В Зале Знаков и Зале Хаоса, которые находятся в пещере Шульган-Таш в Башкирии, расшифрованы древние рисунки, сделанные охрой. Особенно их много на стене в зале Хаоса – участок, который называется «Щель». Он содержал нераспознаваемые линии, однако с помощью современного оборудования и компьютерных программ удалось их расшифровать. С этой целью были сделаны более 1600 фотографий, двое суток компьютер обрабатывал их, после чего была воссоздана трехмерная модель Щели. Тогда и стало ясно, что все рисунки в Щели образуют своеобразное панно. – Знаки здесь сходятся веером в направлении антропоморфа и тянутся к знаку перевернутой трапеции, которая называется «хижина Бадера». Также программа показала, что рисунок, известный как «парные линии», оказывается не что иное, как стандартное для пещеры Шульган-Таш, но уникальное для наскальной живописи изображение трапеции, – сообщили в музее-заповеднике Пещеры Шульган-Таш. Заместитель директора музея-заповедника Николай Григорьев рассказал, что для распознавания рисунков в пещере делаются их 3D модели. Однако всего удалось распознать только 10-15% из всех рисунков в Шульган-Таш. В Зале Хаоса известны не менее 60 изображений, но четко понятные рисунки – это верблюд, верхняя лошадка, нижняя лошадка, две трапеции, «хижина Бадера», антропоморф и рыба. В Зале Знаков – изображений также около шести десятков, но хорошо читаются лишь изображения бизона и трех разных трапеций. Этот зал также известен по археологическим раскопкам. Здесь была расположена древняя стоянка, относящаяся к периоду верхнего палеолита. Ранее проведенные раскопки в 80-90 годах XX столетия позволили исследовать только 68 квадратных метров. Здесь была найдена глыба с фрагментом рисунка мамонта. Также были обнаружены многочисленные кусочки охры, в том числе с истертыми концами, много каменных изделий, сколы известняка, очажные пятна. Как отмечает Григорьев, люди разводили костры, рисовали, теряли украшения, но в пещере не жили, а приходили в Зал Знаков для совершения неких обрядов.