Завтра, 16 мая, в Уфе состоится международная научно-практическая конференция «Шейх Зайнулла Расулев». Конференция будет посвящена 190-летию со дня рождения выдающегося башкирского религиозного и общественного деятеля Зайнуллы Расулева. В мероприятии примут участие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Дагестана и других регионов России и зарубежья. Во время конференции будут рассмотрены такие темы, как «духовное наследие шейха Зайнуллы Расулева в современной суфийской традиции башкирского народа», «судьба суфизма в России в советское и постсоветское время», «трансграничные связи башкирских суфиев», «феномен суфийской литературы», «традиционная духовность тариката Накшбандийа» и «перспективы суфиеведения в России». Конференция состоится в конгресс-холле «Торатау» в 10:00, вход — по предварительной записи по телефону +7(996)256-37-12. Прошлая конференция, посвященная 185-летию со дня рождения Зайнуллы Расулева, состоялась в Уфе в 2018 году и собрала под крышей конгресс-холла отечественных и зарубежных исследователей, а также просто верующих, не безразличных к жизни известного мыслителя. Интерес к личности шейха со стороны органов государственной власти Башкирии впервые был проявлен в 2008 году, когда по поручению первого Президента Башкортостана Муртазы Рахимова были проведены торжественные мероприятия, посвященные 175-й годовщине рождения Зайнуллы Расулева. Именно тогда было положено начало традиции проведения масштабных конференций в честь Шейха, которые и теперь собирают сильнейших идеологов исламского мира. В 2018 году торжественные мероприятия прошли на родине Зайнуллы Расулева в Учалах и в Троицке, где открыли медресе «Расулия». Ранее историк и журналист Салават Хамидуллин в статье «Духовный король своего народа», посвященной Зайнулле Расулеву и опубликованной на страницах нашего издания, писал: – Шейх, без сомнения, был сторонником самоопределения башкир и других народов России, хотя он об этом нигде публично не заявлял. Однако, такой вывод следует из многих фактов его биографии. Не ошибемся, если скажем, что шейх Зайнулла Расулев воспитал целое поколение мусульманской интеллектуальной и политической элиты, которая в 1917 г. включилась в борьбу за национальное самоопределение своих народов. Один из его мюридов муфтий ‘Алимджан Баруди стал одним из деятелей «тюрко-татарского» движения. Другой его ученик Риза ад-Дин Фахреддинов стал выдающимся просветителем и участником башкирского национального движения, а затем возглавил Центральное духовное управление мусульман в 1922–1936 годах. Очевидно его влияние и на лидера башкирского национального движения А.-З. Валиди. Шейх, обладая проницательностью, сразу заприметил юнца и устроил ему ряд испытаний. «Отец» Башкирской Республики впоследствии вспоминал: «Если бы не внимание и ласка высокочтимого шейха, кто знает, может быть, и я в свои пятнадцать лет, как и многие другие мои сверстники, стал бы обычным приказчиком у богатых торговцев». Но, как известно, А.-З. Валиди стал именно тем, кем стал, а именно, крупным историком-востоковедом, первым руководителем Башкортостана и одним из основоположников и практиков российского федерализма, а значит, одним из архитекторов современной России. Также вы можете прочесть другую статью Салавата Хамидуллина о Зайнулле Расулеве - «Шейх Зайнулла Расулев в суфийской традиции Урало-Поволжья». Справка Зайнулла Расулев родился 25 марта 1833 года в ауле Шарип Троицкого уезда Оренбургской губернии (сейчас это Учалинский район Башкирии). После окончания медресе в деревне Муйнак продолжил образование в Троицке, затем был назначен имамом мечети в деревне Аккужа. Здесь он основал свое медресе, которое быстро стало популярным в округе. В 1859 году он вступил в суфийский тарикат Накшбандийа. В 1870 году Расулев отправился в паломничество с остановкой в Стамбуле, где встретился с накшбандийским шейхом Османской империи Зия ад-Дину Гумушханеви и принял посвящение в тарикат Накшбандийа-Халидийа. По возвращении на родину ввёл ряд новшеств в практику суфизма среди местных мусульман: громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения пророка Мухаммада), ношение чёток и т.д. Но эти новшества вызвали вражду у традиционных религиозных кругов. Преследовался властями за распространение идей суфизма. Официальные представители ислама — муллы-ортодоксы и кадимисты — обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. По их доносу Расулев был арестован и в январе 1873 года и сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочерёдно в Златоусте (ныне в Челябинской области) в течение восьми месяцев, Никольске Вологодской губернии (1873—1876) и в Костроме (1876—1881). В 1881 году вернулся из ссылки и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Повторно совершил хадж. С 1884 года — имам мечети в городе Троицке (ныне Челябинской области), при которой основал медресе «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Имел много учеников и последователей, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России. Его называли также «духовным королём своего народа». В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым. Кроме просветительских талантов, познаний в богословии и суфизме, шариате, Зайнулла Расулев обладал и уникальными способностями врачевания, и секретами тибетской медицины. Его сын Габдрахман хазрат был муфтием, председателем Центрального духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири с 1936 по 1950 год (похоронен во дворе Соборной мечети в Уфе). Шейх Зайнулла Расулев аш-Шарифи ан-Накшбанди ан-Муждадидийа ал-Халиди, имевший суфийский статус «Кутб-аз-Заман» («Полюс времени»), умер 2 февраля 1917 года. Похоронен на старинном мусульманском кладбище в Троицке. Зайнулла Расулев – ученый-теолог, просветитель и государственник Духовный король своего народа Шейх Зайнулла Расулев в суфийской традиции Урало-Поволжья