Что говорит статистика В 2015 году в Башкирии острые отравления были зарегистрированы у почти 4 тыс. человек (2014 г. – 3465), из них 575, или 15,6%, – с летальным исходом (2014 г. – 506 или 14,6%). Из общего числа летальных исходов 34,8% - из-за спиртосодержащей продукции. По данным Роспотребнадзора, всего по России в судебных органах на рассмотрении находится 75 исковых заявлений с требованием признать запрещенной информацию в Интернете о продаже алкоголя. За последние два месяца судами рассмотрено 26 исковых заявлений, которые удовлетворены в полном объеме. В результате 45 сайтов и страниц с информацией о продаже алкогольной продукции признаны запрещенными к распространению и подлежащими закрытию в Интернете. Как сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора по РБ, в настоящее время ведомством направлено 15 исковых заявлений о признании информации в Интернете запрещенной к распространению на территории РФ. Все иски против сайтов также направляются в Управление МВД России по РБ, чтобы установить ответственных за распространение информации. «Заказать алкоголь в Уфе» Однако если вбить в строку поисковой системы запрос «алкоголь в Уфе», вылезает далеко не 15, а гораздо большее количество организаций, реализующих алкогольную продукцию дистанционно. На сайте одной уфимской компании, торгующей алкоголем через Интернет, написано: «Мы дарим Вам качественный акцизный алкоголь, купленный нами у проверенных поставщиков, в обмен на бонусы или баллы. У нас вы найдете только напитки известных производителей, в крепко запечатанных бутылках и по самым разумным ценам. С нами доставка алкоголя не порождает никаких проблем. Получайте удовольствие от фирменного алкоголя!» Но каковы гарантии, что этот алкоголь фирменный и не представляет опасность? Большинство номеров, указанных на сайтах подобного рода, не отвечают, а если отвечают, то собеседники делают вид, что не понимают, о чем идет речь. Некоторые совершенно искренне говорят о том, что этот номер у них недавно и ранее принадлежал другому человеку либо по кругу задают одни и те же вопросы, пытаясь выяснить, откуда информация о том, что они продают алкогольную продукцию через Интернет. До одной компании нам удалось дозвониться и узнать, какова позиция представителей компании – собеседник предпочел остаться инкогнито. «Мы обладаем всеми необходимыми сертификатами и лицензиями и готовы предъявить их каждому желающему, потому не боимся, что кто-то может пострадать от реализуемой нами продукции». На вопрос о закрытии сайта нам ответили, что это не страшно, ведь всегда можно создать новый. Ответственность должен нести продавец, а при покупке подобного товара через Интернет любые риски несет сам потребитель, а не компания. Однако у представителей сетей, торгующих алкоголем легально, другое мнение. Менеджер по работе с частными и корпоративными клиентами компании «Dasko Group» Дмитрий Михеев без тени сомнения ответил, что в любом случае покупка неизвестного дешевого алкоголя через Интернет сопряжена с риском: «Любая «охота» на продажи через интернет помогает борьбе с контрафактом. Никто не может контролировать качество подобной продукции. В результате возрастает риск роста контрафакта, некачественного товара, а соответственно и отравлений. Ответственность должен нести продавец, а при покупке подобного товара через Интернет любые риски несет сам потребитель, а не компания. Все, правильно, не нужно допускать торговлю алкоголем дистанционно». Кто пьет такую продукцию Все знают о риске покупки дешевого, но в то же время элитного алкоголя через Интернет. Однако бизнес процветает, а значит, есть и люди, активно покупающие такую продукцию. Мы дозвонились еще до одной организации, занимающейся подобным бизнесом. По словам собеседника, компания доставляет на дом в основном продукты питания, бытовую химию, а также еду из ресторанов. Но также они занимаются и доставкой алкоголя. Собеседник отметил, что доставка осуществляется только в дневное и вечернее время. Но на сайте указана совершенно другая информация: «Доставка алкоголя ночью – это лучший способ получить алкоголь, в то время как многие заведения и доставки города уже закрыты, мы работаем до 04:00 часов ночи. Круглосуточная доставка алкоголя в Уфе – это наша работа, которую мы выполняем на "отлично"!» Как отметил представитель компании, заказывают доставку алкоголя разные люди: мужчины и женщины, стар и млад, но в основной массе все адекватны и прилично одеты. Чаще всего заказывают вино, водку и коньяки из магазинов. По его словам, алкоголики заказы не делают, так как доставка платная и у них на это просто нет средств. Представитель другой компании сообщил, что у них основной поток заказов идет в ночное время, после 23:00, когда запрещена продажа алкоголя в магазинах. По их словам, алкоголь заказывают те, кому лень идти в магазин, либо они не успели запастись на ночь. Собеседник также рассказал, что это совершенно обычные люди и каких-то из ряда вон выходящих, вопиющих случаев с рецидивистами и буйными алкоголиками не было. Что еще будет сделано для контроля Если внесенный в Госдуму законопроект будет принят, то дистанционным продавцам нужно будет купить лицензию, которая стоит 80 тыс. руб. в год. Приобрести ее смогут лишь те компании, у которых порядок с документацией и есть все действующие лицензии на производство или реализацию алкоголя. Контроль онлайн-торговли алкоголем будет осуществлять Росалкогольрегулирование: регулятор будет выдавать лицензии и вести реестр доменных имен интернет-магазинов, отслеживать и блокировать ресурсы, не входящие в реестр. На интернет-продажи будут распространяться те же требования, что и у традиционной розничной торговли – запрет на продажи алкоголя ночью, запрет на продажу водки покупателям моложе 18 лет, обязательное размещение информации о продукции в ЕГАИС (Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система) и т.д. Также сейчас в Госдуму внесен законопроект, который в случае его принятия увеличит штрафы за торговлю алкоголем без лицензии в 10 раз. Напомним, что сегодня размер санкций для индивидуальных предпринимателей не превышает 10 тыс. руб. Как видите, сумма небольшая, что ведет к росту оборота нелегального спиртного. Мнение «По сути, государство собирается легализовать теневой рынок. И это логично – запрет действительности, которая де-факто всё равно осуществляется, – это упущенная выгода. По сути, государство само загнало себя в тупик – повышение минимальных цен на водку, ограничение времени продажи алкоголя, увеличение акцизных сборов и прочие «прелести» антиалкогольной кампании довели ситуацию до того, что многим предприятиям стало дешевле и проще производить (и продавать) «левую» продукцию. По усреднённым экспертным данным, до 45% всей алкогольной продукции является контрафактной. Часть «теневых» продаж идёт через Интернет, и эти магазины пользуются всё большей популярностью (цены ниже, выбор больше). Тешить себя иллюзиями, что раз продажа водки онлайн запрещена, то этим никто не занимается – глупо. Гораздо умнее обязать всех причастных к алкогольной e-commerce платить налоги наравне с остальными игроками рынка. Сомневаюсь, что подобные действия сильно «обелят» алкогольный рынок, но какой-то процент магазинов лицензию всё же купит. Скорее всего, это будут крупные интернет-площадки. Однако осилить сбор в 80 тыс. рублей и установку ЕГАИС мелким компаниям не под силу, поэтому кардинально нововведения ничего не решат». Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям пивоваренной компании АО «САН ИнБев». «Внесенный на рассмотрение законопроект о частичной легализации торговли через Интернет – еще один шаг к здоровой эволюции алкогольного рынка России. Интернет-торговля алкогольными напитками распространена и давно используется во многих странах мира. Правила ее регулирования затрагивают все категории, включая пиво, чего пока нет в предложенной инициативе, касающейся лишь лицензированных компаний. Мы считаем, что данный факт является существенным недостатком, так как принятие поправок без учета такой весомой категории, как пиво, будет носить дискриминационный характер и нарушать принципы здоровой конкуренции. Данный шаг будет являться также неоднозначным с точки зрения стремления государства изменить структуру потребления алкоголя от более крепкого к слабому. Безусловно, основная цель вынесенного на обсуждение проекта – сделать оборот алкогольной продукции более прозрачным, но нам бы хотелось, чтобы данная инициатива не несла дискриминационный характер к другим категориям алкогольной продукции».