пришлите новость

WhatsApp Telegram

Эксперт: падение экономики Башкирии – это надолго. В «плюсе» будет только гособоронзаказ

14:22, 15 июня 2023

В интервью сетевому изданию Пруфы.рф наш эксперт экономист Всеволод Спивак рассказал о социально-экономическом положении Башкортостана, сравнил его с Татарстаном, о том, в чем хранить сбережения (если они есть) и когда наша республика снова начет играть в высшей экономической лиге.  

Эксперт: падение экономики Башкирии – это надолго. В «плюсе» будет только гособоронзаказ
Всеволод Спивак. Фото: Пруфы.ру

Опубликованы данные о средней зарплате по Башкирии, которая равна 53 тысячам рублей. Мы действительно стали лучше жить?

53 тысячи рублей – это средняя зарплата в Башкирии. В Уфе по тем данным, которые были опубликованы, она равна примерно 64-65 тысяч рублей.

Надо иметь в виду: есть средняя зарплата, а есть медианная. Что такое средняя зарплата. Один получает 300 тысяч рублей, 10 получают по 20 тысяч рублей, а средняя зарплата получается 50 тысяч рублей.

Средняя температура по больнице.

Совершенно верно: в реанимации +42, в морге +24, а в среднем +36,6, и выходит – вроде бы все живы и здоровы.

А медианная зарплата – это значение, которое делит 50% людей с меньшим доходом и 50% людей с большим. И эта цифра, как мне думается, лучше отражает доход, зарплату среднего человека. И если сейчас 53 тысячи – это средняя зарплата по Башкирии, то значение медианной находится в районе 38-40 тысяч рублей.

Также необходимо иметь в виду, что те цифры, которые публикуются – это начисленная зарплата, до вычета подоходного налога. Соответственно, на эту сумму налога публикуемый показатель необходимо скорректировать. И выйдет, что чистая (на руки) медианная зарплата по Башкирии равна 35-36 тысячам рублей. Это, на мой взгляд, уже больше похоже на реальное положение вещей.

Когда статистика говорит: зарплата 65, многие могут подумать, что статистика врет. Статистика не всегда врет. Просто нужно понимать, что стоит за этими цифрами.

Средняя цена квадратного метра жилья в Казани в июне 2023-го – в диапазоне от 140 до 160 тысяч рублей. В Уфе средняя стоимость «метра» в это же время едва достигает 100 тысяч рублей. А ведь раньше, еще несколько лет назад Уфа «стоила» дороже. Что случилось?

Действительно, Казань по уровню цен на недвижимость нас обогнала. Я это связываю с увеличивающимся разрывом в зарплатах и доходах населения обеих столиц.

А как вообще обстоят дела с социально-экономическим положением Республики Башкортостан и у наших соседей?

В контексте сравнения социально-экономического развития наших соседствующих регионов перейдем сразу к инвестициям. В Башкирии объем инвестиций в первом квартале текущего года составил порядка 70 миллиардов рублей, в Татарии более 150 миллиардов. Двукратная разница.   

По валовому региональному продукту (ВРП), если не ошибаюсь, то по итогам 2022 года мы должны выйти на цифру 2,2 триллиона рублей. В Татарии, по-моему, 3,6-3,8 триллиона рублей. Разница более чем в полтора раза. При том, что численность населения у нас примерно одинакова.

Почему так происходит?

Вопрос интересный. Я думаю, что во многом причина в качестве управления. Даже вот посмотрите на то, как происходил переход власти от старых аксакалов к новым у нас и у них. Плавно и контролируемо у них, и дергано и нервно – у нас, что сопровождалось множественными внутренними конфликтами.  

Если взять, скажем, 1998 год, то Башкирия создавала примерно 2,5% российского ВВП, вклад Татарии был на уровне 2,8-2,9. Так вот их доля 2,8-2,9% осталась, а наш вклад упал до уровня 1,7-1,8%. Это отставание накопилось за 25 лет.

Если посмотреть уровень доходов десять лет назад, то разница между доходами населения Башкортостана и Татарстана была на уровне 7-10%. Сейчас наше отставание по доходам населения также значительно увеличилось, и сейчас оно на уровне 20-25%.

Повторю: это происходит не одномоментно, отставание происходит из года в год, на полпроцента, на процент.

Вторая после низкого уровня управления причина нашего отставания заключается в том, что структура экономики соседей более отвечает актуальным реалиям.

В каком смысле у них актуальная структура экономки, а у нас нет – у нас сельское хозяйство, а у них инновации – так, что ли?

Ну вообще, доля населения, проживающая в сельской местности, гораздо выше у нас. У них из 4 миллионов в сельской местности живут порядка 900 тысяч человек, у нас 1 миллион 400 тысяч человек.

И вот если говорить понятиями стратегического развития, то мы должны переносить ресурсы из отраслей с низкой производительностью труда в отрасли с высокой производительностью. Но когда мы говорим о переносе ресурсов из сельского хозяйства, найдется много людей, которые вам скажут: хлеб всему голова, село надо поддерживать и так далее.

Но мировые тренды заключаются в том, что вы не можете на селе системно создавать условия для жизни и поддерживать уровень доходов, которые есть в городах. Это мировой тренд, и сформировался он не 10 лет, не 20, это происходит столетиями.

Не исключаю, что этот структурный перекос также является одним из определяющих факторов отставания одного региона от другого. А насколько этот структурный перекос имеет искусственную или органичную природу – это вопрос дискуссии.

Башкирия многие годы является основным донором рабочей силы «на севера». Сейчас на СВО. Это тоже от низких доходов?

Отчасти – да. Но с деньгами это связано отчасти. Башкирия традиционно с 1970-1980 годов выступала поставщиком на Север трудовых ресурсов в целях освоения нефтяных месторождений. И сейчас, приезжая на Север, человек оказывается в окружении, которое ему понятно, он оказывается в культурной среде, которая ему понятна, близка и комфортна. Другими словами, едут не только и не столько за «длинным рублем», это история, которая насчитывает несколько десятилетий. Сейчас у многих жителей Башкирии там знакомые, друзья, родственники.   

А что у нас с промышленностью? Власти постоянно говорят о том, что промышленность у нас очень развитая, приводят цифры промышленных индексов.

Цифры, вырванные из контекста, мало о чем говорят. То же снижение прибыли среднего и крупного бизнеса в первом квартале этого года. Она резко выросла в первом квартале 2022 года по сравнению с 2021-м. И все начали бить себя в грудь – мол, какие мы молодцы. А это не молодцы: просто люди ринулись все покупать на фоне резкого роста цен, людям нужно было куда-то срочно деть деньги – на фоне того, что курс доллара вырос до 120 рублей, началась паника. Искусственно получился такой мощный рост прибыли. И то, что в этом году прибыль упала – это естественный обратный процесс, корректировка.

Или инфляция, которая сейчас дефляция. Так вот эта дефляция на фоне резкого скачка цен прошлого года и сам по себе этот показатель ни о чем не говорят.

Хочется надеяться, что при расчете бюджета аномальный и неестественный рост прибыли в начале 2022 года в расчет не брался.

Как, кстати, вы как эксперт оцениваете эффективность работы финансово-экономических властей России на фоне мощных кризисов: «ковидного» 2020-2021 годов и нынешнего? Речь, в частности, идет о нашей землячке, главе ЦБ Эльвире Набиуллиной. Справляется она с работой?

Если говорить о «ковидном» кризисе, то там подвигов никто не совершил. У нас доходы падали, а в США они росли. Был дискуссионным вопрос раздачи «вертолетных» денег, вы помните. Мы выбрали путь – не раздавать. В США раздавали. Результат: у нас доходы падали, у них росли. Причем у нас реальные доходы ниже, чем в 2013 году. Номинально у нас доходы растут, но реально они падают.

Это как в том интернет-меме: пенсия у нас выросла с 300 долларов до 200?

Да, отрицательный рост. В США в это время и доходы, и ВВП росли. Поэтому, кто успешно и успешнее справился с «ковидным кризисом» – это еще вопрос.

Следующий вопрос: какие ставились цели при реализации тех или иных антикризисных мероприятий. Я допускаю следующее. Мы долго выбирали между экономическим ростом и стабильностью, остановив выбор в пользу стабильности.

Если же говорить о том, как действовал ЦБ, начиная с первого квартала прошлого года, они показали себя хорошо, они молодцы.

По 10-балльной системе, какую оценку вы поставили бы главе ЦБ?

Восьмерку, думаю.

Если это переводить в 5-балльную систему, то получается оценка «хорошо».

Даже с плюсом. Девяточку.

Власти Башкирии с завидным постоянством декларируют рост инвестиций в экономику республики. Проводятся на постоянной основе инвестиционные сабантуи в Сибае. А где, как и когда можно будет ощутить реальные последствия инвестиционного бума? И как он будет проявляться – увеличением рабочих мест, или еще как?

Инвестиционный цикл достаточно длителен, а у общества зачастую бывают завышенные ожидания. Если имеет место сложный инвестиционный проект, результат можно увидеть только через много лет.

Сейчас же можно увидеть некоторые признаки. У нас опережающими темпами в последнее время росли инвестиции. Но здесь нужно учитывать эффект низкой базы. В прошлом году объем инвестиций составил 512 миллиардов рублей. На фон того, что ВРП на уровне 2,2 триллиона рублей, инвестиции уже составляют 25% от ВРП.

Это хорошо?

Это начальный уровень, когда можно говорить о развитии. Доля инвестиций выросла, это правда. Если инвестиции на уровне 15-20% от ВРП, то речь идет лишь о поддержании состояния основных фондов. Если уровень инвестиций поднимается выше 20-25% от ВРП, можно надеяться на какое-то развитие.

Однако за это мы поплатились дефицитом бюджета. И показатель этот уже подходит к тому значению, которое начинает несколько напрягать. У нас налоговых льгот предприятиям предоставляется на сумму в районе 13,5-15 миллиардов рублей, в Татарстане в три раза меньше. То есть мы стимулируем инвестиции, тратим на это огромные деньги. А будет ли положительный эффект от инвестиций и каким он будет – это мы узнаем значительно позднее.

А новые рабочие места?

Количество рабочих мест в Башкортостане, если говорить о последних данных, то по этому показателю мы пока еще не достигли тех значений, пиковых, которые были при Хамитове. В последние полгода есть заметный рост количества новых рабочих мест. Но этот рост, я думаю, связан не столько с эффективностью внутренней работы в республике, сколько с российской тенденцией. Рабочие места создаются не в созидательных отраслях экономики, где производят масло, хлеб, технику, мебель, а в ВПК.  

Продолжим антикризисную тему на микроуровне: в чем простому человеку держать сбережения? Раньше советы сводились к корзине: ну, примерно пополам – в долларах и евро. А сейчас?  

Если наличные и сумма не огромная, распределите между долларом и евро, можете взять немного юаней. Но здесь есть определенные риски: в Китае экономика управляется государством и это управление гораздо жестче, чем то, как экономика управляется, скажем, в странах Евросоюза. Китай может в один момент взять и девальвировать свою валюту.

Если безналичные деньги, то здесь ситуация несколько сложнее. Оборот евро и доллара может быть в любой момент заморожен. Сейчас эти валюты частично оборачиваются в стране в безналичной форме.

А крипта? Криптовалюты когда-нибудь придут на замену традиционным деньгам?

Не думаю. Государства не позволят в полной мере криптовалютам заменить обычные деньги. Потому что собственная валюта, денежно-кредитная система является значимым элементом суверенитета любого государства. Поэтому, если объем оборота криптовалют достигнет чувствительного уровня для государства (любого), оно начнет жестко сопротивляться.

Насколько популярны у нас частные инвестиции в активы публичных корпораций?

Рост открытия частных брокерских счетов идет очень существенный, интерес к акциям компаний и различным финансовым инструментам растет. Я это связываю, в том числе с тем, что традиционное размещение денег в банках, с точки зрения сохранения реальной стоимости денег, убыточно. Люди поэтому используют другие инструменты – акции, недвижимость.  

Когда Башкирия будет снова играть в высшей экономической лиге? Хотя бы в пределах Приволжского федерального округа (ПФО).

Оснований для того, чтобы видеть какой-то резкий опережающий рост по отношению к средним по ПФО показателям, я пока не нахожу. Если говорить об ожиданиях по уровню доходов, зарплаты, я думаю, что уровень доходов вырастет, в том числе в реальном выражении. Но, скорее всего, этот рост будет определяться отраслями, работающими на ВПК, на госзаказ. У остальных, кто не работает на этих предприятиях, уровень доходов не повысится и даже упадет. То же самое можно сказать и о ВРП: его рост, скорее, будет обусловлен выполнением гособоронзаказа. Экономика созидания покажет небольшой минус.  

И это надолго?

Думаю, да.

 

PS. В России пришли за блогерами и их деньгами. Когда придут за башкирскими блогерами?

Я не знаю таких башкирских блогеров, которые по доходам могут сравняться с московскими. По крайней мере, на виду.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное