пришлите новость

Куда уходят лидеры «ВелоУфы»: непарадная беседа накануне главного велосипедного события Башкирии

10:20, 21 мая 2021

Пятый по счету руководитель общественной организации Егор Лукша рассказал, как будет проходить парад тысячи велосипедистов, какую велодорожку в Уфе можно считать настоящей и что он думает о заполонивших город самокатчиках.

Куда уходят лидеры «ВелоУфы»: непарадная беседа накануне главного велосипедного события Башкирии
Фото: vk.com/veloufa

Когда в Уфе проходили первые велопарады, чиновники обещали сделать город дружественным для тех, кто передвигается на двухколесном транспорте. Годы идут, обещания не сбываются, в чем причины? Об этом размышляет председатель Союза велосипедистов Башкирии Егор Лукша.

Полный вариант видеоинтервью смотрите на нашем YouTube-канале.

Позвали мэра и главу

– Егор, 23 мая состоится юбилейный, десятый по счету «День 1000 велосипедистов». Каков смысл мероприятия, будут ли среди участников чиновники, как в прошлые годы?

– Смысл мероприятия не изменился, мы намерены привлекать внимание властей к необходимости развития велокультуры и велоинфраструктуры. Официально подтвердил участие мэр Уфы Сергей Греков, пригласили руководителя Администрации главы Башкирии Александра Сидякина и самого Радия Хабирова. Хотим наладить контакты между властью и велосообществом.

– Маршрут заезда традиционный – от Горсовета до Телецентра? Улицы перекроют? Горожане будут недовольны.

– Да, проедем по уже сложившемуся маршруту, это порядка 10 км. Чтобы избежать недовольства людей, проводим заезд в воскресенье, утром. Основное перекрытие магистралей планируется с 9 до 12 часов. По мере проезда колонны движение будет восстанавливаться.

7908baddf605352cc2316cf9b80e0a8d.jpg

– Сколько будет участников?

– Ожидаем примерно 20 тыс. человек, именно столько номеров мы заказали, но, возможно, их будет больше. Чтобы не создавать очередей, открыли предварительную регистрацию. Но участвовать могут даже те, кто примет решение в последний момент. Номера в основном выдаются бесплатно, заплатить небольшую сумму придется тем, кто выберет «красивые» номера. Мы видим, что люди готовы на это, подобная практика существует с 2017 года. Деньги идут на благотворительные цели. 

Велодорожки на бумаге

– Когда вы выдвигались в председатели Союза велосипедистов в прошлом году, обещали создавать комфортную среду для велосипедистов, чтобы было меньше бордюров, появлялись новые велодорожки. Что делается в этом направлении?

– Все обещанное будет выполняться, но поэтапно. Союз велосипедистов – некоммерческая организация, нас никто не финансирует, поэтому построить своими силами велодорожки мы не можем, но способны продвинуть эту идею, наладить контакт с городской администрацией, добиваться выделения средств. Нам есть, чему поучиться у соседей из Татарии: в Альметьевске, городе с населением около 160 тыс. человек, создана прекрасная инфраструктура, хотя там даже нет велосообщества. Городу помогла «Татнефть», которая на протяжении пяти лет выделяла по миллиарду рублей ежегодно на развитие города. Там условия для велосипедистов создали по инициативе сверху, Альметьевск сделали удобным для всех. Развивать велоинфраструктуру надо комплексно, когда в Уфе сделали велополосы, ущемили права пешеходов, особенно были недовольны мамы с колясками.

photo_2021-05-21_11-41-37.jpg

– Ваши предшественники, лидеры велодвижения, давали те же обещания, почему у них не получилось?

– Они сделали много полезного, развивали велокультуру, но никто и не обещал застроить весь город велодорожками. Велосипедистов становится все больше – и это показатель, мы проводим крупнейший велопарад в России, значит, есть запрос на создание комфортных условий и его надо удовлетворить. Мои предшественники помогли сформировать у жителей республики позитивное отношение к велосипедистам.

– Уфимские чиновники регулярно отчитываются о созданных велодорожках, сейчас, по официальным данным, их около 75 км, в основном «нарисованные» на тротуарах. Там даже не обновляют разметку, почему не вмешается велосообщество?

– В Уфе настоящей велодорожкой можно назвать ту, что проходит по улице Сельской Богородской, она обособлена от проезжей части, конечно, ей пользуются и пешеходы, поскольку тротуара нет. В решении конкретных вопросов важна коммуникация между сообществом и властью, каждый раз ее приходится выстраивать заново: меняются руководители Союза (я пятый) и чиновники городской администрации, руководство республики. Поскольку нет четкой стратегии развития велоинфраструктуры, программы, на которую должны ориентироваться чиновники, ничего не происходит. Я не видел документа, который регламентировал бы ежегодное оформление велоразметки и выделение средств на эти нужды. Мы очень надеемся, что после «Дня 1000 велосипедистов» разметку сделают хотя бы на проспекте. Если ничего не изменится, не исключаю, что мы подключимся сами, покажем городу, на что способны.

photo_2021-05-21_11-41-34.jpg

– В последнее время уфимцы недовольны самокатчиками: они быстро ездят по тротуарам, создают угрозу для пешеходов, а как вы к ним относитесь, считаете ли собратьями?

– Хорошо отношусь, даже считаю потенциальными велосипедистами, думаю, они покатаются и пересядут на велосипед. Брать электросамокаты напрокат – дорогое удовольствие. Вообще, чем больше людей будут кататься на самокатах, тем лучше, ведь им тоже надо где-то ездить, придется решать этот вопрос. Дело не в средстве передвижения, а в необходимости всем нам – велосипедистам, автолюбителям и пешеходам – уважать друг друга. Лет 10 назад в соцсетях люди возмущались велосипедистами, сегодня уже нет прежнего негатива.

В Башкирии не реализуешься

– Как живут велосипедисты в других городах Башкирии, есть ли там велодорожки?

– В городах республики формируются сообщества, такие как «ВелоУфа», люди собираются, катаются, организуют велопоходы: все на общественных началах. Есть взаимодействие с местной властью, в результате, например, в Нефтекамске построили велодорожку рядом с «тропой здоровья», установили специальные велоурны, красиво оборудовали парк. Другие города подобным похвастаться не могут, но вопрос в финансировании, желании местных властей это делать. В 2019 году мы проводили «День 1000 велосипедистов» в пяти городах Башкирии – это был грандиозный велопарад, я тогда отвечал за взаимодействие с властями и увидел, что вопросы решаются по-разному: где-то все упрощено, в других местах – забюрократизировано. В Уфе, оказывается, все проще. Необходима стратегия развития велоинфраструктуры на региональном уровне, нужно пересаживать людей на альтернативный транспорт, в том числе и велосипед. На одной идее далеко не уедешь, такие вопросы надо регулировать законодательно. Надеюсь, в ближайшие 4 года, на которые у меня подписан контракт, многое довести до ума.

photo_2021-05-19_10-42-38.jpg

Егор Лукша

– А что потом? Куда уходят лидеры «ВелоУфы»?

– Достигают определенных компетенций и покидают республику. Станислав Сырыгин реализовался в Москве, провел там велофестиваль, где был установлен рекорд для книги Гиннеса, Регина Билалова работала в компании «Спортмастер», Раиль Габдуллин занимается самокатами в URent. Это грустно, что в республике их навыки так высоко не оплачиваются, здесь не реализуешься. В будущем не исключаю возможность отъезда, хочу путешествовать по миру.

– Не думали, что ситуация, когда все стороны, чиновники и общественники, вроде бы заняты решением проблем, но при этом все остается как есть, всем выгодна?

– Понятно, что город может прожить и без велосипедной инфраструктуры. Приверженцам двухколесного транспорта будет некомфортно, будут аварии, трагичные последствия. С каждым годом велосипедистов становится все больше, растет и число ДТП с их участием. Развитие сети велодорожек мотивирует людей пересаживаться на велосипед, сделает их передвижение по городу безопаснее.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное