительские чаты, где часто обсуждается поведение детей. Панчихина призывает к созданию четких правил в таких чатах, чтобы избежать излишних конфликтов. Родители должны понимать, что домашнее задание — это зона ответственности детей, и не перекладывать эти обязанности на себя. «Родители должны выстраивать правила общения в родительских чатах, иначе такая переписка превращается в «помойку», где все выплескивают свои эмоции», — поясняет детский омбудсмен. Что делать, если педагог нарушает этические нормы? Еще одной серьезной проблемой является ситуация, когда учителя начинают делить детей на «хороших» и «плохих», публично публикуя такие списки в чатах. Это абсолютно непедагогично и недопустимо. В таком случае, если педагоги становятся участниками буллинга, родители могут обратиться в администрацию учебного заведения и требовать принятия мер.