пришлите новость

Пробуксовка транспортной реформы. Почему миллиарды не спасают «Башавтотранс»

17:49, 02 апреля 2021

Тем временем прокуратура проверит «кладбище» НЕФАЗов

Пробуксовка транспортной реформы. Почему миллиарды не спасают «Башавтотранс»

Эксперт транспортной отрасли Олег Арефьев озвучил результаты опроса уфимцев, проведенного редакцией «Общественный транспорт Башкортостана» совместно с «Союзом защиты прав пассажиров Республики РБ» о результатах так называемой транспортной реформы в Башкирии. Более половины опрошенных отметили, что в результате стало только хуже, а около четверти отметили, что ничего не изменилось. Можно сомневаться в репрезентативности опроса, но очевидно, что усилия башкирских властей имеют крайне низкий КПД. Не всегда больше значит лучше. 

Выдавить нелегалов

Сейчас громкие заявления и инициирование конфликтов со стороны башкирских властей как затравка перед какими-либо масштабными мероприятиями стали уже привычными.

Транспортная реформа в Башкирии началась в конце 2018 года с выражения типа «вам тут не Техас» или предложения главе ГИБДД пойти застрелиться, что слегка ввергало в оцепенение общественность. При этом «наезд» на Динара Гильмутдинова поначалу воспринимался как логичный из-за слухов о его близких связях с некоторыми частными перевозчиками. Потому что сама реформа или, как ее называли власти, наведение порядка началось именно с выдавливания с дорог столицы нелегальных перевозчиков.

Руководитель Ассоциации пассажирских перевозчиков Уфы Наталья Тептерева уточнила, что под нелегалом подразумеваются перевозчики, не имеющие разрешительной документации, которая выдается как муниципалитетом, так выдавалась и Госкомтрансом.

- Чиновники стали говорить, что если юридическое лицо либо предприниматель имеет лицензию, то он уже не является нелегальным перевозчиком. Но закон предусматривает еще и наличие разрешительной документации, которая позволяет осуществлять перевозки по конкретным маршрутам, - говорит она.

В результате жестких действий ГИБДД и других надзирающих органов с дорог быстро исчезли перевозчики, которых «назначили» нелегалами. Казалось бы, первый этап прошел успешно, но стало очевидно, что успешно не для пассажиров. Теперь почти 13,4 % опрошенных Арефьевым говорят, что доезжают на работу только в результате пересадок, а почти 30% тратят на это больше часа. Приведение живых примеров тут излишне, достаточно зайти в паблики городских сообществ. Пассажиры, частные перевозчики и эксперты в один голос говорят, что маршруты упростились, а доехать из пункта А в пункт Б без промежуточного В стало намного сложнее.




Победить деньгами

К сожалению, история развития России – это экстенсивный путь. Сегодня эффективность управленческих решений заменена объемом освоенных средств. Транспортная реформа через вливание миллиардов в ГУП «Башавтотранс» для закупки новых автобусов является таким ярким примером. Напомним, что курирование транспортной реформы Радием Хабировым было поручено первому заместителю руководителя Администрации Главы РБ Ринату Баширову. На первом этапе проводником его политики был давний соратник в лице заместителя председателя Госкомтранса РБ Азата Калимуллина. У господина Калимуллина репутация непростая, были и уголовные дела, были и судебные процессы. Но главное, что у него была четко отлажена схема закупок автобусов «НефАЗ». Правда, была также и некрасивая история с закупками запчастей для лизингованных автобусов, но Калимуллин из неё выкрутился. К слову, «НефАЗ» строится на базе шасси «КамАЗ», и все это мы пишем потому, что закупки этих марок для нужд «Башавтотрнаса» и «Башкиравтодора» в нашем понимании давно превратились в «схематозы».




 Один из самых важных вопросов – сумма бюджетных средств, полученных «Башавтотрансом» в качестве мер государственной поддержки, а также цена и количество закупленного подвижного парка. На вопрос о суммах субсидий республики по годам с 2017 по 2021 год руководитель «Башавтотранса» Надир Самиев предпочел не отвечать. В ответе на запрос сообщается, что с 2018 года (с начала реформы) закуплено 723 единицы автобусов, которые работают по всей республике. Опять же стоимость всех закупок не раскрывается. Однако по нашим данным, только в 2019 году было приобретено 478 машин стоимостью 1 миллиард 832 миллиона рублей: 26 НефАЗов, 170 Ford Transit, 222 «Вектор-Некст» и 35 ЛиАЗов. В 2020 году снова закуплено 245 автобусов на 1,3 млрд. рублей, из них собственные средства «Башавтотранса» составили лишь 102 миллиона, остальную сумму выделили из бюджета региона.  

Пандемия виновата?

Многие уфимцы помнят, как примерно полтора года назад за рулем уфимских автобусов «Башавтотранса» они часто видели уроженцев Средней Азии. Приобретение большого количества подвижного состава обнажило проблему нехватки водителей. Ее решали путем переманивания водителей от частных перевозчиков, за счет потерявших работу водителей нелегальных перевозчиков и мигрантов. Но сегодня есть все основания полагать, что проблема до сих пор не решена.

АТП № 6 ГУП «Башавтотранс» на улице Сипайловской. Под огромными слоями сугробов стоят несколько десятков НефАЗов, которые выглядят как новенькие. Собеседники на самом предприятии, частные перевозчики и сами водители говорят, что на эти автобусы не хватает водителей.

закопаны.JPG

    «Кладбище «НефАЗов»

Коллеги с портала Уфа1 делали репортаж с места. В качестве главной причины нехватки и текучки кадров они обозначают высокие нагрузки и не соответствующие им заработные платы. Однако есть и иная причина – пандемия. Как и мелкие строительные компании, в затруднительном положении оказались и перевозчики. Границы в рамках карантинных мер были закрыты, а приток рабочей силы мигрантов иссяк.

Руководство «Башавтотранса» убеждает нас, что подвижной состав предприятия укомплектован на 100%, но выглядит это не более чем жонглированием. Если выпускать на линию не все автобусы, то и водителей нужно меньше. Господин Самиев убеждает, как стало прекрасно передвигаться по проспекту Октября. Но 70 % опрошенных, по данным Олега Арефьева, жалуются на переполненность автобусов, то есть нехватку автобусов на линии.

Кстати, о простаивающих автобусах «Башавтотранс» сообщает, что эти автобусы 2014 года, которые дожидаются капитального ремонта. 22 из них отремонтированы своими силами, а остальные будут отправлены в Набережные Челны для ремонта на производстве. Только вот незадача, на автобусы нанесена раскраска. На транспорте отсутствуют номера, что может свидетельствовать о том, что они вообще не стоят на учете в ГИБДД. Поэтому позволим себе усомниться в официальной версии предприятия.

В рамках транспортной реформы удался, пожалуй, только один аспект – введение оплаты по картам, в том числе «Алга». Трудно, с боем, но процесс идет. И все же этого недостаточно для того, чтобы говорить об успехе транспортной реформы в целом. Самое печальное, что вменяемой концепции дальнейшего развития не предвидится.

 

Сообщение Прокуратуры РБ

Прокуратура республики проводит проверку о неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных на приобретение в 2019-2020 гг. автобусов для ГУП «Башавтотранс». Будет также дана оценка прозвучавшей информации о простое транспортных средств предприятием и нарушении трудовых прав водителей.

Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ










© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика