Центральный банк России предложил нововведение, направленное на защиту заемщиков от мошенничества. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая на заседании в Совете Федерации, объявила о планах введения "периода охлаждения" перед выдачей кредита в случае, если у банка возникнут подозрения на попытки мошенничества. Эта мера призвана дать заемщику время на осознание ситуации и принятие обдуманного решения, особенно если существует подозрение, что он подвергся влиянию социальных инженеров. Предложение предусматривает, что "период охлаждения" будет зависеть от суммы кредита. Для займов на сумму от 200 тысяч рублей он может составить два дня, а для менее значительных ссуд — несколько часов. Эта мера, по словам Набиуллиной, должна помочь защитить людей, находящихся под влиянием мошенников, и предоставить им возможность осознать, что они стали жертвами обмана. Эксперты считают, что для успешной реализации инициативы необходимо разработать методологию, по которой банки смогут определять случаи, когда клиент подвергся воздействию мошеннических схем. Руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова подчеркнула, что разработка таких методов станет ключевым аспектом защиты потребителей. Важно учитывать, что жертвами мошенников могут стать люди разных возрастов, профессий и уровней дохода, что исключает возможность создания универсальных категорий риска. Руководитель проекта «За права заемщиков» «Народного фронта» Евгения Лазарева также отметила, что внедрение "периода охлаждения" может стать действенным инструментом защиты. Однако она выразила опасения, что это может замедлить процесс получения кредитов, что в некоторых случаях является критичным для заемщиков. Об этом пишет "Коммерсант". На данный момент у потребителей уже существует право на "период охлаждения", но, как отметил председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев, случаи его использования заемщиками по собственной инициативе неизвестны. Это свидетельствует о недостаточной информированности граждан о своих правах или о нехватке соответствующих механизмов реализации этого права. Банки, со своей стороны, могут использовать уже существующие инструменты мониторинга сомнительных сделок для улучшения качества клиентского сервиса. В будущем году также планируется введение возможности для заемщиков устанавливать самозапрет на получение кредитов. Этот инструмент также направлен на снижение уровня мошенничества.