пришлите новость

WhatsApp Telegram

«Свидетелей защиты не имеется». Как Хабиров патриота Башкирии в «экстремисты» записал

18:20, 11 января 2024

Разбор уголовных обвинений против известного башкирского активиста Фаиля Алсынова*

«Свидетелей защиты не имеется». Как Хабиров патриота Башкирии в «экстремисты» записал
Фаиль Алсынов / Vk.com
Довольно сложно предпринять для распространения ненависти и вражды еще большее, чем сделали это представители власти Республики Башкортостан, взявшись за уголовное преследование активиста Фаиля Алсынова (в документах его фамилия пишется как Алчинов — вариант, адаптированный к русскому языку, сам Фаиль предпочитает аутентичное произношение Алсынов, — прим. ред.). В то время как в государстве активно пропагандируются семейные ценности, в отдельно взятом регионе, в Башкирии, по личному указанию и собственноручному доносу ее руководителя Радия Хабирова многодетному отцу Алсынову грозит до 5 лет лишения свободы. Что стоит за обвинением и почему это дело политическое — разбор Пруфы.рф.

Контекст

Поводом для уголовного преследования Фаиля Алсынова стала речь на башкирском языке, произнесенная им на сходе граждан в селе Ишмурзино Баймакского района 28 апреля. Сход был согласован с администрацией, ей нужно было получить формальное одобрение сельчан на геологоразведочные работы. Вместо одобрения граждане выразили протест. Хуже того, граждане высказали еще и недоверие местной власти и тут же «переизбрали» сельского главу (конечно, сама власть с такими «выборами» не согласилась).

Лицензию на геологоразведку еще за год до того, в апреле 2022 года, получило ООО «Евразийская горнопромышленная компания» (ООО ЕГПК). Предприятие зарегистрировано в июле 2017 года, но первые четыре года, судя по финансовой отчетности, фирма не работала. Какие-то признаки деятельности появляются только в 2021-м, когда компания отчиталась о 15 тысячах рублей убытка. В 2022 году убыток увеличился до 145 тысяч рублей. Выручка в течение всего времени существования равна 0 рублей.

Учредителем ООО ЕГПК с наибольшей долей (30%) выступает уральский бизнесмен Владимир Варданян. В число соучредителей, кроме него, входят Олеся Коляда (29,5%), Александр Елховский (25,5%; также занимает должность гендиректора) и Алексей Мурахтин (15%). Доли Коляды и Варданяна, как следует из данных сервиса RusProfile, сейчас под обременением.

Варданян с партнерами ведет еще два бизнеса в Челябинске. В частности, с того же декабря 2022 года ему принадлежит 40% ООО «Промресурс», которым с 2015 по 2020 годы владел сын экс-премьера Башкирии Раиля Сарбаева Руслан Сарбаев.

Послужившая поводом для уголовного дела видеозапись выступления Алсынова на башкирском языке была опубликована без перевода на русский в одном из пабликов во «ВКонтакте» 30 апреля. Автор поста — аноним.

Стремительное расследование

Как известно теперь, уголовное дело против Алсынова было возбуждено по доносу главы Башкирии Радия Хабирова. Почти месяц потребовался его аппарату, чтобы перевести и трактовать речь активиста как экстремистскую. Обращение на имя прокурора Башкирии Игоря Пантюшина, подписанное лично Хабировым, было отправлено 26 мая. Руководитель республики, опираясь на перевод речи Алсынова с башкирского языка на русский, указал надзорному ведомству, как тому требуется понимать те или иные высказывания.

«Все эти призывы необходимо признать разжиганием межнациональной розни под видом протеста против "унижения и разграбления башкирского народа” <...> Следует понимать, что Алчинов Ф.Ф. не ставит целью обсуждение путей решения обсуждаемых проблем, а стремится вызвать широкий общественный резонанс, раскачать и дестабилизировать ситуацию в Зауралье и, возможно, во всей республике, противопоставить башкирское население представителям органов государственной власти», — указал Хабиров прокурору Пантюшину.

Вероятно, одного письма прокурору все же оказалось недостаточно, потому что 14 августа и. о. руководителя главы администрации Хабирова Искандер Ахметвалеев направил еще одно обращение, на этот раз руководителю регионального управления СКР Владимиру Архангельскому. В этом новом письме акцент был уже не на речи Алсынова, а на его когда-то участии в молодежной организации БОО «Башкорт», которая в 2020 году была признана судом экстремистской и террористической, запрещена и ликвидирована.

«В настоящее время в южных районах Башкирского Зауралья организована кампания, направленная против деятельности органов государственной власти, проводятся незаконные публичные мероприятия с целью в последующем вызвать народное волнение», — говорится в письме Архангельскому.

Далее упомянуты народные гуляния, на тот момент только запланированные на 19 августа на склоне шихана Куштау. Празднование, по мнению руководства республики, должно было пройти «с мобилизацией локальных радикальных и протестных элементов» (как событие состоялось на самом деле, можно прочитать, например, тут).

Письмо в Следком свое дело сделало. 18 августа следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел капитан юстиции Антон Свистун подписал постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Как следует из документов, копии которых имеются в распоряжении редакции, проведено две лингвистические экспертизы. Одна еще на стадии предварительного расследования с заключением от 18 июля. Вторая экспертиза проведена уже после возбуждения уголовного дела, она заняла неделю, с 25 по 31 августа, заключение подготовила эксперт МВД Сулейманова А.К.* с образованием филолога.

* Мы не нашли в открытых источниках упоминания Сулеймановой А.К. как эксперта по башкирскому языку. Возможно, речь идет об Альмире Камиловне, которая на сайте БашГУ указана преподавателем на кафедре русского языка и сопоставительной филологии факультета башкирской филологии, востоковедения и журналистики. Кроме того, Альмира Камиловна Сулейманова упомянута на сайте УГНТУ, где говорится, что она руководит кафедрой русского языка и литературы.

Обвинение Алсынову предъявили 12 октября. И менее чем через месяц, 9 ноября, активист сообщил, что обвинительное заключение по уголовному делу прокуратурой подписано, материалы готовы для отправки в суд.

Что сказал Алсынов

Мы, по понятный причинам, не можем представить на ваш суд весь текст речи Фаиля Алсынова или опубликовать видеозапись — это чревато проблемами с правоохранительными органами. Если в двух словах, то активист говорил, что сельская местность держится на женщинах и стариках, а мужчины, кто еще не встал под оружие, в массе своей спиваются. И призывал земляков к вере, к созданию семей с большим количеством детей: «Вымираем ведь!»

Еще Алсынов говорил о негативных последствиях разработки недр в том виде, как они у нас ведутся: взрывные работы рядом с населенными пунктами поднимают тучи пыли, а после них остаются лишь дыры в земле. И привел в пример уже выработанный карьер: «А какая польза была от него деревне? А никакой: деревня как была захолустной, такой и осталась».

А еще активист указал на тот факт, что разработкой недр теперь зачастую занимаются приезжие предприниматели (выходцы из Средней Азии, Кавказа и Закавказья) – у них, уверен Алсынов, всегда есть куда вернуться, а на землях Башкирии отсутствует то бережливое отношение, коим неизбежно и естественно проникаешься в родных краях (это называется патриотизмом, — прим. авт.).

Экспертиза усмотрела в речи Алсынова негативную оценку «группы лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения».

«”Жители Кавказа или Средней Азии”, “армяне”, — уточнила Сулейманова. — Для выражения негативной оценки используется лексика, имеющая словарную помету “пренебрежительная”, а также стилистически нейтральная лексика».

Примечательно, что господин Хабиров в своем доносе указал на наличие в речи Алсынова еще и признаки статьи 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Однако эти подозрения оказались лишь инсинуацией.

«Высказываний, выражающих побуждение к совершению враждебных (насильственных) действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения, не имеется», — заключила Сулейманова.

Фаиля Алсынова внимание аж самого главы республики к своей скромной персоне смутило. Мужчина некоторое время назад отодвинул активизм на задний план и сосредоточился на содержании и благополучии семьи. У него, на секундочку, четверо детей.

— Вы, господин Башлык республики, не владеете башкирским языком – и вас, возможно, на этой почве просто подставили, — допустил Алсынов, обращаясь в ответном письме (почитать об этом можно здесь). — При переводе моей речи с башкирского языка на русский допущены грубые ошибки, что и позволяет эксперту делать искомое заключение.

Доводы против экспертизы

«Крючком» для уголовного дела против Алсынова стало словосочетание ҡара халыҡ, которое он употребил при перечислении иноземцев в одном с ними ряду. В дословном переводе на русский язык выражение звучит как «черный люд». Однако носители башкирского языка предупреждают, что «ҡара» имеет куда более широкое значение, нежели «черный» в русском языке. Примеры:

  • грозовые небеса — ҡара болоттар
  • темнокожий — ҡара тәнле
  • вороной жеребец — ҡара айғыр
  • лютый мороз — ҡара һыуыҡ
  • жесткосердный (человек) — ҡара йөрәк
  • сильный голод — ҡара аслыҡ
  • дремучий лес — ҡара урман
  • и даже «темечко» на башкирском языке просто ҡараһыу (что при обратном переводе на русский просто «темный»).

В научной работе «Вопросы ономастики» Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН (2019 год, авторы Фирдаус Хисамитдинова, Римма Муратова, Гульназ Ягафарова, Мадина Валеева) указано, что «ҡара — не только значение ‘черный’, но и ‘темный’, ‘мутный’, ‘обильный’, ‘подземный’, ‘северный’, ‘злой, злостный’, ‘несчастный’ и т. д.».

Выражение ҡара халыҡ можно перевести и как «простой народ». Сам Алсынов, по сути, такой же ҡара халыҡ — он, имея образование историка, обеспечивает свою семью, подвязываясь на шабашки на стройках индивидуального жилья.

Любопытно, что из четверых носителей языка, которых мы попросили послушать запись и перевести ее максимально дословно, двое вовсе не расслышали словосочетания ҡара халыҡ.

