пришлите новость

WhatsApp Telegram

Казанка: почему главная река столицы превратилась в отстойник Казани?

16:57, 14 октября 2024

Случаи загрязнения реки происходят по всей республике

Казанка: почему главная река столицы превратилась в отстойник Казани?
Фото: prufy.ru

Трудно найти человека в Казани, который бы не видел реку Казанку. Набережная рядом с ней является центром притяжения как горожан, так и туристов. Проблем, которые накопились у этой реки, немало – она начинает мельчать из-за постоянных засыпок при благоустройстве набережной, а также загрязняться из-за слива в нее большого количества бытовых отходов. Разобраться в вопросе поможет Антон Бортяков, член Совета Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы. В этом году обществу исполняется 100 лет. 

Почему Казанка важна для Татарстана? 

Казанка имеет уникальный сульфатный гидрохимический тип воды, и этим она отличается от всех рек, что протекают в республике. Две трети притоков реки составляют родники из Верхнепермских отложений, благодаря чему вода богата полезными минералами, что может использоваться для укрепления здоровья и лечения людей. 

– Вода действительно уникальная. Такие санатории, как «Ливадия», «Крутушка» и в прошлом – санаторий «Казанский», берут воду для лечения людей из тех Верхнепермских отложений, что и Казанка, – рассказывает Бортяков. 

На берегах реки и в ее водах обитает много краснокнижных растений, животных, грибов. А потому река носит по праву статус памятника природы регионального характера, а также объекта федерального значения. Но, к сожалению, для сохранения такого важного объекта мало что принимается. 

Биолог делится, что в верховьях Казанки населенные пункты мало оборудованы канализационно-очистными сооружениями, либо они работают на минимальном режиме. Все отходы жизнедеятельности человека и производств попадают недостаточно очищенными в воду. А после вниз по течению отравляют все водное пространство. 

Возьмем для примера отдельный город и предприятие, которое влияет на реку. Город Арск расположен на северо-востоке от Казани. Это райцентр, в котором стабильно работают 3-4 крупных предприятия – они составляют его экономический потенциал. Один из таких – Арский молочный комбинат «Арча»

Это предприятие уже неоднократно попадало под контроль регионального Росприроднадзора: у него несколько раз прорывало трубы с отходами производства. В 2023 году экологи выезжали с 29 мая по 30 июня четыре раза в микрорайон «Питомник», чтобы отобрать пробы почвы и воды. В июле и августе того же года происходили аналогичные аварии: прорывало трубы с отходами. 

– Проблема «Арча» состоит в том, что его система отвода воды изливается при переполнении в канализационные коллекторы города. А там система переполняется, и без должной очистки на сооружениях вода попадает в Казанку. Ущерб идет на миллиарды. Если бы Росприроднадзор подсчитывал ущерб природе должным образом и все нарушения, которые совершает молкомбинат, то фирма бы разорилась моментально, выплачивая штрафы за загрязнение реки, – отмечает Бортяков. 

Казань не осталась в стороне 

Проблемы присутствуют и в столице. Головной болью является незаконное использование городской ливневой системы и канализации. Они, как и должны, расположены повсеместно по всему городу, чтобы обеспечивать стабильную бесперебойную работу по сбору осадков. Однако этим пользуются недобросовестные коммерсанты. 

– Удобно тем, кто занимается ассенизацией – сливают отходы просто в канализацию. То есть машина с цистерной, в которой есть грязная вода, подъезжает к водостоку, подводит шланг и сливает бытовую грязь в ливневую канализацию города. И такая проблема врезок в ливневую систему распространена повсеместно. Вследствие загрязняется вода, которая стекает в Казанку, Кабан. Отсюда и специфичный канализационный запах рядом с ними, – отмечает биолог. 

В Казани работает сразу несколько станций по очистке ливневых стоков, однако ни одна из них не доступна для общественного контроля. Эксперт рассказывает, что для входа инспекции необходимо получение специального разрешения. А если это разрешение получено, и найдены нарушения, то объект все равно не накажут, потому что он «не введен в строй». 

– Очистные-то они построили, но не доделали до конца. Денег в свое время не хватило. Теперь собирается только крупный мусор, фильтрации воды не происходит, – отмечает Бортяков. 

Рядом с мостом Миллениум есть такая станция на улице Подлужной. Все отходы, которые проходят через нее, попадают в Казанку. Причем самым варварским образом: труба станции подведена в русло реки. Из-за такой сплошной трубы инспекторы даже воду в пробирку для анализа набрать не могут. 

– Заметить нарушения можно легко во время бездождевых дней: от изливающейся воды начинает исходить неприятный запах, она меняет цвет, а на поверхности образуется неестественная белая пена, – подмечает биолог. 

Обслуживание же очистных сооружений обходится городскому бюджету более чем в 35 миллионов рублей. Последняя такая информация подтвердилась госзакупкой. 

В начале 2024 года появлялась еще одна госзакупка – касалась она уже ремонта ливневок по всему Татарстану. Отремонтировать планировали системы в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Зеленодольске и Менделеевске за более чем 200 миллионов рублей. С другой стороны, зачем ремонтировать то, что даже в эксплуатацию полноценно не введено? 

Коробка паззлов без половины деталей 

Следить за работой очистных сооружений, фиксировать нарушения не получается должным образом – у ведомств мало людей, которые, имея образование и опыт, следили бы за этим. Антон Бортяков отмечает, что такие люди раньше были, в территориальном управлении проводилась их учеба, выявлялись проверки, находились врезки. Но со временем люди ушли из-за несоответствия объема работы и зарплаты. 

– Ситуация не меняется не то что годами, а десятилетиями. Человек уволился, приходит вчерашний студент и говорит: «Тут дерьмо плавает, я туда не полезу». А там реально приходится в сапогах лезть в дерьмо и набирать воду в пробирку. А зарплата ничтожная, – говорит эксперт. 

Силами местных жителей и активистов нарушения фиксируются, далее передаются в Росприроднадзор, региональные Комитет по биоресурсам и Минэкологии. Однако мер, которые предпринимают в ведомствах, катастрофически не хватает для контроля за проблемой. Возникает ситуация, при которой не всегда понятно, кому именно решать проблему загрязнения и уничтожения акватории Казанки. 

– Проблема в том, что ведомства «футболят» эту проблему, перекидывают друг другу. Росприроднадзор ведет экологический надзор на территориях федерального подчинения. Полномочия Минэкологии распространяются на региональные предприятия, а Комитет по биоресурсам ведует особо охраняемыми территориями, – объясняет эксперт.  

Бортяков рассказывает, что несколько раз был на личном приеме у руководителей ведомств, чтобы напомнить о проблемах Казанки. В ответ ему говорили, что они принимают меры. Реальная ситуация же такова, что в организациях не хватает низового инспекторского состава, который бы фиксировал нарушения, контролировал ведение производства и выводил решения на реальные штрафы и возмещение ущерба. В итоге все спускается на тормозах. 

Усложняется процесс проверок и введенным Правительством России постановлением №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Согласно ему, проверки тех или иных объектов должны, грубо говоря, согласовываться через прокуратуру: необходимо написать бумагу с просьбой провести проверку на определенном объекте, а прокуратура выдаст разрешение. И если раньше фиксировать нарушения инспекторы могли и без графиков, то теперь из-за дополнительной инстанции процесс, если не замирает, то очень тормозит. Прокуратура попросту не выдает разрешение на посещение отдельных объектов. Она готова допустить внеплановые проверки, если нарушается безопасность людей или есть вероятность причинения им вреда. Ниже по течению Казанки же страдают по большей части обитатели реки – рыбы, моллюски, планктон. И это уже не кажется настолько важной причиной. 

– Инспектор, который раньше по звонку выезжал и проводил доследственные мероприятия, подсчитывал ущерб, сейчас связан по рукам и ногам, – делится эксперт. 

Также в 2019 году приняли поправки в Водный кодекс, которые разрешают строительство вблизи воды, если оно не загрязняет окружающую среду. Недобросовестные предприниматели пользуются тем, что проверок на загрязнение акватории и суши не будет, и начинают освоение земель и застройку. В свою очередь, невыявление проблем накапливает нарушения законодательства.

Застройка набережной Казанки 

Следует пояснить, что Казанка – одна из средних рек республики, в которую впадают малые реки. У многих из малых рек есть водоохранная зона и водозащитная полоса. Но уже более 10 лет они не обозначены на кадастровых картах, на которые ориентируется муниципалитет. Выдавая разрешение, органы нарушают целостность водозащитной полосы. 

– Наш министр экологии, председатель комитета и многие другие попросту не имеют профильного образования в сфере экологии. Они, видимо, не могут профессионально оценить ущерб природным сообществам, последствия, которые негативно влияют на акваторию, и значимость ущерба для экосистемы, – подчеркивает Бортяков. 

Застраивать набережную в Казани начали еще перед Универсиадой 2013 года. На прибрежной территории ПСО «Казань» под руководством бывшего депутата Госсовета Равиля Зиганшина начали возводить объекты элитного гостиничного комплекса вдоль моста «Миллениум». Не достроили порядка 10 объектов – в дальнейшем выяснилось, что на их строительство не выдали разрешающие документы. Сейчас объекты уже перешли в собственность завода «Кварт», учредителем которого выступает бывший зять Зиганшина Тимур Зайнутдинов, сообщал «Бизнес Online». 

Во время застройки набережной Зиганшиным осваивался большой участок земли возле очистной станции на Подлужной,79. На этом месте по окончании строительства осталась свалка мусора, названная в народе «логово тролля» по названию одного из домиков, который там находится. 

b03bFeMTy_k.jpg

– Есть предположение, что участок этот хотят передать фирме, которая может заняться строительством канатной дороги, – говорит эксперт. 

Информация о строительстве пассажирской канатной дороги появилась в 2021 году. А 10 октября текущего года в Интернете были объявлены общественные обсуждения по проекту. Планируется, что маршрут будет проходить от парка имени Горького, далее к «Миллениуму» с остановкой в парке «Урам» и завершится в парке «Спортивный» у «Ак Барс Арены». 

Отметим, что парк «Спортивный» хотели начать строить еще в 2022 году. Согласно проекту, он должен начаться от моста «Миллениум» и тянуться до Третьей транспортной дамбы. Название выбрано из-за примыкания территории к стадиону, Дворцу единоборств, Дворцу водных видов и комплексу «Казанка», в котором летом играют в пляжный волейбол. 

– В дальнейшем при осмотре инспектором объекта на Подлужной были выявлены нарушения, дело даже дошло до суда. От собственника потребовали убрать мусор и провести рекультивацию – ничего не сделали. К тому времени ПСО уже не являлось владельцем объектов и осталось в стороне. Сейчас собственность значится на муниципальном балансе, но у города нет денег, чтобы провести необходимые работы. Вот свалка и стоит, – рассказывает Бортяков. 

Аналогичные экологические правонарушения происходят повсеместно. Под предлогом «облагораживания» засыпается акватория Казанки рядом с Чашей, парком «Ривьера» и у Кировской дамбы. На последнюю, к слову, наметил планы уже упомянутый нами Тимур Зайнутдинов. Осенью 2023 года его фирма ООО «Коаст» взяла в аренду участок земли и начала засыпку под рекреационный комплекс с бассейном. 

В сухом остатке мы получаем следующее: федеральные органы выдают разрешение на освоение территории под предлогом «благоустройства», акватория уменьшается и страдает экосистема Казанки. 

– Нельзя сказать, что ведомства ничего не делают для сохранения реки. Но мероприятия, которые устраивают Минэкологии и комитет, направлены на другую плоскость. Они, скорее, занимаются экопросвещением: ходят по школам и говорят, что надо беречь природу, согласно графику проверок, выезжают на объекты, – подчеркивает биолог. 

Эксперт уверен: если Татарстан действительно будет заинтересован в защите окружающей среды, то он сможет все для этого сделать. И пример с поддержанием уровня воды в Куйбышевском водохранилище очень наглядный. В прошлый год оно сильно мелело – вода опустилась до 49,4 метра по Балтийской системе. При том, что критической отметкой являются 49 метров. 

– Перед БРИКС в этом году ситуацию держали под контролем: сократили сбросные расходы, и уровень удалось поддерживать на 53 метрах. И, как мы видим, это вполне реально сделать. Нужно лишь приложить чуть больше усилий, – говорит Бортяков. 

Вы воды 

Так получается, что центр притяжения туристов в Казани подвергается из года в год серьезным испытаниям. Причем страдает от безалаберности, как коммерсантов, так и органов власти. Тем временем символ Казани начинает терять лицо, а вместе с ним и вся столица. И этого можно избежать, если местное самоуправление заинтересуется не только привлечением денег и интересных проектов в город, но и его сохранности в перспективе. Ведь, когда дело заходит о природе, важно не столько событие или явление, сколько его последствия.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное