Только под конец речной навигации мы смогли закончить казавшееся сначала простым и несложным журналистское расследование про речные войны в Уфе. В августе неожиданно начались наезды властей на уфимское ООО «Речфлот» – на него вдруг дружно и слаженно подали в суды городские власти и Минэкологии РБ. Обычно судебные споры длятся долго, а здесь уже через несколько дней Арбитражный суд РБ запретил «Речфлоту» вести деятельность на дебаркадере – плавучем деревянном домике, к которому причаливают прогулочные теплоходы. С каким-то особым фанатизмом представители как федеральных, так и местных властей, пытались быстро уничтожить бизнес компании «Речфлот», которая много лет занималась прогулочными перевозками в акватории Уфы. Но после нескольких лет работы претензии появились вдруг у всех возможных органов. Как по волшебству, в один миг на «Речфлот» обрушился целый вал наездов: стал опасен электрический щит, власти заявили, что он может вдруг «утонуть» в реке в самый разгар июльской засухи. Неожиданно выяснилось, что на многокилометровой набережной именно в зоне пристани «Речфлота» нет ограждений у воды, при этом там же мэрия вдруг устроила солярий с душевыми кабинами, куда спешно в самом конце августа поставили душевые стойки, правда, без подвода воды. Естественно, солярий и души мешали причаливать теплоходам. В итоге у дебаркадера построили не только символические душевые стойки, но и стену из бетонных блоков, а когда это не очень помогло, власти прислали «маски-шоу» и угнали специально вызванным буксиром дебаркадер в затон. Мы направили редакционные запросы и получили очень интересные ответы. И пока наши выводы сводятся к тому, что правительство республики снова тянет в Уфу москвичей. Администрация главы республики сообщила, что в том самом месте на набережной, где еще вчера якобы был так опасен и мешал принимать отдыхающим разные ванны дебаркадер «Речфлота», вскоре будет установлен плавучий ресторан на 300 мест, являющийся важной частью масштабного инвестиционного проекта компании «АгидельФлот». Мы стали изучать этот инвестиционный проект.Инвестиции «АгидельФлот»: ожидания и реальность Созданная весной компания «АгидельФлот», входящая в подмосковную ГК «Алые паруса», заявила, что намерена вложить 230 млн в организацию речных прогулок по реке Белой. Уфимцам обещали три прогулочных водных маршрута, пять судов и ресторан на воде. Новость облетела все ведущие СМИ, а «АгидельФлот» публично поддержала администрация республики. — Мы давно искали надёжного партнёра для реализации подобного транспортного проекта. Отрадно, что такой компетентный перевозчик, как «Алые паруса», готов работать у нас в республике, — докладывал Радий Хабиров. Звучит прекрасно. Чем больше инвестиций, тем лучше для экономики республики и ее жителей. Однако вскоре после этого началось самое странное. Совместно с органами власти вновь прибывшие развернули боевые действия против «Речфлота» — компании, которая, напомним, уже возродила в Уфе речное судоходство, еще в 2018 году. Но, может быть, одновременно с этим уфимцы стали свидетелями того, как благодаря 230 млн инвестиций речной флот в Башкортостане переживает невиданный подъем? Спустя полгода мы решили проверить, как все-таки реализуется инвестиционный проект «АгидельФлот», тем более что таковой в идеале предполагает определенные налоговые льготы и выплаты из бюджета инвесторам до 40 процентов от их вложений. Однако в итоге никаких успехов проекта мы не увидели, кроме того, что власти успешно задушили конкурирующую компанию «Речфлот». На официальный запрос нашей редакции Правительство РБ о реализации инвестиционного проекта ООО «АгидельФлот» ответило, что в основной своей части он не реализован. Генеральный директор компании Кирилл Евдокимов устно с журналистами общаться отказался и попросил письменный запрос, на который компания не ответила. Поэтому про «инвестиционный проект», мы можем судить по презентации, публикациям в интернете и фото, которые сделали в реальности. «АгидельФлот» заявило о планах использовать 2 судна типа «Москва», судно типа «КолесовЪ» и пассажирскую баржу «Мегаполис». Последняя, видимо, и предполагалась в качестве ресторана на воде. Теплоход «Дельфин» построен в 1977 году. В 1999 году сгорел и был восстановлен В итоге в Уфе работают два теплохода и баржа, на которой просто ставились пластиковые столики, и называлось это «кафе». А теперь давайте разберемся, что это такое. Зимой прошлого года московский департамент транспорта заявил о масштабных планах реформирования водных маршрутов, требования к парку судов ужесточились, и большинству теплоходов в Москве работать не позволяли. На сервисе «Авито» мы нашли прошлогодние объявления о продаже теплоходов. «Дельфин» продавался подмосковным портом за 4 миллиона, за «Мегаполис» продавец по имени Кирилл хотел 8,8 миллиона. На наш запрос о том, что теплоходы якобы не соответствуют требованиям департамента транспорта Москвы, и именно поэтому оказались в Уфе по остаточному принципу, ООО «АгидельФлот» не ответило. Но даже открытые сервисы показывают, что суда находятся в аренде, мягко говоря, далеко не новые, а один из них – тот же «Дельфин» уже горел в Москве. Что бы владельцы компании ни говорили о сумме своих вложений, но судя по объявлениям, стоимость всех трех судов, которые курсируют по Белой, около 50 млн рулей, а это меньше четверти от заявленной суммы. На что «АгидельФлот» потратил оставшиеся 180 млн рублей и инвестировал ли их вообще? Да и можно ли считать инвестициями в экономику перемещение чужих арендованных теплоходов на лето из другого региона? Почему никто не проверил заявленные инвесторами и раздутые цифры? Ищем, кому выгодно Объем рынка речных прогулок в Уфе составляет несколько десятков миллионов рублей и едва превышает порог рентабельности. Именно поэтому мы долго не могли понять логику чиновников мэрии и Минтранса РБ, который вообще стал «штабом по борьбе с «Речфлотом». Войны на Белой, судя по привлеченным ресурсам и старательности чиновников, начали по команде с самого верха. При таком скромном объеме дохода, зачем нужно было «кошмарить» малый бизнес с коротким летним сезоном? Никакого объяснения, кроме как волшебное словосочетание «инвестиционный проект», мы придумать не можем. При заявке на сотни миллионов, затраты — несколько десятков миллионов рублей. Эти сотни миллионов заявки как раз и подразумевают субсидии, льготный налоговый режим и другие преференции в нашей республике. Одним из бенефициаров компании, которой так помогают в Уфе, является Дмитрий Попов – лидер московской организации «Деловой России», призванной защищать и конкуренцию, и права предпринимателей, только вот в Уфе Дмитрий Попов выступил в совершенно обратной роли. У «Деловой России» отличный административный ресурс в Башкортостане – ей еще недавно руководил Андрей Назаров, нынешний премьер-министр республики. В этом тоже еще одна возможная причина речных войн и административной поддержки «АгидельФлота». На фоне падения потребительского спроса и уровня безработицы 4,1%, одном из самых высоких в России, власти Башкортостана в угоду «инвесторам», не выполняющим обещания, пытаются прекратить работу «Речфлота». Казалось бы, пусть будут две, три, четыре пароходные компании, пусть они будут конкурировать, а речные услуги станут только лучше и доступнее для потребителей, но почему-то совсем не за конкуренцию и справедливость выступает руководство нашей республики. А «Речфлот», вместо того, чтобы развивать бизнес в условиях честной конкуренции, вынужден защищаться в суде от бесконечных атак чиновников. И защищаться успешно, потому что тем, кто ведет бизнес добросовестно, бояться нечего. Жаль только, что это время и силы «Речфлот» мог бы потратить с большей пользой — как для пассажиров, так и для экономики Башкортостана. Редакция Пруфы.рф направляла официальный запрос в Минтранс РБ. Дело в том, что имеется информация, что руководитель ведомства Александр Булушев оказывал давления на владельцев «Речфлота» требованием уйти из уфимской акватории в пользу «Агидельфлота». Мы поинтересовались у министра транспорта о фактах таких встреч, но в установленные законом сроки Минтранс РБ не ответил. По данному факту, мы намерены обратиться в прокуратуру.