«Речь говорящего на отдельных участках характеризуется недостаточной отчетливостью вплоть до утраты текстовой информации на уровне звуков, слов, что обусловлено особенностями артикуляции, недостаточной громкостью отдельных реплик, наличием фоновых шумов, а также условиями звукозаписи, — указала и сама эксперт в своем заключении. — Данные участки затрудняют, но не исключают смысловое понимание текста в целом».

Однако одного понимания смысла текста в целом еще недостаточно для полноценного лингвистического исследования в рамках уголовного дела, считают юристы. Что еще важнее, эксперт применила методику, предназначенную для анализа русскоязычных текстов.

— Лингвистическое исследование текста может проводить только эксперт, обладающий специальными знаниями в области языка, используемого для создания текста, — указал юрист, специалист в области уголовного права (он попросил сохранить анонимность, ввиду обстоятельств и субъекта уголовного преследования). — Кроме того, эксперт опирается на словарные значения, зафиксированные то в словарях русского языка, то в словарях башкирского языка, что является некорректным.

Собеседник редакции согласился, что негативное отношение к группе лиц могло иметь место в речи, однако обусловлено это отношение было деятельностью этих лиц — небрежная разработка недр — а не национальными либо расовыми характеристиками.

— Если использовать методику психолого-лингвистической экспертизы, то выводы могут быть иными, — уточнил юрист.

Политическая подоплека

Политобозреватель издания Пруфы.рф Рамиль Рахматов уверен, что уголовное преследование Алсынова обусловлено исключительно политическими соображениями и целями руководства республики. В частности, он усмотрел прямую взаимосвязь преследования с конфликтом вокруг Городища Уфа-II (весной этого года на территории памятника археологии начали возводить православный храм, хотя еще год назад сообщалось о планах воссоздать уникальный объект, который может стать привлекательным для туристов) и сносом поклонного креста в Караидельском районе (инцидент произошел в октябре, крест расположен в очень труднодоступном месте, но местные власти смогли найти все нужные материалы, доставить их на скалу и восстановить объект за каких-то 4 дня).

— Складывается впечатление, что кому-то очень нужно создать видимость присутствия в регионе каких-то чрезвычайных радикалов, экстремистских элементов. Кому-то очень нужно расшатать республику. Но это очень опасная игра, и если она действительно ведется, то может привести и к другим, совершенно нежелательным последствиям, — полагает Рахматов. — Когда-то Хабиров клялся, что не имеет отношения к посадке Айрата Дильмухаметова (внесен в список террористов и экстремистов), что его совесть чиста. Так зачем надо было марать свою совесть сейчас, Радий Фаритович?

Фаиль Алсынов, напомним, когда-то состоял в организации «Кук буре». В 2014 году в движении произошел раскол, в числе лидеров выделившихся членов организации были Фаиль Алсынов и Руслан Габбасов** (внесен в реестр иноагентов, а также в список террористов и экстремистов, покинул страну). Их группировка стала отдельной Башкирской общественной организацией «Башкорт»*** (признана судом экстремистской, запрещена). В 2018 году «Кук буре» официально объявил о самороспуске.

— «Кук буре», хочу напомнить, создавалась и первые несколько лет существовала под кураторством членов команды самого Радия Хабирова, — прокомментировал Рахматов. — И есть документальные свидетельства того, как члены команды Хабирова реально взаимодействовали с тем башкирским национальным движением. Так что в эти игры они умели тогда, и, уверен, умеют и играют и сейчас. Руслана Габбасова** лично я считаю предателем. Он сбежал и сейчас сидит на содержании прозападных структур. Он наговорил себе уже на целый Уголовный кодекс. Но уголовное дело возбудили против его бывшего (подчеркиваю: бывшего!) соратника Фаиля Алсынова. Их пути давно разошлись. Я достоверно знаю, что Фаиля предупреждали, предлагали уехать. Но он как истинный патриот не мыслит своей жизни вдали от родины, поэтому решил остаться. А Габбасов**, по сути, подвел ребят, которые смотрели на него как на лидера. И сейчас только Алсынов может выступать для них ориентиром. Уберут Фаиля, и молодежь, лишенная надежды на справедливость, легко перейдет под влияние Габбасова**. То есть попадет под влияние сил, которые стремятся подорвать Россию из самого ее центра.

Добавим лишь, что обвинительное заключение было составлено и подписано Свистуном и его руководителем ровно через неделю после предъявления Алсынову обвинения, 18 октября. «Свидетелей защиты не имеется», — указано в материалах.

Прокуратура подписала обвинение и направила материалы в суд Баймакского района Башкирии 12 ноября. Прошел почти месяц, и только 9 декабря Алсынов сообщил, что судебный процесс готовы начать, предварительное заседание назначено на 13 декабря. Любопытно, что в карточке дела на сайте суда скрыты имена как обвиняемого, так и судьи. Согласно постановлению о назначении предварительного слушания, которое Алсынов опубликовал в своем telegram-канале, его судьбу предстоит решить Элине Тагировой.


*Ныне Фаиль Алсынов внесен Росфинмониторингом в перечень физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

**Руслан Габбасов внесен в реестр иноагентов, а также в список террористов и экстремистов.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное