пришлите новость

В храмово-музейную войну на Городище в Уфе вступила интеллигенция

16:10, 29 ноября 2023

Публикуем вторую часть опроса

В храмово-музейную войну на Городище в Уфе вступила интеллигенция
Пруфы.рф

Мы продолжаем опрос экспертов, активистов и просто известных жителей Башкирии о том, что именно должно появиться на месте археологического памятника «Городище Уфа-II» при въезде в город. Предыдущую часть вместе с предысторией вопроса вы можете почитать здесь.

Писатель, драматург, председатель Союза кинематографистов Башкортостана, лауреат Госпремий им. Ш. Бабича и С. Юлаева, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Зухра Буракаева категорически против строительства храма на территории археологического памятника. Она отмечает, что это не его историческое место.

«Долгие годы шёл разговор о построении музея на территории «Городища Уфа-II». Скоро пройдут «Мажитовские чтения», посвященные 90-летию со дня рождения академика, археолога Нияза Мажитова, и лучшим подарком к памятной дате этого великого человека было бы сохранение «Городища». Эти чтения не будут иметь никакого смысла, если не будет сохранён археологический памятник. Этот вопрос я поднимала ещё как член исполкома Курултая», – рассказала Зухра Буракаева.

Историк ГБУК НПЦ МК РБ и храмов Уфимской епархии Павел Егоров уверен, что Храм Всех Святых должен быть восстановлен на его историческом месте в Архиерейской слободе по адресу: ул. Местные Дубнячки, 43.

Руководитель архитектурного бюро Дмитрий Пятков считает, что нужно развивать территорию городища под архитектурные памятники и музей.

«Город может представлять интерес как с культурной и исторической, так и с туристической точки зрения только в том случае, если там можно наглядно увидеть и проследить исторические этапы его развития, прочитать культурный код каждого этапа развития города, почувствовать преемственность и взаимопроникновение эпох. И чем глубже в прошлое можно заглянуть, тем интереснее город. Раз история распорядилась так, что на территории Уфы мы имеем такой археологический памятник, то наш долг – устроить на этом месте комплекс, который бы наглядно передавал культурное, экономическое, религиозное развитие и уклад жизни общества тех времён», – сказал он.

Писатель, педагог, известный общественный деятель, отличник образования РБ, заслуженный работник культуры РБ, кавалер орденов Салавата Юлаева и «Трудовой доблести» Марьям Буракаева делится своим мнением:

«Как можно уничтожать то, что является большим научным открытием для всей мировой науки? Как мы радовались, когда гремели на весь мир, что было такое городище, существовавшее на протяжении многих веков на месте, где сейчас находится современная Уфа. Я слушала лекции Нияза Мажитова, сама читала лекции учителям, показывая этот город на средневековых картах. Иметь такое великое наследие и уничтожить его – это обречь себя на ту ошибку, когда про нас будут говорить: «Башкиры сами уничтожили не только свою историю, но и открытие мирового значения»».

Активистка «Архзащиты Уфы» Зульфия Байбурина считает, что нужно оставить территорию городища для изучения археологов и как туристический объект с музеем-депозитарием.

«Прежде чем строить новый храм, надо достроить Воскресенский собор, мечеть Ар-Рахим и отреставрировать Спасский храм. А Храм Всех Святых следует восстановить на его историческом месте, на ул. Местные Дубнячки, 43», – говорит она.

Зульфия Байбурина отметила, что по мнению археологов и учёных, Городище Уфа-II уникально в своём роде, поэтому его необходимо сохранить, как для самих уфимцев, так и для археологов, историков и туристов.

«А храмов поблизости от этого места целых четыре: Спасский храм, Покровский храм, Сергиевская церковь, Храм Рождества Богородицы. Нужно сохранить имеющиеся храмы и не допускать строительства высоток рядом с ними, как это сделали рядом с Покровским храмом. Из-за нового ЖК его почти не видно», – подытожила активистка.

Заслуженный артист Республики Башкортостан Ринат Рамазанов считает, что городище – национальное культурное достояние не только Башкирии, но и всего мира.

«Обычно такие объекты превращают в международные музеи и исследовательские центры. Храм — это, конечно, хорошо, в нашей республике всегда мирно существовали разные народы и конфессии. Против веры православия никто ничего не имеет, просто народ хочет сохранить своё историческое наследие», – говорит он.

Музыкант отмечает, что мусульмане всегда поддерживали российскую государственность, что во время ВОВ, что во период событий 1812 года.

«Да и сейчас наши ребята сражаются на передке. Это непосредственно хорошее отношение башкирского народа к России. Поэтому считаю, что для строительства храма можно спокойно подобрать и другие места. Считаю, что необязательно его строить на объекте мирового значения», – говорит он.

Ринат Рамазанов отмечает, что необходимо прийти к какому-нибудь компромиссу по городищу.

«Сегодня напряжённое время, творится непонятно что, много недоброжелателей, постоянная информационная атака, не думаю, что внутри мирной республики сейчас нужно какое-либо напряжение», – рассуждает он.

Артист выразил надежду на адекватное решение данного вопроса, чтобы все остались довольны, и чтобы сделать в Башкирии объект мирового признания с привлечением туристов и инвестиций.

Телепублицист, кандидат исторических наук Салават Хамидуллин считает, что ситуация, связанная с планами строительства церкви Всех Святых на территории археологического комплекса, включающего в себя городища Уфа-II и Уфа-III, имеет как минимум три аспекта: практический, исторический и общественно-политический.

«Первое: есть ли практическая необходимость возведения нового храма в указанном месте для использования его по прямому назначению, т.е. с целью удовлетворения потребностей верующих, если в радиусе одного километра уже стоят три храма – Сергиевский кафедральный собор, Покровская и Спасская церкви? На мой взгляд, такой необходимости нет. Мечеть здесь тоже не нужна – она стоит поблизости в несколько сотен метров от городища. Конечно, если авторами данной инициативы, имена которых до сих пор никому не известны, ставилась цель утыкать культовыми сооружениями всю старинную часть города, исходя из личных представлений о «лепоте» или «духовности» (чем больше построишь церквей/мечетей, тем больше спишется грехов), тогда в действиях не следует искать нормальную светскую логику. Второе: исторический контекст Всехсвятской церкви требует ее возведения именно на том месте, где она стояла в прошлом, иначе какое же это восстановление? Именно так полагают многие известные уфимские краеведы. Как известно, храм до момента разрушения в 1933 году находился в бывшей Архиерейской слободе (район Архиерейка недалеко от Дома Республики). Третье: городище Уфа- II, находящееся под пристальным вниманием СМИ и общественности республики с 2005 года, когда было сделано сенсационное открытие «древней Уфы», давно вписано в местный исторический нарратив, а потому, учитывая возросшее в последнее время национальное самосознание, в частности башкирской части населения, указанная явно неудачная инициатива воспринимается как покушение на культурную идентичность коренного народа», – сказал он.

Салават Хамидуллин отмечает, что дело, конечно, не в неприятии ими христианства.

«Допустим, если бы кому-нибудь вздумалось построить в Кремле мечеть, дацан, синагогу или католический костёл, то, уверен, это решение также не встретило бы одобрения большинства православных россиян – и не по причине религиозной нетерпимости. Мало того, эту идею вряд ли поддержало бы большинство мусульман, буддистов, иудеев и др., исходя из максимы «всякая вещь хороша на своем месте». Кремль – место, откуда пошло Московское царство. Это – символ не только России, но, в первую очередь, русского народа, а также материальное выражение политических концептов прошлого («Москва – третий Рим»). Так зачем ломать сложившийся исторической контекст?» – задаётся вопросом телепублицист.

Он говорит, что аналогично и с городищем Уфа-II, который, как показали исследования ученых, является одним из ключевых сюжетов раннесредневековой истории Башкортостана.

«На мой взгляд, на территории городища необходимо прекратить всякие строительные работы. Даже здание музея следует соорудить за его пределами, а на самой территории следует реконструировать облик древнего города с возможностью лицезреть культурные слои, обнажившиеся в ходе раскопок. Уверен, только такой подход сможет, с одной стороны, сохранить дух эпохи «древней Уфы», а с другой – превратить объект в точку притяжения для туристов», – подытожил кандидат исторических наук.

Продолжение следует.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное