Ленинский районный суд Уфы продолжил разбирательства между бывшим застройщиком мечети «Ар-Рахим» ООО «Алтын Курай» и Духовным управлением мусульман РБ. Всего оппоненты прошли чуть ли не через десяток судов в различных инстанциях. В этот раз Ильдар Ишеев пытается оспорить назначение Айнура Биргалина по пост председателя ДУМ РБ. Не сказать, что его позиция совсем не обоснована.
Ильдар Ишеев не выступил с плакатом «Муфтий не настоящий», а сделал попытку оспорить внесение соответствующих данных Биргалина как председателя ДУМ РБ в реестры ОГРН и ЕГРН в июне 2019 года. Здесь факты полностью на его стороне. Напомним, что весной того года свой пост покинул муфтий Нурмухамет Нигматуллин. Согласно Уставу ДУМ РБ, исполняющим обязанности муфтия становится один из его первых заместителей. Таковыми были Аюп Бибарсов и Айнур Арсланов. Айнур Биргалин был только введен в состав ДУМ. К тому же к муфтию имеется еще несколько требований, в частности, стаж работы в ДУМ РБ должен составлять не менее 10 лет.
Айнур Арсланов, который тогда несколько дистанцировался от скандалов вокруг строительства мечети, пользовался поддержкой большей части приходов Зауралья. Но весной 2019 года он смалодушничал и на Президиуме ДУМ РБ снял свою кандидатуру. Аюп Бибарсов, как следует из протоколов заседания президиума, свою кандидатуру не снимал и должен был автоматически стать и. о. муфтия, но при поддержке (диктате) Администрации Главы РБ и. о. председателя до Съезда ДУМ РБ был назначен Айнур Биргалин.
Эти обстоятельства заседания также были известны нашему изданию, но Арсланов, Бибарсов и Ишеев, интересы которых были прямо задеты, тогда на контакт не пошли. Видимо, боялись конфронтации с Администрацией Главы РБ или надеялись договориться. Команда Биргалина между тем подготовила все документы и передала их в Управление Минюста РФ по РБ, после чего налоговая служба зарегистрировала 19 июня Айнура Биргалина как руководителя ДУМ РБ. При этом он был обозначен не как исполняющий обязанности, а уже как действующий муфтий. За два дня до этого, еще не обладая правом подписи, Биргалин уволил Ишеева с поста управляющего делами. Позднее тот успешно оспорил в судах данное решение.
Именно на стадии передачи документов в управление Минюста РФ по РБ и регистрации Ишеев предположил, что произошел подлог документов, и ведомство неправомерно оказало помощь Биргалину.
Мы здесь сознательно не будем останавливаться на позиции налоговой службы, которая также выступает ответчиком, так как УФНС действует механически на основе документов Министерства юстиции. Именно это ведомство должно проверять документы. Представители Минюста с иском Ишеева не согласились. По их мнению, положенный пакет документов решения президиума ДУМ РБ был в полном порядке, экспертиза по нему не нужно было проводить, оснований не доверять заявителям у управления не было. Представитель МЮ РФ в суде отметил, что если имеются нарушения Устава централизованной религиозной организации, то Ишеев мог подать в суд не на Управление Минюста РФ по РБ, а на ДУМ РФ в части решения Президиума о назначении Биргалина. Также представитель ведомства пояснил, что управление не могло оставить ДУМ РБ, которое имеет 700 приходов, большую хозяйственную деятельность, без человека с правом подписи.
Представитель Ишеева Аслям Халиков парировал, что, согласно законодательству, органы юстиции обязаны следить за законностью в религиозных организациях. Документы на Биргалина должны были проверить на соответствие Уставу. Это верно, но сам Ишеев, Бибарсов, Арсланов, повторимся, несколько лет молчали, а в суд владелец «Алтын Курая» обратился не так давно.
Мы также изучили возражение ДУМ РФ на иск Ильдара Ишеева. По сути, оно сводится к пресловутому «вы фсе врети», а в иске надо отказать, потому что вышли сроки исковой давности. Пожалуй, это и есть самый главный аргумент для суда. Напомним, что именно истечение сроков давности позволило осенью прошлого года избежать Айнуру Биргалину уголовного преследования за уничтожение финансовых документов на 35 млн рублей. Соответственно, суд 22 мая вынес решение отказать в иске Ишеева. Но история далека от завершения.
Накануне осеннего съезда 2019 года Айнур Арсланов в очередной раз смалодушничал и просто не явился на съезд. При поддержке Администрации Главы РБ неугодные имамы физически не были допущены на заседание съезда. Назначение Биргалина в таких условиях прошло без проблем.
– Я не собираюсь останавливаться на этой стадии, а буду далее судиться. После того, как получим полное мотивированное решение суда, будем его оспаривать. Я понимаю, что сроки давности вышли, но для меня принципиально важно установить в суде, что назначение Биргалина было незаконным, чтобы это признало управление МЮ РФ по РБ. У молодого муфтия все начиналось с подлога, а в итоге сегодня мечеть не строится, а разрушается. Вот вернут они за дополнительные деньги купол, хорошо. А дальше что? Где проект консервации? Или они ждут, что мечеть окончательно разрушится? – прокомментировал решение Ленинского райсуда Ильдар Ишеев.
Трудно не согласиться с этими словами владельца «Алтын Курая», но есть понимание, что им движет отнюдь не исключительная принципиальность. Все эти факты, повторимся, были прекрасно известны причастным людям весной, летом и осенью 2019 года. Все эти лица тогда шушукались, что-то сливали в СМИ, но принципиальную позицию открыто не занимали. Они продолжали взаимодействовать с новым муфтием, пока окончательно не рассорились с ним на теме строительства и денег. Так что похвальная последовательность Ильдара Ишеева в тяжбах с ДУМ РБ, как нам кажется, это не про принцип, а про инструмент борьбы. Тут отметим, что суд отказался вызывать в качестве свидетеля Аюпа Бибарсова, который мог открыто сказать, что весной 2019 года не отказывался от исполнения обязанностей муфтия. Но мы более чем уверены, что он либо не пришел бы в суд, либо не вспомнил бы о тех обстоятельствах.
В завершение повторим свой тезис, что в этой истории факты расходятся с аргументами. Уже через полтора года должно состоятся переизбрание председателя Духовного управления мусульман РБ. Все последние годы управление сопровождают скандалы, мечеть «Ар-Рахим» не строится, а разрушается. Биргалин сменил покровителей на федеральном уровне и от Равиля Гайнутдина перебежал к Альбиру Крганову. Осенью 2024 года республику ждут выборы Главы РБ, соответственно, в Белом доме будет не до проблем Биргалина. Так что последовательная позиция Ильдара Ишеева, суды и информационный фон еще сыграют свою роль против переизбрания действующего муфтия. Нужен ли такой муфтий, решать умме. Как говорится, каков поп – таков приход.
- Новый купол для мечети «Ар-Рахим» прибудет в Уфу до конца мая
- После падения купола Айнур Биргалин прибыл на место происшествия – для его авто лично расчищали заброшенную дорогу к мечети
- Муфтий Башкирии Айнур Биргалин: «Владимир Путин нам и руководству республики прямо намекнул достроить мечеть»