На парламентских слушаниях по вопросу «Проблемы обеспечения баланса интересов застройщиков и других участников жилищного строительства», проведенных по поручению врио главы Башкирии Радия Хабирова застройщики заявили о «бытовом экстремизме» со стороны дольщиков. Они придерживаются такого мнения, потому что, как им кажется, юридические компании представляющие интересы тех, кто годами ждет купленных квартир, требует чрезмерных средств за ожидание ими жилья. К тому же, юристы требуют оплатить штрафы за низкое качество отделки квартир. По мнению застройщиков, такие суммы в разы превышают фактические затраты дольщиков на устранение недоделок в квартирах. Об этом сообщил депутат Госсобрания - Курултая Башкирии Ринат Зайнуллин на своей странице в Facebook. Он уверен в несправедливости такого отношения к дольщикам. Определение «потребительский экстремизм» носит больше эмоциональный или бытовой характер, поэтому я предложил коллегам воздержаться от применения такого определения, – рассказал Зайнуллин, добавив, что такого рода определение может быть применим к юристам дольщиков, а не к ним самим. К тому же, застройщики назвали таких правозащитников «недобросовестными юристами». Зайнуллин пояснил, что заоблачные штрафы застройщиков от части объясняет компенсацией морального вреда и, по его мнению, юристы могут злоупотреблять этим правом. Таким образом, в ряде случаев с Застройщика взыскиваются заоблачные суммы, в разы превышающие стоимость работ по устранению брака. Полностью согласен, что в таких случаях усматриваются признаки злоупотребления правом. Пробелом во втором случае считаю - не определенные законодателем жесткие требования к компаниям, осуществляющим подобную экспертизу. Этим пользуются юристы дольщиков, завышая стоимость работ по устранению брака в экспертном заключении. Кроме того представители дольщиков препятствуют к доступу в квартиру застройщика, для устранения недостатков, убеждая дольщика, что это необходимо для взыскания суммы, таким образом лишая застройщика возможности досудебного урегулирования конфликта - пояснил Ринат Зайнуллин. По его словам, этот конфликт можно решить не снижением требований к застройщику или ущемлением прав дольщиков, а созданием определенных мер к обеим сторонам. Ведь в случае снижения требований к застройщикам, это приведет к ухудшению качества работ.Также итогом такого ожидаемо злоупотребление правами со стороны недобросовестных предпринимателей. Он предлагает: 1) В договоре долевого участия Застройщику необходимо детально прописать порядок приема-передачи объекта, указывать сроки устранения недостатков и порядок досудебного урегулирования. 2) Ведомость отделки договора долевого участия должна содержать полное описания отделки с указаниями допусков и используемых материалов. Если застройщик например предусматривает стяжку, то указать каким документом/нормами регламентируется качество стяжки. Если стеклопакеты и окна, то какого изготовителя и в какой комплектации. Это несложно, но позволит избежать манипулирования и двойного трактования в судебном разбирательстве со стороны представителя дольщика. 3) Максимально полно и дисциплинированно со своей стороны реализовывать возможности досудебного урегулирования. Создать отделы или службы передачи объектов дольщикам. В максимально сжатые сроки и в положенном объеме удовлетворять требования дольщиков по устранению недостатков. 4) Законодательно определить требования к экспертам в этой сфере, чьи экспертные заключения служат основой для злоупотреблений законодательством со стороны представителей дольщиков. 5) Максимально полно использовать возможности законодательства в судебном разбирательстве, в частности - это отвод экспертного заключения, требование судебной экспертизы, есть возможности обжалования решения суда первой инстанции в верховном суде и так далее. Доказать факт не допуска в квартиру для устранения недостатков тоже не сложно. 6) Использовать опыт передовых девелоперов, смело реализовывать проекты с чистовой или предчистовой отделкой. По данным агрегатора ЦИАН за 2018 год уже треть новостроек старой Москвы предлагалось с отделкой. И этот тренд будет только набирать обороты. Не предъявляя и не устанавливая для своего бизнеса высоких требований и стандартов в современных условиях невозможно эффективно конкурировать. И главное, любить и уважать своих покупателей искренно и по настоящему, и не только в рекламных роликах и на баннерах. Радий Хабиров назвал число обманутых дольщиков в Башкортостане Дольщики одного из долгостроев Башкирии получили ключи от квартир Застройщику «Миловского парка» предъявлено окончательное обвинение