Громко заявленные реформы и отсутствие результатов, красивый пиар и некрасивые конфликты, провал на Куштау и победы на федеральных фронтах. Вся четырехлетняя история главы республики – в нашем материале.
11 октября 2018 года Хабиров стал врио главы, а через год, 19 сентября, победил на выборах главы с 82,2% голосов. За это время жители республики слышали от Радия Хабирова много прекрасных обещаний, но не все из них воплотились в жизнь.
Оглядываясь на события октября 2018 года, мы видим первичную положительную реакцию населения на возвращение Радия Хабирова. Башкирская общественность к этому времени уже четко выражала свое недовольство Рустэмом Хамитовым. А вся республика во многом устала от безвременья слабого и невнятного главы. Поэтому неудивительно, что весть об отставке «башлыгы» была встречена плясками у памятника Салавату Юлаеву. Тогда никто не мог даже представить, что Радий Хабиров может не отсидеть даже один полный срок. Тем не менее слухи о его уходе на Донбасс начали ходить уже зимой этого года.
Еще долго политологи и экономисты будут разбирать, чего же нам принес Хабиров больше – пользы или разрушений. Мы просто отметим прямые успехи и неудачи Хабирова за 4 года.
«Мэйк Башкортостан грейт эгэйн» не получилось
За этот же период снижались другие показатели в структуре ВРП. Так, формально индекс промышленного производства в 2021 году вырос на 7,5% по сравнению с 2020 годом. Однако инфляция за этот период составила почти 10%. При этом наблюдается снижение потребления энергии и воды, что свидетельствует о росте промышленного производства по показателям в рублях, а не физическом объеме. Аналогично ситуация обстояла и в предыдущие годы.
Обсуждать вопрос инвестиций за последние годы, вообще, смысла нет. Республиканские власти козыряют цифрами и рейтингами обласканных ими федеральных функционеров. А когда предметно задаешь вопрос о конкретных новых объектах и производствах, появившихся после обильного кумысопиршества на инвест-сабантуе в Сибае, оказывается, говорить почти не о чем. Между тем обороты розничной торговли также падают. А количество новых рабочих мест не прирастает.
Еще один важный социально-экономический показатель самочувствия населения – среднедушевые доходы жителей. В 2021 году в РБ они составили всего 32 тысячи рублей. Это 38-е место по России и ниже среднероссийского показателя в 40 тысяч рублей. Согласитесь, с «мэйк Башкортостан грейт эгэйн» («Сделать Башкирию снова великой» – фраза, сказанная Хабировым во время первого послания – прим. ред.) как-то не вяжется.
Демографические показатели также не радуют. В последние годы наблюдается сокращение населения, главными причинами являются: рост смертности, сокращение рождаемости и выезд населения из региона. В 2020 году умерло 60211 человек, а в 2021 уже 66366 человек. Рождаемость за этот период сократилась с 41043 до 39333 детей.
Еще несколько лет назад публикация показателей младенческой смертности вызывала напряжение в республиканских органах власти. А как же? Это был показатель эффективности их работы перед федеральным центром. Минимум два раза в год на коллегиях Минздрава РБ жестко спрашивали за эти цифры. В этом принимал участие даже Рустэм Хамитов. Сегодня Башкортостан тоже в лидерах по младенческой смертности в Приволжском федеральном округе, но сегодняшние власти особо не парятся.
В первом полугодии 2022 года полугодии Башкирия была первой в Приволжском федеральном округе по младенческой смертности. За первые пять месяцев 2022 года в регионе умерли 74 младенца в возрасте до одного года, следует из данных Росстата.
В январе 2021 года Башкортостан оказался в пятерке регионов с высоким показателем младенческой смертности. Хуже ситуация была только в Еврейском автономном округе, Чукотском автономном округе, Карачаево-Черкесии, Владимирской области.
Младенческая смертность в регионе стала тенденцией. В 2020 году с января по июль на тысячу родившихся детей пришлось 5,7 летальных случаев, в 2021 – 5,9, что говорит о росте показателя на 3,5%.
Происходящее не удивляет. Первичное и среднее звено здравоохранения в регионе последовательно сокращается. Количество больничных организаций с 152 в 2018 году к 2020 сократилось до 136. А ведь в 2021 году была еще одна волна оптимизаций сельских больниц и объединений районных больниц, которые даже вызвали протесты в различных уголках республики.
Проблема «своих»: перестановка кроватей в борделе
Почти сразу обнажилась, как можно выразиться, «родовая травма» команды Хабирова – отсутствие кадровой скамейки запасных. Эта так называемая родовая травма заключается в том, что люди из близкого круга «своих» Радия Фаритовича за редким исключением не являются специалистами в каких-либо отраслях, как и он сам. Хабиров и его команда в основной своей массе 10 лет занимались чистой политикой – разводками, наездами, интригами, провокациями и пиаром. Во всем этом они большие мастера. А вот умений в хозяйственно-экономической деятельности катастрофически не хватает. Кратковременный опыт Красногорска, где Хабиров был мэром, не в счет. Пример быстро проштрафившегося в Уфе господина Киреева (бывший вице-премьер, отвечавший за ЖКХ – прим. ред.) это подтверждает.
Радий Хабиров не стеснялся под «своих» создавать новые ведомства и должности. Как примеры, лежащие на поверхности: создание новой структуры в Москве – аппарата по обеспечению деятельности органов власти РБ в Москве, размножение советников самого главы РБ – их теперь 11 (при Хамитове их было 4 – прим. ред.), разъединение и слияние туризма с предпринимательством, переезд с повышением в Москву «проштрафившегося» бывшего мэра Уфы Сергея Грекова и другие случаи.
Последние апрельские перестановки в Правительстве РБ в очередной раз подтверждают выше обозначенный тезис об опоре не на профессионалов, а на «своих». Тут уже впору говорить не о перетасовке колоды, а о перестановке кроватей в борделе. Перевод Максима Забелина из минздрава в руководители Администрации Главы РБ, повышение, судя по всему, ничего не понимающего в хозяйстве первого вице-премьера Азата Бадранова, скандального сибайского мэра Рустема Афзалова, уронившей компетенции Минфина РБ Лиры Игтисамовой. Все из этой серии.
Шанс исправить положение с кадрами был, вроде как, у премьера Андрея Назарова. Однако он предпочел также набрать «своих» из структур «Гранели» или эффектных, но неэффективных молодых особ без должных компетенций.
Кстати, особенно четко отношение к «своим» у Радия Хабирова проявилось на примере Ростислава Мурзагулова. О его похождениях я перестал писать уже пару лет назад, так как сложилось впечатление, что глава РБ испытывал к нему личные чувства. Возможно, видел в нем некое отражение самого себя, а его поступки для него были теми действиями, которые он не мог позволить себе. Хабиров подтвердил эти мысли на последней пресс-конференции, когда сказал, что относился к Мурзагулову как к непутевому сыну. Это тоже стало «родовой ошибкой» третьего руководителя республики. Предавший однажды – предаст в дальнейшем. Об этом его предупреждал в самом начале Муртаза Рахимов, об этом предупреждал и опыт Рустэма Хамитова, об этом говорят сейчас слова Мурзагулова, уехавшего в Испанию.
Напомним, что говорил Рахимов после прихода к власти Хабирова. Первый президент поддержал его, но сразу же предостерег от сотрудничества с Мурзагуловым. «Сейчас самая главная задача у него (Хабирова) – набрать команду эффективных профессионалов, результативных людей с правильными моральными устоями. Конечно, таких нечистоплотных, как Ростислав, надеюсь, там не будет. Будем поддерживать, будем вместе работать. Наш народ заслужил хорошего руководителя», – сказал тогда Рахимов. Увы, Радий Фаритович словам этим не внял.
При этом Хабиров заявлял о необходимости сборки республики и прекращении деления на «рахимовских», «сарбаевских» и «хабировских». Все это было благосклонно встречено широкой общественностью и дало свой высокий результат на выборах главы РБ осенью 2019 года. На деле же информационно-политический блок, фактически возглавляемый Мурзагуловым, начал свою никому не нужную войну. В первую очередь с независимыми изданиями, в частности с нашим. Нарушались негласные договоренности, оказывалось давление на рекламодателей и спонсоров-благотворителей. Война против нас в полный рост началась накануне событий на шихане Куштау, когда нас открытым текстом требовали поддержать разработку шихана. Давление продолжается до сих пор. Но мы выстояли и даже расширились.
Формально Радий Хабиров все это время ничего открыто не говорил против Бабая. Но информационная кампания в государственных СМИ и провластных телеграм-каналах смешивала наше издание, общественность и оппозицию в одну кучу и пыталась представить врагами республики и России. Чего стоит один только фейк государственного «Башинформа» о якобы аресте сына Бабая – Урала Рахимова.
Конфликтность: от «пойти застрелиться» до забастовок врачей
Здесь проявляется, пожалуй, главная проблема команды Хабирова – конфликтность. «Команды Хабирова» – потому что это были как личные конфликты отдельных членов команды, например Мурзагулова или Азата Бадранова, так и конфликтный тон самого Радия Фаритовича. Вспомним, как начиналась так называемая транспортная реформа – с предложения пойти застрелиться главному дорожному инспектору Динару Гильмутдинову. Напрямую шла речь о смертности на дорогах, но все понимали его роль на рынке перевозок. А потом началась война уже с частными перевозчиками, которая продолжается с различной степенью интенсивности по сей день. При этом нельзя говорить, что сама реформа дала какой-то результат. В большей степени она выразилась в многомиллиардных закупках подвижного состава за счет бюджета (где причастные могли нагреть руки) или во введении нужных фирм из Подмосковья в отрасль республики.
Точно так же с периодическими обострениями продолжается эпопея с уфимскими застройщиками. Под того или иного чиновника создавались структуры – от Градсовета РБ до Ассоциации застройщиков РБ. Изменили даже законодательство о земельных отношениях, чтобы забрать эти вопросы у муниципалитетов. На деле же в Уфе в последние годы застройщики практически не получали земли, а дорабатывали прежние участки. Правда, при этом приближенным компаниям, таким как, например, подмосковное «Садовое кольцо», был создан максимальный режим благоприятствования. Дошло до того, что ряд уфимских застройщиков вообще заявлял об уходе из региона. А вот каков объем узаконенных и незаконных поборов, который пришлось отдать застройщикам, известно одному Всевышнему.
Зоной конфликтов стало и здравоохранение. Достаточно вспомнить забастовки медиков, клеймение их позором в официальных СМИ. Конфликт вокруг бывшего главного врача РКБ им. Куватова Эльзы Сыртлановой вообще стал достоянием всего мира. Но ее как «свою» так и не наказали, а наградили, а потом отправили в Москву на другую должность. О происходящей оптимизации отрасли мы написали выше. К слову, будучи министром здравоохранения, Максим Забелин злостно не исполнял решения судов и предписания прокуратуры по обеспечению необходимыми лекарствами детей с орфанными заболеваниями. Его регулярно штрафовали суды, но он так и не был дисквалифицирован. А, напротив, получил повышение и сейчас является руководителем администрации.
У многих конфликтов такого характера есть одна общая особенность. Они создавались определенными лицами, происходил передел рынков. Кто-то перехватывал жирные темы и темки, появлялись нужные компании. В общем, деньги куда надо шли.
Провал на Куштау: сам уничтожил шанс к примирению
Своего рода Голгофой для Радия Хабирова стал шихан Куштау. В первый же день приезда в республику он ответил на мой вопрос, что будет думать над сырьевой проблемой Башкирской содовой компании. Хотя уже на тот момент было известно, что одним из условий назначения Хабирова главой была разработка шихана. Спустя несколько месяцев он заявил, что Куштау будет разрабатываться – и точка. Были тут же назначены враги в лице некоторых СМИ и широких общественных сил республики, навешаны ярлыки экстремистов и ваххабитов.
Оглядываясь назад, я считаю, что власти сами спровоцировали столь мощный социальный взрыв на шихане. Ведь кроме назначения врагов, весь период до августа 2020 года руководство республики ни разу не ставило вопрос о том, кому принадлежит БСК, и почему львиная доля прибыли утекает в зарубежные офшоры. Вместо этого «сосали» БСК и обещали им все разрулить. Но в августе 2020 года народ не стал терпеть унижений и избиений, и случилось так, как случилось.
Однако пресловутый постэффект Куштау, опять же, во многом спровоцировали сами власти. Сразу после разрешения конфликта на горе Радий Хабиров сам призвал всех к миру и взаимному прощению. Но снова не сдержал слово. Преследование активистов лишь усилилось, независимая общественность продолжала числиться во врагах. А вот крушивший лагерь защитников Куштау, скандально известный глава Ишимбая Азамат Абдрахманов, напротив, получил повышение в качестве руководителя Аппарата правительства, а потом уехал на Донбасс с целью «осуществления оперативного взаимодействия РБ с администрацией города Красный Луч ЛНР и координации на месте работ по оказанию необходимой помощи от Башкортостана». Однако и там попал в скандал – похожего на него человека видели отдыхающим в Сочи, в то время как он должен был быть в ЛНР. А потом его вовсе отчитали федеральные чиновники за нерасторопность в строительстве школы.
В начале апреля 2022 года недавно созданная компания «Русский водород» заявила, что желает забрать в доверительное управление акции Башкирской содовой компании (далее – БСК), находящиеся в федеральной собственности. Бенефициаром компании обозначен некто Станислав Тихонов, а директором числится генеральный директор БСК Эдуард Давыдов. А уже под занавес апреля прозвучали известия, что два крупных завода группы компаний «ТАУ» в Башкирии – «Стерлитамакский нефтехимический завод» и «Синтез-Каучук» – перейдут в операционное управление компании «Русский водород», которую связывают с фамилией Ротенберг. Как мы ранее писали, руководитель управляющей компании предприятия «Газпром нефтехим Салават» Леонид Алехин также считается человеком Ротенбергов. Реализация данного сценария говорит об утрате республикой контроля над южным промышленным кластером.
Это также стало ударом по политическому и лидерскому имиджу Радия Хабирова. Потерять контроль над предприятием, которое всем миром возвращали, стало катастрофой. Он просто превратился в главу-неудачника, который ничего не довел до конца, но потерял все.
Позитивное и неочевидное: от спорта до федеральных денег
А что было хорошего? Из позитивного могу отметить спорт. Радий Хабиров с первых дней большое внимание уделял как профессиональному, так и любительскому спорту. Как отец борцов, могу сказать, что запущенная при нем программа «Борьба в школы» полноценно работает. Оборудованы залы, есть тренерский состав, проводятся соревнования. Также заработала программа «Сельский тренер», которая касается всех видов спорта и является реальным подспорьем для специалистов на местах.
В Уфе построен крупный Центр спортивной подготовки РБ имени Баталовой. Начинается строительство Центра борьбы. Правда, есть вопросы к качеству строительства, расходованию средств и распределению миллиардных подрядов.
Кстати, такие вопросы звучат и по другим объектам. С одной стороны, республика рекордно быстро выдала в пандемию новые ковид-госпитали и здание Центра управления регионом. Но процедуры без торгов и явные интересы первых лиц представляются пошлостью.
Безусловным плюсом команды Хабирова-Назарова стало увеличение федеральных средств на нужды республики. Их лоббистские возможности, способность выдирать деньги у федералов оказались выше, чем у Хамитова. Пример тому – объем средств, полученный на борьбу с пандемией. С места также сдвинулся вопрос с Восточным выездом. Заработала программа «Башкирские дворики». Не без изъянов, конечно, но башлыгы всегда за ее реализацией следил, и подвижки в благоустройстве уже заметны.
Бюджет республики перестал быть профицитным, в отличие от времен Хамитова. Напомним, что профицит – это недофинансированные статьи расходов, в том числе и по социалке. Этот порок начали изживать.
«Мачизм» и «брутальность» Радия Хабирова сыграли двоякую роль. Внешне красивый и высокий мужчина, который, в отличие от Рустэма Хамитова, всегда был энергичен и регулярно, как Муртаза Рахимов, выезжал в районы, на картинке телевизора смотрится очень хорошо. Искренний даже в своих ошибках, эмоциональный, он поначалу вызывал симпатию и доверие. При хорошем пиар-сопровождении это могло бы продолжать работать. Но искренность переросла в показуху, а эмоциональность в жесткость.
Впору супругу и Каринэ Хабирова. Красивая и эффектная, она очаровала республику. Тем более она показательно не лезла в дела мужа, в отличие от поздней Гульшат Хамитовой, что тоже было плюсом в ее пользу. Между тем редко кто обращал внимание, что на красивый проект «Территория женского счастья», который возглавила первая леди, ежегодно спускались из республиканских средств десятки миллионов рублей грантов.
Я как представитель башкирского народа отмечу некоторые моменты политики Хабирова по отношению к своему народу. Гранты на развитие башкирского языка сложно назвать большими, их распределение и проекты эффективными. Но все это старались делать в условиях жесткой политики федерального центра. Здесь властям республики очень сложно пройти между Сциллой и Харибдой.
Довольно успешно удалось пройти противостояние с Татарстаном по вопросам переписи населения. Радий Хабиров и Азат Бадранов не вступали в открытый конфликт с властями соседней республики. Вместо этого была сделана ставка на работу ученых и пропаганду в социальных сетях. И это сработало. Обсуждать процедуру честности проведения переписи или выборов в любом регионе России сегодня вообще нет никакого смысла. Важно то, что свой экзамен власти Башкортостана прошли и сохранили внешне добрые отношения с Татарстаном.
«Ар-Рахим» остался на его совести
Еще один важный момент, который нельзя не отметить. Очень сложно назвать тему или реформу, доведенную в республике до конца. Что строительство, что транспорт, что полезные ископаемые.
Живым памятником недоделкам Хабирова служит недостроенная мечеть «Ар-Рахим». Глава РБ лично пообещал довести ее до конца, но затем почему-то к теме остыл. Мечеть так и не попала в программу празднования 1000-летия принятия ислама на территории России, в мероприятия по 450-летию Уфы. Она так и остается символом недостроя из-за личных амбиций Хамитова-Хабирова. Точно так же не построен обещанный Радием Хабировым хоспис.
Живым памятником недоделкам Хабирова служит недостроенная мечеть «Ар-Рахим». Она так и остается символом недостроя из-за личных амбиций Хамитова-Хабирова.