К 2024 году к юбилею Уфы улицы города преобразятся. Глава республики Радий Хабиров дал поручение разработать единый дизайн-код Уфы, а идея преображения принадлежит директору Центра городского дизайна Руслану Алмаеву. Но то, что должно было преобразить город в лучшую сторону – привело к конфликту администрации города с владельцами нестационарных торговых объектов (НТО). Редакция Пруфы.рф разбиралась, что такое дизайн-код, для чего это надо и как это повлияет на владельцев торговых точек в городе.Что за дизайн-код? Что вообще такое дизайн-код? А это свод правил по оформлению и проектированию города, где прописаны рекомендации по созданию и размещению вывесок, рекламы, торговых точек, навигации по городу, скамеек и прочего. По дизайн-коду озеленяется город, делаются дороги, оформляются фасады домов. Так, формируется единое городское пространство. Стоит отметить, что в некоторых странах дизайн-код существует уже много веков. Дизайн-код города – это не обязательный законодательный документ, а, скорее, свод рекомендаций для архитекторов, застройщиков, предпринимателей. Документ помогает наглядно увидеть эстетические недостатки города и устранить их совместными усилиями. Вообще, дизайн-код должен помочь очистить город от нелепых вывесок и перегруженных фасадов зданий, коих в Уфе очень много. Он должен повысить привлекательность для туристов и горожан, помочь сохранить архитектурную ценность. Хотя с последним не поможет и дизайн-код, если власти сами не желают решать эти вопросы. В России о внедрении дизайн-кода заговорили в 2014 году, когда студия Артемия Лебедева по заказу Москомархитектуры разработала проект. Несмотря на недовольство предпринимателей, дизайн-код значительно преобразил Москву. В дальнейшем дизайн-код получили Ижевск, Челябинск и еще около десятка городов России. По словам Администрации Уфы, разговоры о едином дизайне города ходили уже несколько лет, и определенные шаги в этом направлении были сделаны. – Дополнительный импульс работе придал предстоящий в 2024 году юбилей Уфы. В октябре 2022 года Управление архитектуры и градостроительства мэрии заключило контракт на 8 млн рублей с петербургской компанией ООО «Ленгипрогор» на разработку дизайн-кода города. Работа должна была быть завершена до 15 июня 2023 года. ООО «Ленгипрогор» зарегистрировано в 2018 году в Санкт-Петербурге. Генеральным директором и учредителем является Андрей Васильев. Выручка компании за 2022 год составила 31 млн рублей, а прибыль упала до 223 тысяч рублей. Однако договор был расторгнут по соглашению сторон, а мэрия в мае 2023 года заключила контракт на 9,5 млн рублей с ООО «Точка». В этот раз работы должны быть выполнены до 24 ноября 2023 года. ООО «Точка» зарегистрировано в 2020 году в Ленинградской области. Генеральным директором и учредителем является Марина Миронова. Выручка компании с 2020 года неизменно растет, и в 2022 году составила 30 млн рублей. Прибыль же достигла 8,5 млн рублей. Кроме того, в феврале 2023 года выяснилось, что за дизайн киосков, террас, автомастерских и павильонов будет отвечать студия Артемия Лебедева. Только вот жители Башкирии этого не оценили и заявили, что город поразила какая-то «деревянная болезнь». И действительно, в обновленном дизайне НТО использовалось дерево. Правда, остался вопрос: а кто будет следить за внешним видом в дальнейшем, так как дерево в будущем может покрыться пылью и грязью, и, вообще, требует тщательного ухода. В марте 2023 года студия Артемия Лебедева представила на своем официальном сайте план туристической навигации для Уфы, которая должна помогать туристам в поисках достопримечательностей.Ни с кем не посоветовались Мы решили узнать у практикующего юриста Ильдара Ягафарова, как сильно новые правила и единый дизайн-код ударит по карману предпринимателей. По словам эксперта, рекомендации от администрации Уфы были адресованы тем, у кого заключен договор аренды. Если у предпринимателя заключен договор на размещение НТО, то в документе прямо предусмотрено, что в течение 45 дней с момента заключения договора необходимо привести торговую точку к единому внешнему виду. – Если же нет, то это будет основанием для расторжения договора, ну и, соответственно, демонтажа НТО. По словам эксперта, прямого указания, у кого можно заказать обновленный ларек, не было. – Этот рынок конкурентный, и много кто занимается фасадами и стеклами. Поэтому здесь, может быть, какие-то районные администрации для примера каких-то предпринимателей или производителей рекомендовали, но я не слышал ни от одного предпринимателя, чтобы говорили, куда идти и у кого заказывать. При этом, как утверждает Ильдар Ягафаров, смена НТО очень существенно будет бить по карманам предпринимателей, так как материал изготовления по новым эскизам недешевый. – Там алюминиевый профиль, стекла, ну и обшивка деревом, которая недолговечная. Нам сказали, что дерево можно заменить на полимеры, но с повторением текстуры дерева. А это все равно недешево. Так, один павильон на 20 м2 может обойтись в стоимость однокомнатной квартиры. И предприниматели многократно высказывались, как на общих собраниях, так и при личных встречах. Если НТО будет стоять там, где плотный автомобильный трафик, а это, как правило, так и бывает, то через полгода такой объект превратится в комок пыли. Его надо будет ежедневно по нескольку раз мыть. Понятно, что хотели привести к какому-то единому стилю, но даже ни с кем не посоветовались. Просто к Артемию Лебедеву пошли, и он нарисовал. Это, конечно, ухудшает предпринимательский климат, но нашим властям это, видимо, неинтересно. Самым важным вопросом, который стоит сейчас перед предпринимателями, по мнению юриста, это то, что в постановлении не указано ответственное лицо, которое будет подписываться под тем, что приведение к единому дизайну соответствует документам. – Никто в городе такую ответственность на себя не берет. Ни одно управление и ни один отдел в администрации не подписывается под этим. Это в будущем может породить споры между администрацией и предпринимателями.Старые места – новые хозяева Стоит отметить, что конфликт властей города и предпринимателей по вопросу единого стиля торговых точек длится уже не первый год. Еще в декабре 2022 года уфимские коммерсанты обращались в редакцию. Они рассказали, что город разворачивает широкую кампанию по сносу киосков в городе. Мэрия тогда мотивировала это разными причинами – от внешнего вида до создания аварийных ситуаций на дорогах. По мнению предпринимателей, новые правила намеренно ужесточены до такой степени, что в городе придется снести почти все НТО. Бизнесмены тогда сделали предположение, что такая очистка города объясняется не только подготовкой к празднованию юбилея Уфы в 2024 году. По предположению предпринимателей, чиновники «зачищают рынок» в интересах определенных лиц, а киоски вернутся после праздника, но уже принадлежать они будут другим хозяевам. Схожее предположение было сделано и в июне 2023 года, когда у нескольких владельцев торговых точек на площади Салавата Юлаева произошел конфликт с чиновником уфимской мэрии, начальником Управления потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей Рустамом Хазиевым. Как рассказали коммерсанты, чиновник явился к ним демонтировать торговые точки якобы на время проведения 10-го юбилейного форума «Россия-Беларусь». Бизнесмены тогда посчитали, что администрация Уфы повела себя так, прикрываясь форумом. А теперь представьте, сколько можно заработать на том, чтобы привести все НТО в городе к единому стилю. Напомним, что, как нам рассказал юрист, замена торговой точки может обойтись в стоимости однокомнатной квартиры. А согласно постановлению администрации Уфы, в городе более 1400 НТО, которым, так или иначе, придется или соглашаться на новые правила администрации, или уходить с улиц города. Представьте, сколько там денег, которые кто-то захочет заполучить.«Фирму мы находили сами» Как мы выше писали, юрист Ильдар Ягафаров рассказал, что прямого указания, у кого можно заказать обновленный ларек, не было. Это подтвердил и основатель башкирского кафе быстрого питания Aibat Hallyar Марат Насхутдинов, который рассказал, что НТО сети только строятся и строятся они уже согласно дизайн-коду. – У того, что мы делаем, есть затраты, но они в любом случае были бы, так как мы строим с нуля. Фирму мы находили сами, и на нас выходили ребята, которые строили НТО. И мы, естественно, запрашивали какое-то техзадание.Рекомендовано, но необходимо Мы решили узнать у администрации Уфы, как предприниматели должны переделать свои торговые точки и есть ли рекомендации по выбору определенной фирмы. В мэрии нам рассказали, что собственникам и владельцам рекомендовано преобразовать внешний вид НТО согласно утвержденным требованиям, а фирму предприниматели могут выбрать самостоятельно. – Внешний вид НТО приводится субъектом предпринимательства в соответствие утвержденным эскизам самостоятельно, за счет собственных средств. Владельцы НТО обязаны обеспечить уход за их внешним видом: содержать в чистоте и порядке, своевременно красить и устранять повреждения на вывесках, конструктивных элементах, производить уборку и благоустройство прилегающей территории. Мэрия утверждает, что проблему «устаревших» торговых объектов планируется решать поэтапно, а взамен предпринимателям дадут долгосрочные права. При этом все бизнесмены смогут переоформить действующие договоры аренды на договоры на размещение НТО без торгов. – В действующий порядок размещения НТО внесены изменения, позволяющие переоформить договоры аренды земельных участков на договоры на размещение НТО без торгов в случаях, если площадка под действующим НТО включена в схему размещения, ранее был оформлен договор аренды, условия договора не нарушались, а также владелец НТО берет на себя обязательства приведения внешнего вида НТО в соответствие утвержденным эскизам. То есть, как и рассказывал юрист Ильдар Ягафаров, договор будет переоформлен в том случае, если предприниматель приведет НТО в необходимый вид и будет содержать его в чистоте. За свой счет. Сама мэрия, кстати, рассказала, что за соответствие НТО всем необходимым условиям и правилам будет следить Управление наружной рекламы и информации Уфы, а все договоры заключаются до 31 декабря 2030 года. Набережная, пешеходная улица, и дворы Черниковки. Путешествие с чиновниками мэрии Уфы. Мэрия Уфы планирует «формировать у горожан эстетический вкус». «Стремные, да…»: дизайнер раскритиковал финальные работы на фирменный стиль 450-летия Уфы.